Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ФИЛОСОФЫ И ИСТОРИКИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ




По типу фиксации информации можно выделить следующие типы исторических источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, кино-фотодокументы, фонодокументы, изобразительные. Сюда же можно отнести новейший тип исторических источников — цифровые. Типы исторических источников подразделяются на виды в зависимости от цели создания. Например, письменные источники делятся на следующие виды: законодательные акты, актовый материал, материалы делопроизводства, политические сочинения и проекты, публицистика, периодика, источники личного происхождения, документы политических партий и общественных организаций, статистические материалы, научные и учебные труды, литературные произведения, экономико-географические описания, сочинения иностранцев, справочные издания. Также выделяются роды источников, каждый из которых представляет собой локально-исторический комплекс объектов определенного типа и назначения. Например, летописи, конце XIX в. была также распространена классификация источников на остатки и предания.


-письменные( на камне, берёсте, пергаменте, бумаге и пр);

ПРИМЕР: 1. Законодательные акты – Полное собрание законов Российской империи:

  • «Собрание Первое. 1649 – 1825 гг. (в 45 томах)».
  • «Собрание Второе. 12 декабря 1825 – 28 февраля 1881 г.(в 55 томах)».

грамоты (Одним из первых упоминаний грамоты считается указание в «Повести временных лет» на грамоту Владимира Святославовича, о десятине, данной церкви Богородицы. В виде грамот изложены и некоторые судебные кодексы того времени, например, Новгородская и Псковская судные грамоты. В настоящее время, в России, видом поощрения является Грамота Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Остроми́рово Ева́нгелие — хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник древнерусского изводастарославянского языка, считается древнейшим памятником древнерусского языка
-вещественные; ПРИМЕР: Орудия труда – деревянный плуг, ручное рубило, камнерез, рало, соха, борона и др. Ювелирные изделия – браслет, кулон, диадема, амулет, медальон, ожерелье и др.;украшения, посуда, одежда тех людей, которые когда-то жили (Каркаралинская диадема, Золотой Человек) : В огромных курганах знати «сакских царей» найдены предметы, которые явл. наиболее известными находками «Золотой человек» - останки сакского воина в золотой одежд из Иссыкского кургана, Жалаулинский клад : Множество золотых изделий лежали в войлочном мешке, зарытом в землю неизвестным "охотником за сокровищами" в начале ХХ века. Все золотые изделия были добыты из разграбленных сакских курганов Кегенской долины, которая являлась одним из центров обитания саков. Каргалинская диадема, семиреченская «художественная бронза»- светильники, жертвенники, котлы.
- этнографические; ПРИМЕР: Сведения об обрядах – «святках», масленице, празднике Ивана Купалы, свадебных, похоронных церемониях.

- устные (фольклорные); ПРИМЕР: Былины – «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», «Добрыня и Змей».

- лингвистические; ПРИМЕР: Сведения о происхождении географических названий – Украина, Черное море, Новгород, река Ловать, Куликово поле и др.

-фонодокументы – громофонные записи первых лиц гос-ва И.Сталин и др., воспоминания участников партизанского движения, героев Вов и мн.др)

-фотокинодокументы.

Этнографические, устные (фольклорные) и лингвистические источники могут быть представлены в письменной форме, или же в виде фоноисточников и кинофотодокументов. Графические (картографические) источники же вообще не попадают ни в один из названных типов. Поэтому И.Д. Ковальченкопредложил классификацию с точки зрения не способов, а форм фиксации информации и выделил следующие типы:

1.вещественные;

2.изобразительные: художественно-изобразительные и графически-изобразительные;

3.письменныеисточники;

4. фонодокументы.

Вопрос.2.Изобразительные источники. Общая характеристика.

а) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусство кино и фотографии);

б) изобразительно-графические (источники, которые содержат информацию, переданную при помощи графических изображений);

в) изобразительно-натуральные (фотографии, документальные кинокадры).

ПРИМЕР.Иконы – иконы Святой Троицы, богороднические иконы, иконы святых и сил бесплотных, символические и аллегорические композиции.

Парсýны – «Андрей Бесящий», «Яков Тургенев».

Картины (портреты, пейзажи и др.)

Вопрос.3.Вещественные источники во всем их многообразии (от предметов археологии до современных машин и бытовых предметов). Это, кстати, позволяет учесть, что в результате деятельности человека изменялся и растительный и животный мир (флора и фауна). К данному типу можно отнести не только чучела животных, птиц и муляжи плодов, гербарии (выставленные в музеях), но и самих животных, птиц, растения и другие природно-географические источники исторического (искусственного) происхождения.

ПРИМЕР: Орудия труда – деревянный плуг, ручное рубило, камнерез, рало, соха, борона и др. Ювелирные изделия – браслет, кулон, диадема, амулет, медальон, ожерелье и др.

Вопрос.4.Разновидности письменных источников.

Документальные источники:

1. Документы законодательства (памятники права); ПРИМЕР: 1. Законодательные акты – Полное собрание законов Российской империи:

  • «Собрание Первое. 1649 – 1825 гг. (в 45 томах)».
  • «Собрание Второе. 12 декабря 1825 – 28 февраля 1881 г.(в 55 томах)».

2. Актовые источники (договорного характера); ПРИМЕР: 1604 г., января 20. – Грамота сургутскому воеводе Федору Головину и голове Гаврилу Писемскому о строительстве г. Томска

3. Материалы делопроизводства (в результате деятельности канцелярий и других учреждений по созданию документов); Под материалами писцового делопроизводства понимаются документы, связанные с хозяйственным описанием различных земель и районов.Эти материалы важнейший источник по экономической истории Московской Руси.

Распространение материалов писцового делопроизводства началось с конца XV в. Самая ранняя из сохранившихся писцовых книг относится к 90-м. гг. XV в. (ПРИМЕР: Материалы хозяйственного описания пятины в Новгородской земле).4. Статистические материалы (выросшие из массива делопроизводства как реализация обратной связи в управлении). В качестве подвида сюда относим: экономико-географические, хозяйственные описания, а также материалы фискального учета, которые часто приобретают характерные черты массовых источников. ПРИМЕР: Первой опубликованной статистической информацией можно считать глиняные таблички

Шумерского царства (III — II тысячелетия до н. э.).

Повествовательные источники:

1. Летописи И хроники;

2. Мемуарная литература и эпистолярные источники (многие мемуарные произведения зарождались в эпистолярной форме, тесную связь между этими подвидами можно проследить на протяжении ХХ в.). В учебнике РГГУ 1998 г. им дано общее название: источники личного происхождения. Письма Николая I и Ал. II – вел. Кн.Константину Николаевичу.

3. Литературные и публицистические произведения (в том числе переводная и агиографическая литература) - их сближает стремление автора в той или другой степени воздействовать на читателя, значительный отход от действительности в стремлении обосновать свою точку зрения, свою мысль, эмоциональное воздействие на читателя и т. д.;

Периодическая печать рассматривается как специфическая система, исторических источников, ибо помимо видов, характерных для своих развитых форм (аналитический жанр: корреспонденции, статьи, рецензии; художественно-публицистический: очерки, фельетоны, памфлеты), периодика содержит и законодательные документы, и мемуарные произведения и т. д. Пример (Французские хроники) Летопись - более или менее подробный рассказ о событиях. Русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени. ПРИМЕР: Ипатьевский список (Ипатьевская летопись получила свое название по месту нахождения — историк Н. М. Карамзин обнаружил список XV века в Ипатьевском монастыре под Костромой)

 

Вопрос.5.Проблемы определения подлинности источников. Определение подлинности источника складывается из установления текста, его интерпретации и изучения происхождения. Сознательная фальсификация исторических источников в России берет свое начало по крайней мере с конца XVII в. "Завещания" Петра Великого. Все сфабрикованные свидетельства можно разделить на две группы. Основная их часть была подделана в прошлом, которое они представляют. Чаще всего это были поддельные юридические документы. Они подтверждали право владения, либо давали различные льготы. Таковой, в частности, была жалованная Троицко-Сергиевскому монастырю грамота на новое земельное владение, данная ему в 1393 году Дмитрием Донским. (Он умер в 1389 г.). Известны также поддельные законы. Типичен в этом отношении подложный манифест от 7 июля 1762 г. о восшествии на престол Екатерины II, составленный дьячком Казанского уезда Кузьминым. Документ давал свободы приписным крестьянам. Как видно из приведенных примеров, подделанные в прошлом документы претендуют представлять какую-то социокультурную систему прошлого, но на деле они выражают интересы другого социального субъекта. Поэтому они не могут быть использованы для изучения той культуры, которую ложно представляют.

Другая группа ложных свидетельств вообще не выражает прошлого. Данные лжесвидетельства изначально фабриковались в более позднее время как поддельные источники. Создавали их с целью сформировать нужные представления о прошлом. Подобные подделки фабриковали сами исторические факты. Именно такой фальшивкой многие историки считают Прусское письмо Петра I Сенату, отправленное им в 1711 г. из турецкого окружения. Письмо было опубликовано в 70-х годах XVIII века. Оно обосновывало возможность отказа от принципа первородства при наследовании русского трона и было выгодно Екатерине II в ее отношениях с наследником Павлом Петровичем. Особенно часто подделывались мемуары и дневники. Так, в советское время, в 20-е годы, с целью дискредитации императора Николая II был сфабрикован Дневник фрейлины императорского двора А.А.Вырубовой.

- определение подлинности источника -

Одним из наиболее важных этапов работы с источниками является определение подлинности или поддельности исторического источника. Подлинным (аутентичным) историческим источником называется такой исторический источник, который излагает знание о прошлом в его первоначальных, неизмененных, неискаженных виде и форме и с таким содержанием, которое ему придал действительный создатель источника.

Возможны следующие состояния подлинности и поддельности источника: а) когда источник подлинный полностью, б) когда он аутентичен только частично, и в) когда он полностью подделан (сфальсифицирован).

Подделкой (фальсификацией) считается изготовление источника в подражание стилю какой-нибудь исторической эпохи или какого-то автора, и образцы подобной фабрикации или имитации. Если источник создается не тем лицом, которому он приписан, и возник не в том месте, не в то время и не в тех условиях, в которых по своим признакам должен был появиться, и если к тому же он не является копией несохранившегося источника, его можно считать подделкой.

Рассмотрим случаи полной подделки источников. Они характерны для имитаторов любых исторических, в том числе и художественных источников. Фальсификаторы изобразительных источников достаточно известны, а их имитации хорошо изучены в литературе. В этих случаях лица, создающие подделку, детально следуют стилистике определенного времени или художественному почерку выбранного мастера и тщательно копируют его специфические приемы. Для большего правдоподобия они используют старые материалы, технические рецепты и приемы. Например, художественному источнику придается "старый" вид (патина, то есть пленка на поверхности изделия из металла при его окислении, повреждение живописи и т. д.). Производится создание механических изъянов, намеренная фрагментарность, будто бы вызванная временем.

 

Вопрос.6. Основные группы источников по истории

а)Древнего Востока.

Древний Египет

Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж.Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии, упоминает наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.

Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (город Фивы). Придворный писец не только перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III, но и развил определенную концепцию истории его царствования: он рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего мира. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.

Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона (Мер-не-Тхути), написанное в IV—III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он работал в русле прежде всего египетской исторической традиции, был египетским жрецом, пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен.

Ценнейшими источниками являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных документов, так и в виде целого их собрания в каком-либо архиве. Можно назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени. Наиболее древним является архив, найденный в храме царя Нефериркара (V династия. XXV— XXIV вв. до н. э.). В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от до­полнительных работ в пользу царя. Сохранились и многие другие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях эпохи Древнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XII династия), список заключенных в фиванской тюрьме, документы, оформляющие куплю-продажу имущества, земли, рабов, протоколы допросов и материалы следствия о заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие. Многочисленные документальные данные —надежная основа для восстановления египетской истории.

Древняя Месопотамия

Основными источниками по истории Древней Месопотамии являются памятники материальной культуры,письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов. Важное значение для истории имеют даже небольшие и на первый взгляд не первостепенные вещественные памятники, например, цилиндрические печати и их оттиски, в изобилии находимые в Месопотамии. Наиболее древние хозяйственные архивы (конец IV тысячелетия до н. э.), содержащие около 1000 глиняных табличек, дошли из Урука и Джемдет-Насра. Написаны они наиболее ранней формой письма: пиктографическими знаками, или протоклинописью, еще до конца не расшифрованной. По содержанию они представляют собой документы хозяйственной отчетности: учет выдачи и поступления продуктов, количества рабов или работников и т. д.

Юридические документы. Важнейшим источником по истории Месопотамии являются юридические памятники, и прежде всего своды законов. Ни в одной стране Древнего Востока не сохранилось такого обилия юридических сборников, как в Месопотамии. Древнейшие из них — законы Шульги — относятся к концу III тысячелетия до н. э

Самый большой сборник законов, состоящий из введения, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключения, дошел от времени вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Сначала он был записан на глиняных табличках, а в конце царствования Хаммурапи приобрел «парадную форму» — был высечен на черном базальтовом столбе. Столб с законами Хаммурапи нашли французские археологи в 1901 г. при раскопках эламской столицы — города Сузы, куда он попал в виде военного трофея эламитов в XII в. до н.э.

К середине II тысячелетия до н. э. относится судебник из Ашшура — древнейшей столицы ассирийского государства с текстом так называемых среднеассирийских законов.

Наконец, сохранились и фрагменты законов (около 20 статей), действовавших в Нововавилонском царстве. Возможно, они были составлены в правление Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.).

Своды законов предоставляют в распоряжение исследователей богатый материал, На основе которого можно анализировать экономику и социальные отношения, Структуру семьи, политический строй, изу­чать правовые нормы и судебный процесс, религиозные воззрения в Древней Месопотамии. В них явно проступает тенденциозность законодательства классового общества

От различных периодов истории древних государств Месопотамии сохранились также и другие юридические документы: судебные протоколы, материалы расследований, приговоры по различным делам и т. д.

Дипломатические документы. Один из древнейших дипломатических документов дошел до нас в записи на двух глиняных цилиндрах. В нем дано описание пограничных конфликтов между городами Лагашем и Уммой, которые имели место в XXIV в. до н. э.

Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правление

Хаммурапи известны благода сохранившемуся своду законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам.

Найденные при раскопках древнейших поселений орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна и кости животных, украшения, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории Месопотамии.

Памятники материальной культуры III—I тысячелетий до н. э. известны по раскопкам древних городов Месопотамии: Эреду, Ура, Урука, Лагаша, Ниппура, Ларсы, Эшнунны, Мари, Ашшура, Ниневии, Вавилона и др.

Некоторые из этих городов (Ур, Урук, Эреду, Ашшур, Мари и др.) начали свою жизнь в виде небольших неолитических поселений еще в IV тысячелетии до н. э. В развалинах месопотамских городов обнаружены остатки ступенчатых башен — зиккуратов, царских дворцов, грандиозных храмов, жилых и хозяйственных построек, школ, крепостных и ирригационных сооружений, а также некрополи, произведения искусства, предметы быта и т. д. В государствах Месопотамии существовали царские списки. «Шумерский царский список», составленный в XXI в. до н. э., начинался с фантастических «допотопных» царей и позднее был доведен до XVIII в. до н. э. Ассирийские списки верховных чиновников — «лимму» (с 911 по 648 г.), по которым велась датировка, и царские списки (с начала II тысячелетия до конца VII в. до н. э.) являются ценнейшими для установления хронологии ассирийской истории, тем более что в них встречается реальная ~дата солнечного затмения — 15 июля 763 г. до н. э„, благодаря которой хронология становится на твердую основу. Дошли также списки вавилонских царей в хронологической последовательности. Сохранились «Синхронистическая история», излагающая историю ассиро-вавилонских взаимоотношений с XVI до IX вв. до н. э.; «Хроника о падении Ниневии», в которой отразились события гибели и распада Ассирийской державы (VII в. до н. э.); «Вавилонская хроника», повествующая о покорении Нововавилонского царства персидским царем Киром (VI в. до н. э.). Вместе с царскими надписями эти хроники составляют прочную основу для восстановления истории древней Месопотамии.

 

Малая Азия

Хеттская держава, погибшая еще во II тысячелетии до н. э., практически не нашла отражение в античных источниках (исключая греческие предания о малоазиатских амазонках микенского времени, судя по всему, подменяющих реальных хеттов). В Библии имеются лишь упоминания о «хеттеях» в Сирии — Палестине. Египетские же источники говорили о великом царстве «Хета», расположенном к северу от сирийских рубежей Египта в эпоху Нового царства. Наконец, в 1906 г. Г. Винклер, приступивший к раскопкам Богазкёя, открыл здесь хеттскую столицу Хаттусу. Уже в первый сезон была сделана сенсационная находка — клинописный вариант хетто-египетского мирного договора. Архив Богазкёя состоял из десятка тысяч табличек на нескольких языках Ближнего Востока. Клинопись давно уже научились читать, но сам язык большей части текстов оставался непонятным, пока в 1915 г. чех Б. Грозный не определил его индоевропейский характер. Это открытие имело огромное значение как для востоковедения, так и для индоевропеистики, поскольку хеттский язык оказался самым древним письменным языком индоевропейской группы, известным науке.

Выдающиеся по полноте исторического материала и художественному стилю летописи царя Ашшурбанапала.

Источники и изучение истории Трои, Фригийского и Лидийского царств.

Некоторые материалы по истории и культуре Фригийского и Лидийского царств содержат эпические предания и мифы, сложившиеся у греков и малоазийских народов и включенные в «Мифологическую библи­отеку» греческого историка II в. до н. э. Аполлодора.

История Лидии описывается в трудах античных авторов, прежде всего в «Истории» Геродота (V в. до н. э.), который сам был родом из Малой Азии. Ценные сведения содержались и в труде лидийского историка Ксанфа (V В. ДО Н. Э.), который дошел до нас только в отрывках, наиболее полно вошедших в «Историю» греческого писателя I в. до н. э. Николая Дамасского. Географические и исторические сведения о древней Малой Азии содержатся в «Географии» Страбона (I в. до н. э.— I в. н. э.), также местного уроженца.

Иран и Средняя Азия

К настоящему времени издано около 200 царских клинописных надписей, которые составлены на древнеперсидском языке с переводами на эламский и аккадский языки. Самой значительной среди них является Бехистунская, рассказывающая о бурных политических событиях конца правления Камбиза и первых годах царствования Дария I. В 1972 г. французские археологи обнаружили в Сузах почти трехметровую статую Дария I (голова не сохранилась) с текстами на древнеперсид-ском, эламском, аккадском и особенно обстоятельным египетским иероглифическим текстом. В Персеполе и Пасаргадах найдены экземпляры надписи Ксеркса, рассказывающей о борьбе с запрещенными им культами некоторых богов (так называемая «Антидэвовская надпись»).

Чрезвычайно важным источником по истории, экономике и этнографии народов Персидской державы является «История» Геродота. Этот труд подробно рассказывает также об административной системе и материальных ресурсах Персидской державы и дает перечень входивших в нее народов, суммы царских податей с них и т. д.

Южная Азия

Для изучения общественных отношений в качестве основных источников приходится использовать специальные трактаты о религиозно-моральном долге—дхарме (так называемые «Законы Ману), о политическом искусстве («Артхашастра») или о любви («Камасутра»), Содержащиеся в них рассуждения нередко имеют отвлеченный, схоластический или тенденциозный характер. К тому же практически все эти произведения многослойны, время и место их составления не может быть определено с достаточной точностью.

Древний Китай

Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись «Чуньцю», составленная в царстве Лу и освещающая события VIII—V вв. до н. з. Вокруг текста «Чуньцю», авторство которой традиция приписывает древнекитайскому философу Конфуцию, позднее возникла значительная комментаторская литература. Один из таких комментариев — «Цзочжуань» — представляет собой фактически самостоятельную хронику событий, имевших место в тех же хронологических рамках. От «Чуньцю» эта хроника отличается несравненно большей детализацией повествования.

С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой «Шаншу» («Шуцзин»). Это запись речей правителей и их приближенных. Лишь часть текста «Шаншу», сохранившегося до нашего времени, может быть признана подлинной (некоторые главы этого труда являются позднейшей интерполяцией).

Особое место среди источников по древней истории Китая занимает «Шиц-зин» — свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения.

«Исторические записки» Сыма Цяня (145—90 гг. до н. э.) — это всеобщая история страны с древнейших времен до I в. до н. э. «Жизнеописания» — биографии исторических личностей. Сыма Цянь включил в свой труд также «Трактаты», посвященные отдельным сторонам общественной жизни, культуры, науки, и «Таблицы», в которых рассматриваются проблемы хронологии.

 

б)Источники по истории Др.Греции.

Источники по истории Крита и Ахейской Греции II тысячелетия до н. э. Немногочисленные источники этого времени подразделяются на три основные категории: письменные памятники, написанные слоговым письмом Б, данные археологических раскопок городов и поселений и сведения по истории II тысячелетия до н. э., сохранившиеся в произведениях греческих авторов более позднего времени.

Таблички, написанные письмом Б, были найдены при раскопках на Крите А. Эвансом в 1901 г., однако лишь в 1953 г. английский ученый М. Вентрис расшифровал непонятный язык надписей. В настоящее время известно несколько тысяч табличек, написанных письмом Б. Они найдены в развалинах Кносса на Крите, при раскопках городов Пилоса, Микен, в Фивах, Тиринфе. Надписи очень кратки и представляют собой главным образом документы хозяйственной отчетности. В них содержатся сведения о сдаче земли в аренду, о количестве голов скота, о выдаче продовольствия работникам и обслуживающему персоналу; нередко это списки рабов и рабынь, занятых в тех или иных службах дворца, списки ремесленников и перечень сырьевых материалов при них; списки подлежащих мобилизации воинов и матросов, а также описи конфискованного имущества. Таблички дают информацию о функционировании дворцового хозяйства, о взаимоотношениях между дворцом и низшими административными единицами, об управлении государством в целом, что позволяет представить основные черты управления и экономики ахейских царств второй половины II тысячелетия до н. э.

Кроме табличек, найденных в дворцовых архивах, сохранились надписи, состоящие из сокращений отдельных слов, наносившиеся краской или процарапанные на стенках глиняных сосудов, отдельные буквы на печатях, ставившихся на глиняных пробках и бирках.

Археологические раскопки дают самые разнообразные сведения о материальной культуре. Наиболее важные находки были обнаружены при раскопках обширных дворцовых комплексов: в Кноссе и Фесте на о. Крит, в Микенах и Пилосе в Пелопоннесе. Многочисленные помещения, сложная планировка дворцов, включающая роскошные апартаменты, приемные залы, храмовые комнаты, ремесленные мастерские, хозяйственные кладовые, огромное количество различных предметов повседневного быта и разнообразное оружие дают представление о насыщенной и напряженной жизни этих центров крупнейших монархий II тысячелетия до н. э.

В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», составленных в IX—VIII вв. до н. э., сохранились не только живые воспоминания о недавнем прошлом, в частности о событиях Троянской войны, но и целые песни и сказания, сложенные в ахейскую эпоху. В поэмах верно отражено политическое положение в Греции накануне Троянской войны, в частности преобладание Микен, основные союзники и противники греков, сам ход Троянской войны и ее результаты. В поэмах Гомера передано много реалий ахейского времени: описание ряда бытовых предметов (например, кубка Нестора), типов оружия, устройства боевых колесниц, приемов боя и др.

Источники по истории архаической и классической Греции. Общее количество и разнообразие источников для изучения истории Греции VIII—-TV вв. до н. э. резко возрастает. С особой полнотой представлены письменные источники самых различных жанров.

Наиболее ранними письменными источниками стали эпические поэмы, приписываемые слепому сказителю Гомеру, — «Илиада» и «Одиссея». Эти произведения, считающиеся лучшими образцами эпического жанра мировой литературы, были составлены на основе многочисленных сказаний, легенд, песен, устных народных преданий, восходящих еще к ахейскому времени. Однако обработка и сведение этих разнородных частей в единое художественное произведение произошло в IX—VIII вв. до н. э. Не исключено, что эта работа могла принадлежать какому-то гениальному сказителю, известному нам под именем Гомера. Поэмы долгое время передавались устно, но в VII—VI вв. до н. э. были записаны, причем окончательная редакция и запись поэм была проведена в Афинах при тиране Писистрате в середине VI в. до н. э.

Ценные сведения о земледелии, тяжелом крестьянском труде и сельском быте можно получить из поэмы «Труды и дни» беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII— VII вв. до н. э.). Ему же принадлежит другая поэма — «Теогония», где подробно описаны религиозные воззрения греков, происхождение богов, их генеалогия и взаимоотношения.

Для изучения социально-политической борьбы, развернувшейся в греческом обществе VII—VI вв. до н. э., важны данные, которые приводятся в политических элегиях греческих поэтов — Архилоха с Пароса, Солона из Афин, Феогнида из Мегар. Они реалистично описывают тяжелую долю бедняков, острую ненависть демоса к аристократии, говорят об изгнаниях и конфискациях, о жалкой жизни скитальцев вдали от родного города.

Одним из важнейших источников являются сочинения древнегреческих историков. В отличие от поэтов, в произведениях которых трудно отделить художественный вымысел от жизненной реальности, историки стремятся дать правдивую историю, подобрать действительные факты. Первыми греческими историками были так называемые логографы, из них наиболее известны Гекатей из Милета (540—478 гг. до н. э.) и Гелланик из Митилены (480—400 гг. до н. э.). Логографы описывали древнейшую историю родных городов. За недостатком данных они обращались к мифам, стремясь рационалистически истолковать содержащиеся там сведения. Критический анализ мифологической традиции, проведенный логографами, был довольно поверхностным, и потому многим приводимым ими фактам не стоит доверять.

Первым собственно историческим исследованием был труд Геродота, посвященный истории греко-персидских войн и состоит из 9 книг, которые в III в. до н. э. были названы именами 9 муз. Собственно истории самих войн посвящены пять последних книг (изложение доведено до 479 г. до н. э.), а в первых четырех книгах описана история отдельных стран, народов, городов Малой Азии, Вавилонии, Мидии, Египта, скифских племен, греческих городов Балканской Греции.

В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», составленных в IX—VIII вв. до н. э., сохранились не только живые воспоминания о недавнем прошлом, в частности о событиях Троянской войны, но и целые песни и сказания, сложенные в ахейскую эпоху. В поэмах верно отражено политическое положение в Греции накануне Троянской войны, в частности преобладание Микен, основные союзники и противники греков, сам ход Троянской войны и ее результаты. В поэмах Гомера передано много реалий ахейского времени: описание ряда бытовых предметов (например, кубка Нестора), типов оружия, устройства боевых колесниц, приемов боя и др.

Другим выдающимся произведением греческой исторической мысли был труд афинского историка Фукидида, сына Олора (около 460—396 гг. до н. э.), посвященный событиям Пелопоннесской войны (431— 404 гг. до н. э.).

Разнообразное литературное наследство оставил после себя младший современник Фукидида историк и публицист Ксенофонт из Афин (430—355 гг. до н. э.). Ксенофонт служил в наемниках у персидского царевича Кира, воевал в армии спартанцев, в том числе и против своего полиса, был изгнан из Афин и даже приговорен к смертной казни, жил долгое время в Пелопоннесе. В конце жизни он получил амнистию и был приглашен в Афины, но не воспользовался этим приглашением.

Опытный политик и военный, повидавший многое на своем веку, Ксенофонт оставил после себя много различных сочинений. В своей «Греческой истории» он продолжил труд Фукидида с событий 411г. до н. э. и довел его до битвы при Мантинее в 362 г. до н. э. Однако в отличие от Фукидида Ксенофонт не проводил такого тщательного анализа своего материала, в его труде много пропусков, умолчаний, есть неточности. Ценность исторического труда Ксенофонта в том, что он писал о своем времени, сам был участником многих событий и знал факты из первых рук, хотя Ксенофонту недостает критического чутья Фукидида, к тому же в своем труде он старается всячески восхвалять Спарту и ее политику.

Ксенофонт написал и другие произведения: несколько сочинений на экономические темы (трактаты «Экономика», «О доходах»), публицистический трактат «О государственном устройстве лакедемонян», «Киропедия» («Воспитание Кира»).

В V—IV вв. до н, э. в Греции выходили различные произведения научного и философского характера, в которых нашла отражение многогранная жизнь греческих полисов. Знаменитым греческим философам Платону и Аристотелю принадлежат произведения самого разнообразного содержания, в которых нашли отражение как господствующие политические идеи, мировоззренческие концепции, научные представления, так и многие другие сведения об их времени.

Историческая действительность V—IV вв. до н. э. получила своеобразное отражение в произведениях художественной литературы, в трагедиях и комедиях, которые ставятся в театрах. Великие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид (V в. до н. э.) брали сюжеты для своих трагедий из мифологических сказаний, но вкладывали в них идеи и представления своего времени, что делает их интересными источниками.

в)Источники по истории Др.Рима.

Погребальные камеры дают представление о планировке и убранстве жилищ, об оружии, утвари и ювелирных украшениях. Стены гробниц расписаны сценами пиров, охоты, спортивных состязаний, изображениями божеств, зачастую сопровождающимися надписями.

Археологические памятники самого Рима: На Палатине, Эсквилине и других холмах, а также на форуме обнаружено множество могил, а на Палатине — и следы хижин начала I тысячелетия до н. э. с бедным инвентарем. От VII в. до н. э. сохранились первое мощение форума и система водостоков; от VI в. — фундаменты храмов, в том числе на Капитолии, терракотовые фрагменты их украшений, бронзовая скульптура волчицы, вскармливающей близнецов, а также нижний слой оборонительной городской стены, построенной Сервием Туллием (верхний принадлежит IV в. до н. э.). Все это — свидетельства этрусского ' владычества. Одним из древнейших строений форума круглый храм Весты, много раз отстраивавшийся в прежнем виде, а по соседству — дом, где жили жрицы-весталки, некогда двухэтажный. Сохранились остов архивохранилища на кромке Капитолия, а под ним руины храма Согласия в северном секторе форума и место для проведения народных собраний — комиций с трибуной для ораторов, Аппиев водопровод — памятники республиканского времени. Последним комплексом, материально воплощающим конец этого периода, явился форум Цезаря.

Эпиграфические памятники. Начиная с VII в. до н. з. в Тосканской, Паданской Этрурии, в Лации и Кампании появляются этрусские надписи. Ранний памятник умбрской письменности — это так называемые Игувинские таблицы, содержащие ритуальные установления жреческой коллегии.

Древнейшей латинской надписью является римская надпись с форума на каменной плите, находившейся в месте, которое предположительно называют могилой Ромула.

Элогии - надгробные надписи из семейных и родовых усыпальниц, воздвигавшихся в римском предместье по АппиевоЙ дороге. Это прежде всего надписи на саркофагах с восхвалением умерших. В них содержатся данные о почетных должностях, строительной деятельности, внешней политике, религиозных и этических воззрениях римлян.

Римские государственные акты II—I вв. до н. э. От 187 г. до н. э. дошло постановление сената о запрещении Вакханалий, от 45 г. до н. э. — так называемая Гераклейская таблица с законом Юлия Цезаря, регулирующим устройство городов, получивших статус самоуправляющихся муниципиев.

Наиболее популярным в древности был труд Тита Ливия из Падуи (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.). Он называется «История Рима от основания города».

Огромный труд в 80 книгах представляет собой написанная по-гречески «Римская история» Диона Кассия Кокцейяна.

Существенное значение для репродуцирования истории поздней Республики имеют мемуары Цезаря. Крупнейший государственный деятель и полководец Гай Юлий Цезарь (101—44 гг. до н. э.) написал «Записки о галльской войне».

Марк Туллий Цицерон {106—43 гг. до н. э.) оставил огромное литературное наследство. Его письма к родным и друзьям. В его записях публичных речей - картина повседневной политической жизни Рима . В его трактатах «О законах»,. .«О государстве» множество данных о религии, государственном устройстве, праве, а также сообщения о древнейших римских порядках и событиях. Его труды - важнейший исторический источник.

Сочинения биографического характера содержат богатые сведения не только о жизни и деятельности героев, но и по истории. Беотийский грек Плутарх (46—126) создал 23 парные сравнительные биографии знаменитых греков и римлян, начиная с легендарного Ромула.

Гай Светоний Транквилл (II в. н. э.) лишь одну из 12 биографий римских правителей посвятил герою поздней Республики — Цезарю. Но и в биографиях императоров содержится важный материал по социальной и политической истории Республики.

В качестве источников имеет значение литература антикварного и энциклопедического характера. Перу П. Теренция Варрона (116—27 гг. до н. э.) принадлежат труды о «Древностях человеческих и божественных дел» (дошел до нас в отрывках), а также «О латинском языке» с объяснением ставших непонятными слов и обычаев. Эпохе Августа принадлежит толковый словарь Веррия Флакка, известный нам по извлечению из него. Плинием Старшим была создана «Естественная история» включавшая также сведения по географии, этнографии и истории.

Художественная литература - Комедии Плавта — живой источник знаний о римском быте и нравах. Тематику ранней истории Рима использовал Вергилий в «Энеиде», а гражданских войн поздней Республики — Лукан в «Фарсалии». Политическая оценка Цезаря и его окружения отражена в стихах Гая Валерия Катулла, а перипетии гражданских войн получили освещение у поэта Кв. Горация Флакка.

Документальные источники – в законах XII таблиц(Сведения о социальной структуре, хозяйстве, системе управления, судопроизводстве. В трудах римских юристов эпохи Империи зафиксированы и объяснены многие нормы гражданской жизни.

Памятники материальной культуры: руины императорского времени— форумы Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна. Большого размаха достигло храмовое строительство, в том числе и на старом форуме. Храм в честь всех богов—Пантеон на Марсовом поле.

К специфически римским памятникам относятся триумфальные арки(Тита, Септимия Севера, Константина). Памятниками императорских деяний являются алтари и колонны - Алтарь мира был воздвигнут при Августе, Колонна Траяна, возвышающаяся на его форуме, опоясана рельефом, который представляет собой каменную летопись дакийских походов. Колонна Марка Аврелия прославляет в рельефах победу императора в маркоманских войнах.

Типично римским атрибутом культуры являются термы. Все они сильно разрушены - развалины огромных терм Кара-каллы. Каменные театры - самым грандиозным из которых является Колизей, возведенный в правление Флавиев (1в. н. э.). Богатый материал о религии, обычаях, образе жизни и о социальной стратификации дают римские погребальные комплексы с изображениями бытовых сцен и надписями. Памятником поздней Империи, напоминающим о внутренней и внешней неустойчивости империи, является городская стена в Риме, построенная в III в. Аврелианом.

Экономика, быт и культура Римской Италии оживают благодаря раскопкам Остии и Помпеи, а также Геркуланума и Стабий. Древняя Остия была распланирована по образцу римского военного лагеря с пересечением параллельно расположенных с севера на юг и с востока на запад улиц. Город украшали общественные здания храмов Юпитера, Митры, Изиды и Сераписа, театров, терм. Археологи вскрыли жилые кварталы, преимущественно из многоэтажных инсул, здания контор и лавок, декорированных мозаикой. Иной облик имеют Помпеи. Город был застроен домами-виллами, принадлежавшими как местной, так и римской знати. Форум, здания храмов, театра, палестры свидетельствуют об интенсивной общественной жизни. Фресковая живопись дополняет это свидетельство сценками ремесленного труда в мастерских, торговых сделок, наказания школьника и т. п. Сельские усадьбы под Помпеями с господским домом, хозяйственными постройками и угодьями, с рабочим инвентарем, каморками и колодками для рабов — источник по истории быта, экономики и социальных отношений Италии начала Империи.

Быт и нравы горожан и сельских жителей провинций живо и подробно иллюстрируются надгробными рельефами и мозаиками.

Особую группу источников образуют нумизматические данные. Материал, из которого изготовлялись монеты, и их вес служат указанием на экономическое состояние общества. Находки монет вместе с другими памятниками помогают их датировке.

Надписи эпохи Империи освещают многие стороны жизни. Они подразделяются на официальные документы и надписи частного характера. К первой группе относятся прежде всего императорские надписи - автобиография Октавиана Августа. В ней император восхваляет свои заслуги перед Римом в установлении гражданского мира, наделении ветеранов землей, в проведении раздач и лицемерно заявляет о восстановлении им Республики.

Закон об империуме Веспасиана облечен в форму сенатского постановления (69 г. н. э.), свидетельствует о стремлении императора править в согласии с сенатом.

Помпейские надписи, запечатлевшие предвыборную борьбу, заботы городских властей о благоустройстве, благодеяния отдельных лиц в отношении города, объявления о гладиаторских боях и других представлениях.

Экономическое состояние - эдикт Диоклетиана о ценах 301 г, и обнаруженные в Малой Азии, Египте и в других местах Империи.

Специфическую группу источников, имеющих значение для изучения Империи, составляют папирусы, происходящие почти исключительно из Египта. Часть их содержит государственные акты. Важнейшим из иих является эдикт императора Каракаллы от 212 г., называемый Аитонинианской конституцией, о предоставлении прав римского гражданства провинциалам. Основная масса папирусов — частноправовые документы (т. е. долговые расписки, договоры о найме и т. п.) и частная переписка. Папирусы дают богатый материал о быте и социальных особенностях египетской провинции, в частности об аграрных отношениях и разных формах зависимости.

Письменные источники. Исторические сочинения. Труд Ливия,труд Г. Веллея Патеркула. Специально о войнах начала Империи с большим количеством неточностей в именах и датах рассказывает во 2-й книге «Эдитом римской истории обо всех войнах за 700 лет» Луций Анней Флор.События эпохи - в трудах Иосифа Флавия «Иудейская война», участником которой он был, но перешел потом на сторону римлян.

Особое место среди историков, освещавших раннюю Империю, принадлежит Корнелию Тациту. Им написаны «Истории» в 14 книгах с описанием событий правления Флавиев и «Анналы» в 16 книгах — со смерти Августа до конца династии Юлиев-Клавдиев.

Много информации содержат в себе произведения биографического жанра, ставшего очень популярным. Апологетическая биография Августа под названием «Жизнь Цезаря» (Николай Дамаскин ).

Плутархом написаны лишь две императорские биографии — Гальбы и Отона. «Жизнеописания 12 цезарей», начиная с диктатора Гая Юлия Цезаря, и всех правителей династий Юлиев — Клавдиев и Флавиев принадлежат перу Г, Светония Транквилла (70—160 гг.

Трактаты о сельском хозяйстве Колумеллы и Палладия представляют собой важный источник по истории аграрных отношений и динамике развития рабовладения. Представление о технике строительного дела - дают «Десять книг по архитектуре», созданные в качестве практического руководства для строителей и заказчиков Витрувием Поллионом.

«Краткий очерк военного дела» в 4 книгах .

В трактатах Л. Аннея Сенеки Младшего (о милосердии, о счастливой жизни и пр.), в «Моральных письмах к Луцию» высказаны идеи, стоической философии. Адептом стоицизма выступает и император Марк Аврелий, прозванный Философом, в сочинении «К самому себе».

Художественная литература - Вергилий в «Энеиде» прокламировал официальную политическую программу Августа, а в «Буколиках» и «Георгиках». Гораций воспел внешнюю политику Августа. Опальный поэт Овидий нарисовал яркие картинки городской жизни, а в «Письмах с Понта» и в «Тристиях» — черты природы.

Эпоха Империи —Петроний создал роман «Сатирикон— яркое полотно, запечатлевшее нравственное падение разных слоев римского общества. Обличителем двора Домициана и тиранической сущности его правления, показавшим трудности жизни униженных клиентов, в том числе и поэтов, был Ювенал (ок. 60—140 гг.), профессиональный ритор и декламатор. О быте, религиозных воззрениях различных слоев населения римских провинций в занимательной форме рассказано Апулеем (род. ок. 125 г.) в его романе «Метаморфозы», или «Золотой осел».

В эпоху Империи получил развитие также такой жанр литературы, как письма и речи. Сенека Старший Плиний Младший. Письма к Траяну — документальное свидетельство жизни восточных провинции и системы управления ими.

Ценным источником по истории поздней Империи являются поэмы и письма галльского аристократа Сидония Аполлинария (после 430—483 г.). Сидоний, переживший плен у вестготов, рассказывает о готском завоевании как активный участник войны.

История возникновения и развития раннего христианства и церкви - погребения ранних христиан, и письменные источники( канонические книги Нового завета и апокрифы), т. е. тайные, секретные книги христиан, не вошедшие в канон. Для понимания идейных истоков раннего христианства имеют значение Кумранские документы, т. е. документы религиозной общины ессеев. К нехристианским памятникам относятся свидетельства античных авторов о христианах — Тацита, Иосифа Флавия, Плиния Младшего и античных критиков христианства.

Существенное значение имеют юридические памятники — учебники права, или Институции. Сохранились Институции юриста II в. Гая. К началу V в. относится первый кодекс римского права, созданный по поручению императора Феодосия II и названный его именем, к VI в. — кодекс Юстиниана. Наиболее подным собранием римского права является сборник, который в XII в. получил название «Корпус цивильного права» .Кодексы отражают социально-экономическую и политическую жизнь Империи, а установления Юстиниана — и религиозную жизнь, в том числе значение христианства.

 

г)Источники по истории Средневековой Европы.

К наиболее ранним произведениям устного народного творчества средневековой Европы относятся предания древних ирландцев, так называемые «ирландские саги», возникшие во II—VI вв. и сохраненные народными певцами бардами.

Великим памятником устной поэзии раннего средневековья является также и «Старшая Эдда» — сборник песен на древнеисландском языке, дошедший до нас в рукописи XIII в. и названный так в отличие от «Младшей Эдды», несколько ранее найденного трактата о твор­честве исландских певцов-скальдов.

В мифологии «Эдды» отразилось классовое расслоение в древних скандинавских племенах, смена религиозных культов в древнеисландском обществе.

Из героических песен «Эдды» наиболее ин­тересен цикл песен о Нифлунгах — сказочных карликах, кузнецах и рудознатцах. Злокознен­ный Локи отнял у них клад. Золото Нифлунгов, переходя из рук в руки, становится причи­ной кровавой распри, смерти героев, гибели целых племен. Сюжет этого предания лег в основу средневековой немецкой «Песни о Нибелунгах».

В истории культуры средних веков кратковременным, но весьма примечательным эпизодом явилось так называемое каролингское Возрождение. Его главными представителями были ученые-поэты различных национальностей, собранные при дворе Карла Великого.

Павел Диакон из Ламбардии (главный труд Павла «История лангобардов», «Во славу Ларского озера»).

К XI в. устное народное творчество в Запад­ной Европе достигло уже высокого развития. Народные песни и легенды распространялись бродячими артистами: во Франции они называ­лись жонглерами, в Германии — шпильманами. Особенным почетом пользовались во Франции жонглеры, умевшие исполнять так называемые песни о подвигах — поэмы о сражениях и подвигах рыцарей.

Иногда эти эпические поэмы представляют собой поэтическую переработку более древних сказаний. Немецкая «Песнь о Нибелунгах», посвященная подвигам Зигфри­да,— переработка скандинавских саг о Сигурде. Песни о подвигах были особенно распро­странены в Северной Франции. До нас дошло около восьмидесяти таких песен. Многие из них связаны с образом императора Карла Ве­ликого. Самая известная из них — замечательная «Песнь о Роланде», возникшая около 1100 г. Ее сюжет связан с действительным историче­ским событием.

“Песнь о Роланде сразу вводит в события многолетней войны франков с испанскими capaцинами (арабами).

На Юге — в Провансе, отличав­шемся от Севера и по языку, и по укладу жизни, развивалась лири­ческая поэзия. (Тристан и Изольда). Поэтов-лириков на юге Франции называли трубадурами, а на севере– трувэрами.

Наибольшее распространение тогда полу­чили небольшие стихотворные рассказы с за­бавным сюжетом. Во Франции они называ­лись «фаблио», в Германии – «шванки».

Близок к фаблио по стилю и содержанию «Роман о Лисе», объединивший в себе многочи­сленные басни и сказки (автор осуждает корыстолю­бивых и хищных феодалов, чьи повадки ясно проступали за личинами животных.)

Одновременно с рыцарской и городской ли­тературой продолжала свое развитие народная поэзия, одним из наиболее ярких образцов ко­торой в XIII–XIV вв. являются английские баллады-песни о легендарном разбойнике, храб­ром и великодушном Робине Гуде.В героическом образе Робина Гуда народ выразил свой протест против феодальной эксплуатации, свою мечту о свободе и спра­ведливости.

 

д)Источники по истории России с древнейших времен и до н.XVIII в.

Важнейшими источниками истории России являются летописи. Самые ранние летописи историков-летописцев появились еще в XI–XII вв. Наиболее значимая из них "Повесть временных лет", написанная в XII в. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Среди других наиболее важных источников средневековой России необходимо отметить такие, как Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649'т., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты. Одним из ценных источников истории древней и средневековой России являются новгородские грамоты на бересте, найденные при производстве археологических раскопок в Новгороде. Великолепным источником по истории Древней Руси является памятник древнерусской литературы конца XII в. "Слово о полку Игореве", написанное неизвестным автором.

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ БИТВА НА КАЛКЕ НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ РУССКАЯ ПРАВДА СУДЕБНИК ИВАНА III ИВАН IV-А.КУРБСКОМУ А.КУРБСКИЙ-ИВАНУ IV
КОТОШИХИН О ЦАРЕ АЛЕКСЕЕ            
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ НОВОТОРГОВЫЙ УСТАВ СУДЕБНИК ИВАНА IV КОНДИЦИИ 1730 г. МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВУ  
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ            

е)Источники по истории Европы эпохи Ренессанс

Историческая литература гуманистического направления начинает развиваться во Флоренции с конца XIV в. Гуманистическая историография в Италии представлена именами Л. Бруни, Ф. Бьондо, Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини и др. Леонардо Бруни открывает этот ряд историков Италии. Его главное сочинение – «История Флоренции» в XII книгах, доведенная до 1404 г. и написанная на латинском языке. Симптоматично, что в названии уже исчезает слово «хроника» и выступает новый термин – «historia». «История Флоренции» – основной исторический труд Макиавелли – также дает материал для суждения о его общих политических взглядах.

ФИЛОСОФЫ И ИСТОРИКИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Автор Даты Страна Название произведения
Леонардо Бруни 1370 (или 1374) – 1444 Италия «История Флоренции»
Флавио Бьондо 1392–1463 Италия «История со времени падения Римской империи»
Лоренцо Валла 1407–1457 Италия «Трактат о ложности дара Константина»
Никколо Макиавелли 1469–1527 Италия «Государь»
Франческо Гвиччардини 1483–1540 Италия «История Италии»

Джованни Боккаччо. Декамерон, Мишель Монтень. Опыты. Том I, Том II, Том III Томас Мор. Утопия, Эразм Роттердамский. Похвала глупости, Никколо Макиавелли. Государь, Томмазо Кампанелла. Город Солнца.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты