КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПастельПастель (франц. pastel от итал. pastello, уменьшительное от pasta-тесто) - это техника живописи и рисования сухими, мягкими цветными мелками. Пастелью также называется произведение, выполненное в данной технике. Этот же термин применяют для обозначения красок (цветных мелков), используемых в этой технике. Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок. Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать "колористом с линией". При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике. Пастель имеет более тысячи шестисот пятидесяти оттенков. Она и в самом деле и графична, и очень живописна. В пастели соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость. Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживат зрителя ощущеним непосредственности творчества. Лучшие пастели – это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь» Отсюда – бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает. Пастель – техника особая, уникальная, обладающая большими возможностями. Можно равным образом отнести ее и к графике и к живописи. Теоретически происхождение пастели следует относить к концу XV века, когда впервые появляется итальянский карандаш и сангина, когда пробуждается интерес к цветной линии и комбинациям нескольких тонов в рисунке. При помощи пастельных красок можно добиться самых необычных эффектов и различных оттенков – от тончайших дымчатых тонов туманного утра (в пейзаже) до динамичных, контрастных тонов и цветов, которые мы наблюдаем в природе во время грозы или в яркий солнечный день. Яркие цвета, легкость в использовании – эти качества пастели очень важно учитывать, если речь идёт о том, чтобы научить ребёнка рисовать, дать ему понятие о рисунке и живописи. Лучшим учителем для художника – пейзажиста всегда остаётся сама природа. Художник должен научиться видеть, чувствовать цвет, уметь наблюдать игру светотени. Можно часто услышать выражения, что пастель, конечно, хороша, но с ней так сложно работать, она так пачкается. На это можно ответить тем, кто так говорит, что они лишают себя одного из высших наслаждений, которое может доставить живопись. Пастельный мир живописи – это удивительный мир, мир безграничных возможностей.
|