КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИИсторически 1-м направлением‚ возникшим в С. 19 в. был позитивизм (П). Суть его состояла в том‚ чтобы сформировать новую сист. знания об обществе на базе законов и методов естестественных наук. Возник он в результате отказа об абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию такой позитивной соц-й теор.‚которая д.б. отвечать всем основным ест-но-науч. теор. С точки зрения П осн. задача С. состояла в том‚ чтобы эмпирическим и аналитическим путем‚ основываясь на фактах‚ исследовать соц-е явления. Только в этом случае она может быть позитивной ‚ т.е. способной положительно и успешно решать все проблемы жизни общества. Основатели П (в 1-ю очередь Конт) считали‚ что знание об обществе д.б. таким же строгим‚ точным‚ достоверным‚ реальным и полезным‚ как знание о природе‚ которое нам дают естестественные науки. Т.к. законы функционирования и развития общества в П рассматривались как продолжение законов природы‚ поэтому признавалась их неизменность‚ данность на все времена. По этому же считалось невозможным проникнуть в сущность и причинную обусловленность соц-х явлений и процессов. Чтобы знание об обществе отвечало требованиям реальности‚ точности‚ достоверности‚ научности‚ оно д.б. добываться‚ с точки зрения П‚ с пом. методов естестественных наук: наблюдения‚ эксперимент‚ сравнительный‚ исторический и матем-ий. общая позиция позитивизма в познании социальной реальности может быть в целом сведена к следующим исходным принципам: П как направление в С. 19 в. проявлялся в таких более конкретных своих направлениях как натурализм‚ органицизм‚ эволюционизм. К П также относятся соц.дарвинизм‚ механицизм‚ географический детерминизм‚ расово-антропологическое направление и т.д. Все эти направления и течения П отличались одним общим принципом – социол-го редукционизма‚ суть которого состоит в стремлении объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определенного фактора: биологического‚ географического‚ расового и др. Все эти течения и направления получили название школ одного фактора. Натурализм - направление в С.‚ сторонники которого опирались в изучении общества и человека на познавательные средства и методы естестественных наук. Вследствие серьезного воздействия естествознания на С. в ней сложились 2 линии натурализма: соц.механицизм (характеристика общественных законов как разновидностей законов физики и механики) и соц.биологизм (определенное воздействие биологии). С точки зрения соц. механицизма общество – механич-ий агрегат‚ а соц. процессы и структуры сравниваются с процессами и структурами неорганического мира. (Кетле‚ Парето). Соц.биологизм был развит больше‚ чем соц.механицизм. Существует 2 линии соц биологизма: соц. организизм и соц. дарвинизм. Соц.органицизм – представление общества как биол.организма‚ целого‚ не сводимого к совокупности отдельных элементов (Спенсер). Социал-дарвинизм: определяющие факторы общественной жизни принципы естественного отбора и биологической эволюции‚ они явл-ся принципами соц. отбора и соц. эволюции. Для этого направления характерно применение дарвиновской теор. борьбы за существование к рассмотрению соц. жизни‚ т.е. определение последней как арены непрерывной и повсеместной борьбы‚ столкновений и конфликтов между индивидами‚ группами‚ обществами. Представители этого направления приписывают соц-м конфликтам статус естестественности. (Гумплович‚ Ратценкофер‚ Беджгот‚ Смол‚ Самнер). Гумплович рассматривал человеческую историю как естестественный процесс‚ а соц.законы как простую разновидность законов природы. Предмет С. – исследование соц-х групп и их взаимоотношений . Группа полностью определяет поведение человека‚ взаимоотношения между группами – борьба. Возвыш-т государство – это орудие порабощ-я. В соврем-м государстве борьба происходит между групп-ми‚ сосл-ми‚ классами‚ партиями‚ т.е. с возникновением государства межгрупповые кофликты не исчез-т. основные причины борьбы – экон-е мотивы‚ стремл-е к удовл-ю соц.потребностей. Наиболее общее деление в соц-м обществе – деление на господствующих и подчин-х‚ причем кажд. стрем-ся к власти. По Самнеру‚ общественное неравенство – естестественные состояние и необх-е условие развития цивилиз-ии. Общество‚ по Самнеру – конгломерат групп‚ кажд. из которых стрем-ся к сохранению своей целостности‚ которая достигается при пом. норм. Суть расово-антропологического направления в опред-ии влияния биологической природы человека‚ его расовых черт и генотипа на жизнь общества. Основные положения расово-антропологического направления : соц. поведение людей обусл-ся их биологической наследственностью‚ расы не равны между собой‚ что определяет не только соц-е‚ но и культурные неравенство между группами людей. Смешение рас вредны для общества и отдельных людей (Гобино‚ Летурно‚ Чемберлен‚ Алемон). Ж.Гобино считал‚ что госп-во белой расы и достижение чистоты такого диминир-я за счет запрета на смешение рас‚ обеспечит устойчиво развитие общества. Белая раса является уникальной в силу соеденения в себе данных от природы ее представителям – силу‚ ум‚ красоту. Доминирование черной и желтой рас не может принести обществу желаемого результата в силу присущих им черт ограниченности и недостат-ти. Летурно стрем-ся доказать‚ что нет существ-ой разницы между человеком и всем живот-м миром‚ к кот-му он принадл-т. он счит-т‚ что на земле существует расы отвержен-е и избран-е. Это деление осущ-ся с анатомич-ой и социолой точки зрения и предпол-т диффер-цию человеческих типов на 3 гл.группы: черная‚ желтая и белая раса. Самый низший из них черный человек. Географ-е направление – факторы географической среды рассм-ся как опред-щие по отношению к ходу экономических‚ соц-х‚ политических процессов. В качестве геогр-х факторов рассм-ся ландшафт‚ климат‚ реки‚ флора‚ фауна‚ почвы‚ минер-е богатства‚ наличие моря‚ горы… Представители этого направления не учитывает всех сложностей взаимодействия человека‚ различных соц. структур со средой обит-я. В рамках данного направления не вполне корректно вывод-ся особенности соц. устроиства и жизни народов. Так‚ в связи со спецификой климата‚ рельефа местности‚ ландш-та рассм-ся характер нации. Горы разв-т у населения узкий национализм и нежел-е ч-либо менять; жизнь у моря или на равнине пробужд-т стремл-е к овлад-ю новыми простр-ми (Бокль‚ Риттер‚ Ратцель‚ Хаусхофер‚ Реклю). Представителями первой, "классической" формы П. 19 в., Дж. С. Милль, Г. Спенсер . Развитие П. шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций (Дж. С. Милль, Г. Спенсер, в России - П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский): Спенсер, используя в своих "синтетических" обобщениях новые открытия естествознания 2-й половины 19 в. и исследуя проблемы классификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки. Позитивизм продолжил свое существование в теории Дюркгейма, Маркса.
|