КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовое обеспечение защиты прав безнадзорных и беспризорных детей.Основное содержание социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условием их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. 24 июля 1998 г. в России был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: ФЗ от 24.07.1998 № 124 - ФЗ. Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, вводит понятие социальных служб для детей - это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В целях защиты прав таких детей создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно во исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты) Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: (текст) ФЗ от 24.06.99. № 120 - ФЗ- Последнее обновление 23.03.2003.. Согласно закону профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершенно летними и семьями, находящимися в социально опасном положении. В систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних вошли органы управления социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, комитеты по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно статье 9 Закона № 120 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (на 2003-2006 годы) О федеральной целевой программе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на 2003-2006 г. г): Постановление Правительства от 13.03.2002 № 292-р. Реализация данной федеральной целевой программы позволит частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы должно стать увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Целью Программы определяется дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации, улучшения качества жизни и здоровья детей, проведение исследований проблем и прогноза беспризорности, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации; укрепление материально-технической базы специализированных учреждений. Основными задачами соц.педагога, закрепленного за образовательным учреждением, являются: § защита прав и законных интересов несовершеннолетних - учащихся образовательных школ; § профилактика безнадзорности, правонарушений, преступлений и наркомании среди учащихся образовательного учреждения, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; § проведение индивидуально-профилактической работы с учащимися и их родителями, состоящими на внутреннем учете образовательного учреждения, на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (далее - ПДН), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП) и их родителями; § обеспечение охраны общественного порядка в местах массового скопления учащихся образовательных учреждений, а также при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий с участием детей, учащихся в закрепленном образовательном учреждении. Специфика деятельности соц.педагога в образовательном учреждении заключается в следующем: - участвует в мероприятиях по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди учащихся; - проводит индивидуально-профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в образовательном учреждении либо в ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и родителями или законными представителями названных учащихся, принимает меры по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних; - осуществляет меры по предупреждению и пресечению правонарушений и антиобщественных действий, в том числе экстремисткой направленности, со стороны учащихся образовательного учреждения либо в отношении них; - участвует в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в зоне обслуживания; - проводит правовую пропаганду среди учащихся и их родителей или иных законных представителей, работу по формированию у учащихся законопослушного поведения и чувства толерантности к своим сверстникам других национальностей и религиозных конфессий; - осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях; - выявляет причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, совершению учащимися правонарушений и антиобщественных действий; - готовит материалы, необходимые для рассмотрения судом вопроса о возможности помещения учащихся в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; - готовит материалы о помещении учащихся в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ст.22 ФЗ РФ 120-99г.; - взаимодействует в пределах своей компетентности с органами и учреждениями системы профилактики по вопросам индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями или законными представителями Вопрос 2 блок Культурно-исторические особенности социального воспитания подрастающего поколения в русском государстве. Социальное воспитание у восточных славян, в Киевской Руси и в русском государстве. Традиции милосердия и благотворительности. Социальное воспитание и социальная деятельность у славян до принятия христианства. Крещение Руси и его влияние на социальное воспитание и социальную деятельность. Забота о детях-сиротах, о вдовах и убогих у славян. Скудельницы. Сущность понятий «милосердие» и «благотворительность». Социально-педагогическая педагогическая мысль в Московской Руси. От нищелюбия к общественному призрению. Благотворительная деятельность И.Д. Калиты и других великих князей. Роль реформ Петра I в системе образования и воспитания подрастающего поколения. Новые типы учебных и социальных заведений. Деятельность Екатерины II по формированию «новой породы людей».
До нч Х в. восточные славяне прошли длительный путь своего развития. Современная наука располагает немалыми материалами позволяющими представить процесс передачи жизненного, социального опыта от старшего поколения к младшему. Славянам были присущи воинское мастерство и вера в высшее божество. В период первобытного общества воспитание осуществлялось путем включения детей в различные виды деятельности. Этот процесс носил общественный характер, община являлась своего рода совокупным воспитателем, важнейшие педагогические обязанности выполняли наиболее опытные ближайшие родственники. Воспитание было равным, хотя и имелись различия , определяющиеся прежде всего полом ребенка. Обрядами сопровождалась вся жизнь древних славян, обряды являлись источником накопления у детей социального опыта. Важные педагогические функции выполняли и такие средства воспитания как предания, легенды, сказки, колыбельные песни, пестушки (потешки). Высшим идеалом добра считалась сила, храбрость, самообладание. Постепенно развитие экономических процессов приводит к выделению из родоплеменного коллектива малой семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки. Этот процесс внес заметные изменения в педагогическую практику и превратил воспитание из всеобщего и равного в семейно-сословное. Внешняя цель воспитания воплощалась в образах идеального героя специфического для каждой социальной группы: одних он ориентировал на подготовку к руководству жизнью общины, других – на овладение священного знания, третьих – на приобщение к трудовой деятельности. Воспитание детей у древних славян начиналось, прежде всего, в семье. С момента появления на свет и до 3-4-летнего возраста ребенок воспитывался матерью, которой помогали другие члены семьи. Ребенка, которого вскармливали грудью, называли ДИТЯ. К молодым относили детей 3-6 лет. В Др. Руси в период до 6-7 лет считался безгреховным и неразумным. С 7 до 12 лет ребенка называли ЧАДО. А 12-15-летнего – ОТРОК. Ребенку в древнерусской литературе места не находилось, отсутствовали и специфические педагогические наставления по воспитанию детей. Очень распространена была в то время такая форма воспитания как ремесленные ученичества. Дети знати в соответствии со сложившимися обычаями до 7-8-летнего возраста отдавались на воспитание в другую семью (традиция воспитательства, «кормильства» или «кумовства») Большую роль в этот период имела военная подготовка подростков, а так же профессиональное овладение военным искусством будущих дружинников, которое осуществлялось в специальных домах – ГРИДНИЦАХ. Новые основания в древнерусском воспитании заложило христианство. На Руси призрение детей - сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь “Власть родителей над детьми, и при этом власть обоих родителей, была признана у нас уже во времена язычества», вплоть права родителей отдавать своих детей в рабство. В древние времена авторитет родителей “был весьма велик и проявлялся и охранялся весьма сильно. У славянских народов дети освобождались “по смерти одного из родителей из под власти другого”. Становились они свободными от власти другого родителя и тогда, когда тот вступал в повторный брак. Полное подчинение ребенка воле родителей преследовало и другую цель: сохранение в загробной жизни условий жизни, существовавших на земле. Исследователи обычаев древней Руси обнаружили “умерщвление грудных младенцев над телами воинов Святослава”. После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось обычным правом Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был "истинным отцом бедных". Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: "Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи". Благотворительность, как социальное явление российской действительности имеет многовековые традиции. Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные простейшие формы благотворительности входили в обычаи восточных славян еще в VII-VIII вв. Среди основных направлений социальной помощи в Киевской Руси в IX в. значительное место принадлежало княжеской благотворительности. Летописи отмечают такие «богоугодные деяния» князей как раздача милостыни, кормление нуждавшихся на княжеском дворе, устройство приютов для калек. В целях упорядочения благотворительности в 996 году Великий князь Владимир Святой издал Устав, согласно которому социальное призрение отдавалось под покровительство церкви.Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов. Первоначальные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха. Нишелюбие было характерно также и для правителей из московского дома: особенной щедростью отличался кн. Иоанн Данилович Калита, в более позднюю эпоху щедрым благотворителем был царь Алексей Михайлович. О необходимости быть нищелюбивым и сострадательным к бедным записано в «Домострое» — сборнике XVI в., содержащем предписания в отношении бытовой жизни рус. народа. В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты. В XIV-XVI веках основным субъектом социальной помощи детям становится церковь. Милосердие, естественно, базировалось на религиозных догматах, в первую очередь о любви к ближнему, как к самому себе. Помощь идет не столько от церкви, сколько от простых мирян, прихода. Поэтому принято выделять особый институт церковно-приходской помощи сиротам того времени - скудельницы. «Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимойи т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя» Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Скудельницы были своеобразными детскими домами. К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. С начала XVII века происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с указом царя Федора Алексеевича, в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. Но более всего истории известно имя великого реформатора - Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. «Сироты появлялись в результате стихийных бедствий, войн. Но, прежде всего, сиротами становились «незаконно прижитые дети». Православная церковь относилась нетерпимо к внебрачным связям и детям, которых называли «зазорными детьми». В 1682 году нищие безродные дети выделяются из общего числа нищих. Тем самым государство, с одной стороны, признаёт то, что дети стали нищими не по своей вине, а с другой стороны, считает, что дети достойны особой заботы. С одной стороны, общество порицало безродность, безродительство, а с другой - чувствовало свою ответственность за решение проблемы». В начале 18 века открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Малолетние брошенные дети обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Если выросшие, обученные ремеслам дети, теряли здоровье, душевное или физическое, то они могли вернуться в приюты как в родной дом. Таким образом реформаторская деятельность Петра I была связана и с положением детей, оказавшихся в бедственном положении, без семьи, без средств к существованию. Осуществлялась она по двум основным направлениям. Первое составляли меры, направленные на устройство детей, оказавшихся “ненужными” в государственные учреждения. Второе заключалось в борьбе с нищенством несовершеннолетних. План Петра о повсеместном устройстве благотворительных учреждений был до известной степени осуществлен императрицей Екатериной II. В 1763 г. указом императрицы в Москве был создан Воспитательный дом, который должен был существовать на частные пожертвования. Сразу же после опубликования манифеста о создании приюта Святейший Синод объявил о сборе средств. Императрица внесла 100 тыс. р., самым крупным вкладчиком в строительство и содержание Воспитательного дома стал П. А. Демидов, на средства которого были основаны коммерческое училище при Воспитательном доме и пансион при Московском ун-те. Дальнейшие усилия императрицы Екатерины по «пристройству безумных» и созданию в каждой из 26 епархий Русской Церкви по 1 богадельне являются подготовительными мерами для систематической организации общественного призрения, основание которой было положено указом 7 ноября 1775 г. об «учреждениях для управления губерниями». В состав новых губернских правлений должен был входить приказ общественного призрения, на который возлагалась забота об устройстве народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимых, домов для умалишенных, богаделен, работных и смирительных домов. В основе деятельности приказов общественного призрения лежали 3 принципа: самостоятельность местных благотворительных учреждений, привлечение к управлению ими местного населения и обеспечение их денежными средствами. Каждому приказу было отпущено 15 тыс. р. с правом отдавать эти деньги под залог имений. В 1840 г. капитал приказов общественного призрения равнялся 25 млн р., в их ведении состояли 793 благотворительных учреждения с более чем 150 тыс. призреваемых. Ко времени правления имп. Екатерины II восходит первая попытка организации открытого общественного призрения (вне закрытых благотворительных заведений). Указ 1781 г. вменил в обязанность городскому магистрату С.-Петербурга определить «городового маклера», к-рому поручалось раз в неделю вскрывать кружки приказа общественного призрения и деньги раздавать «бедным, не могущим собрать работою себе пропитание». Идея создания «новой породы людей» была заимствована Екатериной II прежде всего у Ж.-Ж. Руссо, хотя в целом к его демократическим педагогическим взглядам она относилась отрицательно. У Ж.-Ж. Руссо эта идея имела иное содержание. Прочитав в 1763 г. его трактат «Эмиль, или О воспитании», она так выразила свое отношение: «Особенно не люблю я эмильевского воспитания: не так думали о нем в старое доброе время». Антисословная, антипатриархальная сущность педагогической теории Ж.-Ж. Руссо была неприемлема для Екатерины II, но идея создания «новой породы людей», как таковая, пути создания, формы и методы, подсказанные французским просветителем, не могли не привлечь ее внимания. Положив в основу создаваемой ею российской системы воспитания и образования сословный принцип, Екатерина II использовала идею французского Просвещения об изоляции ребенка от общества в период его обучения. Воспитанию «новой породы» людей просвещенных, трудолюбивых, преданных и послушных монарху должна была способствовать система закрытых учебных заведений. В школах, созданных по строго сословному принципу, учащиеся должны были получать ту сумму знаний, которая необходима для жизни представителю конкретного сословия.
|