![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 2 блок Социальное воспитание подрастающего поколения в Западной Европе в эпоху Средневековья.Влияние процесса обучения на воспитание человека в строгости, смирении, уничтожении гордыни. Социальное расслоение общества как признак дифференцированного обучения детей и молодежи. Монастырские, соборные школы, церковные школы повышенного образования. Усвоение средневекового куррикулума (семь свободных искусств). Семейное воспитание детей ремесленников, купцов, крестьян. Ученичество как форма воспитания и обучения детей торговцев и ремесленников. Рыцарское воспитание детей феодала. Программа рыцарского воспитания. Инициации. Женское воспитание в Средневековой Европе. Домашнее и монастырское воспитание девочек. Эпоха средневековья датируется с кн. V до середины XVII вв. Выделяют несколько периодов: Раннее средневековье (до Х в), Развитое или высокое средневековье (ХI - XIIIв), позднее средневековье (XIV-XVII вв), Эпоха возрождения. Начало Средневековья отмечено крушением Западной Римской империи (476г). Развития воспитания в этот период связывают с церковной культурой и христианской традицией, когда акцент делался на спасение души и ее нравственного формирования. Целью воспитания является познание бога, поэтому формирование человека происходило при изучении священного писания, молитв, проповедей, во время причастия, исповедей и покаяния. Христианская педагогика как вариант воспитательных систем обращалась ко внутреннему миру человека и этим отличалась от прежней античной системы. Педагоги средневековья считали, что процесс обучения и воспитания особенно на первых этапах должен быть организован в большой строгости – для упражнения воли, уничтожения гордыни и приобретение опыта, почитание господа, и следование ему. Таким образом, полагали они, происходит очищение и преображение человека, когда он освобождается от страстей, порочных желаний и помыслов. В процессе такого воспитания формируется «новый человек, не обремененный низменными чувствами». Новые идеи воспитания содержатся в трактате испанского философа и педолога Раймунда Луллия «Детское учение». Он анализировал процесс обучения ремеслу в семьях и делал вывод что воспитание в труде более эффективно нежели воспитание в праздности. Он отмечал необходимость изучения родного языка и спартанского образа жизни. Нравственность рассматривал в качестве основ воспитания. В ХI – XIII вв. Западной Европе складывались устойчивые социальные группы и происходили сложные социокультурные процессы, это влекло за собой формирование определенных типов воспитания и обучения, следовательно, появились монастырские, кафедральные, соборные и приходские школы. До XIV в. обучение происходило только на латинском языке. Жесткого деления на возрастные периоды обучения не было. Первое пособие, написанное на латыни, напоминающее современный букварь приобщало учеников к основам христианской веры, потом учились письму. Так же существовали церковные школы повышенного образования, где усваивался традиционный средневековый куррикулум – 7 свободных искусств, его программа делилась на 2 ступени – низшая тривиум (диалектика (или логика), грамматика, риторика), повышенная ступень – квадриум (арифметика, астрономия, геометрия, музыка). Знание содержания этих ступеней считалось необходимым для правильного понимания священного писания. Особое значение для детей ремесленников, купцов и крестьян имело семейное воспитание. Именно в семье передавались опыт, знания, особенности профессии, воспитывались нравственные качества с помощью семейных традиций, обрядов. Воспитание основывалось на религиозной вере, авторитете родителей, суровой дисциплине и физических наказаниях. Существовали и такие формы как ученичество и рыцарское воспитание. Ученичество длилось от 2 до 6 лет и использовалось в семьях торговцев и ремесленников. В ХI – XIII вв. с возвышением рыцарства сложилась система рыцарского воспитания. Она основывалась на военных традициях и на христианской концепции служения. Программа рыцарского воспитания «7 рыцарских добродетелей» включала освоение владения копьем, фехтованием, езду верхом, рисование, охоту, игру в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игру на музыкальных инструментах. Все это предполагало так же обязательное освоение военной науки. В 7 лет (в 10-12 лет) сына феодала отдавали ко двору более знатному феодалу. До 14 лет он выполнял обязанности пажа при супруге сюзерена, осваивал обычаи, нравы, и манеры высшего общества. Грамоте его обучал домашний священник. В 14 лет подросток становился оруженосцем при рыцаре, подражал ему в силе, мужестве, воспитанности. Находясь при дворе рыцаря, воспитанник должен был так же усвоить «основные начала любви, войны и религии». Сюда относили вежливость, хорошие манеры, приятную речь, способность складывать стихи, великодушие, воинские профессиональные умения, религиозность. Большое воспитательное значение имел рыцарский эпос, рыцарские романы и поэзия. В 21 год происходило посвящение в рыцари, ритуал носил особо торжественный характер. Перед посвящением происходили испытания на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах и поединках. Однако даже с утратой исторически обусловленного социального значения рыцарства влияние идеала на развитие европейского воспитания сохранилось и в последующую эпоху. Определенный опыт сложился в женском воспитании. Как правило, воспитывались девочки дома, следовательно, особое внимание уделялось ведению домашнего хозяйства, навыкам прядения и ткачества. Девочки из аристократических семей отдавались в женские монастыри, где познавали начало религии, чтение, письмо, обучались рукоделию и хорошим манерам. Среди женщин высших классов можно было чаще встретить грамотных и образованных, чем среди мужчин. Они владели греческим и латинским языками, писали стихи, знатная дама должна была правильно говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. В совершенстве должна была владеть искусством очаровывать. Известный российский педагог Е.Н. Медынский объяснил особенности женского воспитания в этот период стремлением церкви влиять на светских феодалов через мать и жену.
|