КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.Теории происхождения государства и права многообразны, так как: - отражают мировоззрение авторов (атеист Ф.Энгельс не мог объяснять происхождение государства так. как его объяснял монах Ф.Аквинский); - основаны на определенном уровне развития знаний об обществе, государстве и праве - происхождение каждого конкретного государства имеет свои особенности (для объяснения происхождения древнего Египта подходит ирригационная теория, для образования США - договорная). В настоящее время существует более двадцати теорий происхождения государства и права. Основными из них являются следующие: 1. Теологическая теория (Ф.Аквинский): государство установлено богом, монарх - наместник бога на земле, которому нужно беспрекословно повиноваться. 2. Патриархальная теория (Аристотель, Р.Фильмер, Н.К.Михайловский): государство - это разросшаяся семья, управляемая отцом, его нужно уважать и добровольно подчиняться. 3. Договорная теория (Д.Локк. Т.Гоббс, Г.Гроций, А.Н.Радищев): народ добровольно создал государство для защиты своих прав, но имеет право поменять правительство, если оно перестанет служить народу. 4. Теория насилия (Е.Дюринг, Л.Гумплович): - теория внешнею насилия, одно племя завоевывает другое и формирует государство, чтобы держать в повиновении побежденных; - теория внутреннего насилия: одни соплеменники (сильные) подчиняют других (слабых) и удерживают их в повиновении. 5. Историко-материалистическая теория (марксистско-ленинская - К.Маркс. Ф.Энгельс, В.И.Ленин): комплекс сформировавшихся экономических, социально и военно-политических предпосылок неизбежно ведет к созданию государства 6. Психологическая теория (Д.Петражицкий) люди различаются по своим психическим свойствам - одни созданы, чтобы подчиняться (таких большинство), другие - чтобы подчинять (таких меньшинство); их объединение приводит к появлению государства 7. Органическая теория (Г.Сненсер): государство - но живой организм, который живет по законам природы (правительство голова, армия и полиция руки, различные группы населения - внутренние органы). 8. Ирригационная теория (К.Витфогель): государство возникает при необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений (плотин, дамб, каналов для орошения и осушения) Данной теорией объясняется со манне древних восточных государств Египта, Китая, Индии. 7.Теологическая теория происхождения государства. В мире всегда существовало множество теорий, объясняющих происхождение государства и права. Существование их вполне естественно и понятно, если иметь в виду, с одной стороны, сложность и многогранность таких явлений, как государство и право. А с другой - гот факт, что каждая из этих теорий отражает или различные взгляды и суждения тех или иных групп, слоев, классов, наций, других социальных общностей на данный процесс,. Одним из наиболее древних признается божественное происхождение государства. Такое понимание было широко распространено среди народов, у которых государственное и божественное идентифицировалось, когда все сущее на земле признавалось созданием Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Однако в зависимости от конкретных исторических условий развития страны, государство признавалось и порождением сил зла. Так, святой Августин, полагая, что появление государства на земле есть результат грехопадения людей и созданием сил зла, считал, что впоследствии, в конце существования мира государство понесет возмездие за грехи. Теолог Фома Аквинский создал теологическую теорию происхождения государства. Он полагал, что государство есть отражение идей Бога на земле, в делах и поступках людей. В XII—XIII вв. в Западной Европе существовала теория «двух мечей». Она также связывала происхождение государства с Богом, а точнее с религией. По мнению сторонников этой теории основатели религии и церкви имели два меча, данные им Богом. Один меч они вложили в ножны и оставили себе, поскольку церковь не должна орудовать мечом. Второй меч они передали князьям, государям и тем самым создали светскую власть, символом и орудием этой власти стал меч. В результате государь приобрел право повелевать людьми. Смысл этой теории заключается в том, чтобы утвердить зависимость светской власти от церковной. Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.
|