КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция человека в гуманистической и экзистенциальной психологииОсновные положения гуманистической психологии:* человеческая жизнь - это единый процесс становления и бытия человека;* человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью человеческой природы;* человек обладает определенной степенью свободы от внешней обусловленности благодаря ценностям и смыслам, которыми он руководствуется в своей деятельности;* человек открыт миру, переживания человеком мира и себя и себя в мире являются главной психологической реальностью;* каждый человек уникален, это активное, творческое, интенциональное (направленное) существо. По мнению К.Р. Роджерса фундаментальным компонентом структуры личности является "Я-концепция", включающая представление ребенка, а потом и взрослого о самом себе. Представление о себе или "Реальное Я" формируется на основе разнообразного опыта, который переживается человеком при общении с разными людьми, при их поведении в отношении него. Вместе с тем, у человека есть "Идеальное Я" - то, каким бы он хотел быть. Разлад между "Реальным Я" и "Идеальным Я", а также отказ от некоторой части "Реального Я" из-за несоответствия наших мыслей и чувств требованиям, предъявляемым нам другими людьми, ведет к тревоге, включению механизмов психологической защиты. Суть самоактуализации заключается в приближении "Реального Я" и "Идеального Я". Это возможно при определенной гибкости концепции "Реального Я", способности к совершенствованию, принятию нового, а также в том случае, когда окружающие принимают нас такими, какие мы есть и мы получим при таких условиях возможность открыто выражать наши эмоции, мысли, чувства. Маслоу выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших духовных сущностей -любви, творчества, духовных ценностей. По мнению Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Причем реализация высших потенций возможна лишь при полной реализации более низших потребностей. физиологические потребности →потребность в безопасности→ потребность в любви и привязанности →потребности в признании и оценке →потребности в самоактуализации - реализации потенций способностей и талантов. Самоактуализация как способность присутствует у большинства людей, но лишь немногие способны актуализировать, реализовать ее. Такие люди - самоактуализирующиеся личности - максимально полно воплощают человеческую сущность. Экзистенциализм—одно из интереснейших и глубоких направлений западной философии. Впервые термин «экзистенция» (существование, сущность) был употреблен Кьеркегором, труды которого легли в основу этой философии. Другим источником экзистенциализма считается феноменология Гуссерля. Крупнейшими философами-экзистенциалистами являются Сартр, Камю, Ясперс, Хайдеггер и другие. Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание собственного существования, Естественно, что психология и , психотерапия XX века не могли не подвергнуться воздействию этого учения.Представителями экзистенциальной психологии можно считать В. Дильтея, Э. Фромма, В. Франкла и других. Теория.Основным сугубо человеческим стремлением, по В. Франклу является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным. В. Франкл понимает смысл жизни вполне конкретно, он считает, что человек может найти его в двух вещах: либо в деле, которому искренне готов служить, либо в любимом человеке, ради которого ему хотелось бы жить, - во всех случаях речь идет о самоотдаче. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. Франкл, сам прошедший Освенцим и Дахау, утверждает, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели бы реализовать.Наоборот, отсутствие смысла жизни, так сказать экзистенциальный вакуум, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей. В. Франкл пишет о том, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов страдают ощущением утраты смысла жизни. Также он считает, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциальный вакуум. Практика.Основной задачей логотерапии (так В. Франкл назвал созданное им направление психотерапии) является помощь клиенту в воссоздании утерянного смысла жизни. Например, в концлагере В. Франкл помогал отчаявшимся людям обрести смысл жизни в этих совершенно невыносимых условиях. Один из таких людей благодаря работе с Франклом вновь обрел смысл жизни, связанный со своей научной работой, которую только он мог завершить, другой - нашел смысл жизни в том, чтобы вновь встретиться с любимой дочерью, с которой их разлучила война. Механизмы возникновения фобий. В первом случае какой-то симптом (например, боль в сердце или головокружение), испытываемый в некоторой ситуации, вызывает у клиента страх, что этот симптом может усилиться или повториться. Этот страх действительно приводит к тому, что симптом усиливается или повторяется, что приводит к усилению страха, что ведет к усилению симптома и т.д. Со временем это круговое взаимоусиление симптома и страха начинает происходить очень быстро, так что клиент уже не замечает самого процесса, но испытывает страх в исходной ситуации (например, в лифте), поэтому он начинает ее избегать. Множество ситуаций, только похожих на первичную, способны начать вызывать страх, и клиент может, например, начать бояться уже всех закрытых транспортных средств или. В случае же возникновения навязчивых состояний (навязчивые мысли или действия) клиент испытывает их гнет и пытается их подавить, оттолкнуть от себя. Это противодействие, однако, лишь усиливает первоначальное давление. Понятно, что чем больше человек старается не думать о чем-либо, тем больше эти мысли «лезут в голову». В отличие от фобий здесь наблюдается не бегство от состояния, а борьба с ним. Применяемая в этих случаях техника парадоксальной интенции состоит в том, чтобы клиент захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается. Тем самым прекращается избегание симптома или борьба с ним, и симптом достаточно быстро исчезает.По сути дела, метод создания смысла жизни также является методом дерефлексии, поскольку человек переносит внимание с себя на смысл своей жизни, который всегда воспринимается как нечто более важное, чем одна только своя жизнь. Это является не презрением к этой жизни, а трансцендированием (расширением в бесконечность и приданием высшей значимости) этой же самой жизни.
|