КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мотивационно-смысловая сфера личностиВ поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Психические процессы: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Побудительная сторона поведения связана с понятием мотивации. Это понятие включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Широта: чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы также характеризует процесс мотивации. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения может быть использовано больше разнообразных средств. Например, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой. Иерархизированность. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории З.Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. К. Левин исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Мотивационная концепция Д.Аткинсона: - Отрицание возможности создания единой теории мотивации, объясняющей как поведение животных, так и человека. - Убежденность в том, что редукция напряжения не является для человека основным мотивационным принципом. - Утверждение вместо редукции напряжения принципа активности, согласно которому человек в своем поведении изначально активен, что источники его мотивации находятся в нем самом, в его психологии. - Признание существенной роли сознания человека (наряду с бессознательными факторами) в детерминации его поведения. –Стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации. Такими понятиями стали, например, социальные потребности, мотивы. Многие мотивационные факторы со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. Мотив аффилиацииактуализируется в общении людей, обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне — в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Любовь к человеку — высшее духовное проявление данного мотива. Мотив доминирования (власти) кратко можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Познавательные: потребность овладевать з н а н и я м и , умениями, навыками, проникать в их сущность. Гуманистическая психология. Просоциальное поведение и его мотивы. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (иногда - мотивом помощи, иногда - заботы о других людях). По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии. Существует несколько социальных норм нравственного порядка: норма социальной ответственности. Она побуждает человека к оказанию помощи другим людям во всех случаях, когда кто-либо нуждается в ней (например, в силу того, что он слишком стар, болен или беден и др.); норма взаимности - в моральном обязательстве человека платить добром за добро. Важную роль в оказании помощи играет способность человека к сопереживанию (эмпатии): чем больше он склонен к нему, тем с большей готовностью он оказывает помощь другим людям. Некоторые ученые считают, что способность к эмпатии лежит в основе всех других форм альтруистического поведения человека. Потребность - состояние нужды человека в определенных условиях, необходимых для нормального существования и развития. А.Маслоу. Его концепция построена по иерархическому принципу, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития. А.Маслоу выделил следующие семь классов потребностей:1. Потребности физиологические (органические).2. Потребности в безопасности.3. Потребности в принадлежности и любви.4. Потребности уважения (почитания).5. Познавательные потребности.6. Эстетические потребности.7. Потребности в самоактуализации.
|