КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика древнекитайской философии. Школы и направления.Китайская философия сложилась в 7-6 вв. до н.э. на рубеже эпох Чуньцю (8-5 вв. до н.э.) и Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Свое начало китайская философия ведет от учений Лао-цзы (6 в. до н.э.), Конфуция (551-479 гг. до н.э.) и «Книги перемен» (8-4 вв. до н.э.). Вследствие отсутствия единого критерия, периодизация китайской философии осуществляется в историко-философской науке по различным основаниям. 1) По порядку смены правящих династий. Например, философия периода Чуньцю - Чжаньго, философия периода двух династий Хань и т.д. 2) По европейской линейной матрице со смещением хронологических вех. Выделяют четыре периода: ѕ древний (11-3 вв. до н.э.); ѕ средневековый (3 в. до н.э. - 19 в. н.э.); ѕ новый (середина 19 в. - 4 мая 1919г.); ѕ новейший (с 1919 г. по настоящее время). 3) По основным направлениям, каждое из которых подразделяется на периоды в зависимости от изменения содержания. Например, раннее конфуцианство, ортодоксальное конфуцианство, сунское неоконфуцианство, современное конфуцианство и т.д. Относительно древнего периода развития китайской философии у исследователей нет принципиальных разногласий. По любым критериям он устанавливается в рамках 7-3 вв. до н.э.
Китайская философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и соответственно три идеи философии. Реставрация культуры Дао конфуцианством, даосизмом начинается с духовной сущности. Этим определяются исходные характеристики древнекитайской философии: 1) В своих истоках и эволюции китайская философия есть философия дао (в аналогах инь и ян - это философия Дао и Дэ). 2) Китайская философия начинается с решения духовно-нравственной проблематики. 3) Китайская философия сознает и именует себя в специальных терминах, понятиях и идеях, стоит вровень с мировой философией и открывает путь историко-философской компаративистики.
Первую классификацию философских школпредставил Сыма Тань (2-1 вв. до н.э.) в трактате «Основные указания о шести школах». Сыма Тань условно выделил шесть школ: ѕ «натурфилософы» (инь-ян цзя); ѕ «ученые конфуцианцы» (жу цзя); ѕ «моисты» (мо цзя); ѕ«школа имен» (мин цзя); ѕ «законники» (фа цзя); ѕ «даосисты» (дао дэ цзя). Его сын, знаменитый историк Сыма Цянь, включил трактат в свои «Записки историка». Классификацию продолжил Лю Синь (2 в. до н.э.). Она сохранилась в повторении ее Бань Гу (32-92 гг. н.э.) в «Истории ранней династии Хань». К названным выше Лю Синь добавил еще четыре школы: ѕ «дипломаты» (цзун хэн цзя); ѕ «эклектики» (цза цзя); ѕ «аграрники» (нун цзя); ѕ«литераторы» (сяо шо цзя). Последняя не имела самостоятельного значения и общее число школ, таким образом, равнялось девяти. С позиций историко-философской науки классификации философских школ Сыма Таня и Лю Синя имеют выраженный библиографический характер и во многом условны. В них нет единого мировоззренческого основания: одни школы называются по имени основоположника (моисты - последователи философа Моцзя), другие - по профессии и составу (ученые-конфуцианцы), третьи - по основной категории или символу (даосисты - по Дао, законники - по категории фа - закона).
|