КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика древнеиндийской философии. Школы и направления.Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени, среди которых Вольтер, Руссо, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Л. Толстой, Р. Роллан, А. Швейцер, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др. В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей: М. Ганди, Дж. Неру, С. Радхакришнана и др. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбах мировой цивилизации и культуры. Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. — индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времени XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии, в общем и в целом соответствующих основным узловым моментам социально-экономической истории древней и средневековой Индии; · ведический — первая половина I тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); · эпический — вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений в форме варно-кастового деления общества); · классический — с первого тыс. н.э. и вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры).
Ниже приведен краткий обзор философских школ древнеиндийской философии: Брахманизм. Бpахманы высказывают предположения о возникновении мира. Брахма (безличное сущее) - универсальный принцип. Из брахманизма произошли первые школы йоги. Джайнизм. Джива (живое) и аджива (неживое). Провозглашает дуализм. Сущность человека двояка - материальная и духовная. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм (злые и добрые). Буддизм. Будда (просветленный) - принц Гаутам. Центром учения являются четыре благородные истины. Существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным, расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию. Причиной страдания является жажда. Устранение причин страдания заключается в устранении жажды. Существует восьмеричный путь избавления от страданий: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь (соблюдение пяти заповедей), правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Локаята (иногда чарвака). Материалистическое направление. Отрицание существования загробной жизни, закона кармы и самсары. Человек состоит из четырех материальных элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело, органы чувств, и на их основе возникает духовное начало. Индуизм. Философское обоснование индуизма заключается в шести системах. Связывает их стремление найти путь, на котором можно достичь искупления из пут кармы и цепи перерождений. Санкхья. Учит, что существует главная материальная первопричина мира. Превращение из аморфной формы в мир существ и предметов осуществлялось под влиянием трех качественных элементов - стремление, тьма, ясность. В каждой вещи преобладает один из этих трех качественных элементов. В санкхье признается существование абсолютной души, которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить. При соединении возникает двадцать пять исходных принципов: материальные и духовные. Йога. Важный элемент - тренировка. Самообладание, овладение дыханием при определенных положениях тела, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация, состояние отторжения - освобождение от телесной оболочки. Вайшешика. Существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент атом. Ньяя. Система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики. Веданта. На санскрите слово веданта означает конец вед. К Веданте в широком смысле относятся: собственно Веданта, пурва-миманса, некоторые учения вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Собственно Веданта - одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) философских систем; сочинение «Веданта-сутра» (или «Брахма-сутра») приписывается мудрецу Бадараяне (4-3 вв. до н.э.). Высшая реальность и причина всего существующего - вечный несотворенный брахман. Целью бытия Веданта считает «освобождение», достижение изначального тождества индивидуального духовного начала (атмана) и брахмана. Позднейшие варианты собственно Веданты: адвайта-веданта (не двойственная) Шанкары, учение Рамануджи. Представители Веданты в новое время: Рамакришна, Вивекананда, Радхакришнан и др. Миманса. На санскрите слово миманса означает исследование. Миманса - одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши (освобождения) и религиозного отшельничества, Миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма. 6. Философская база буддизма – основные понятия и концепции. Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
|