КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эстетика Аристотеля.Из многочисленных работ Аристотеля по эстетике сохранплся лишь отрывок "Поэтики". Под искусством Аристотель понимает всю предметную человеческую деятельность и ее продукт. Он третнрует производственную деятельность, а под практикой понимает лишь нравственно-политическую сторону общественной жизни. Производственная деятельность - это презренное делание (праттейн). Близко к этому и искусство в нашем понимании слова. Различие искусства как производственной деятельности и искусства в нашем смысле слова надо искать в тех словах "Физики" Аристотеля, где сказало, что "искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает ей". Существенный вклад в развитие античной эстетики внес великий греческий философ и ученый Аристотель (384--322 до н. э.). Античные библиографические источники перечисляю ряд исследований великого Аристотеля: «О поэтах», «Гомеровский вопрос», «О прекрасном», «О музыке», «Вопросы поэтики». Однако все эти работы утрачены, из них сохранилась - «Поэтика», которая занимает в истории эстетики особое место, являясь наиболее древним из сохранившихся и наиболее крупным эстетическим трактатом. Помимо этого специального трактата замечания по вопросам эстетики есть в сочинениях Аристотеля по другим вопросам. Больше всего их в «Риторике», где рассматриваются вопросы стиля, а также в книге «Политики», где Аристотель излагает свои взгляды на музыку, а также о проблемах эстетики. Замечания о прекрасном, преимущественно в виде единичных предложений, есть в «Физике» и «Метафизике»; однако они весьма содержательны. Об эстетических переживания говорится в «Этиках», в частности в «Эвдемейской». Свои эстетические взгляды Аристотель выражал в эстетических категориях. Дается характеристика лишь тех категорий, которые имеют значение для понимания наиболее общих эстетических принципов Стагирита. Эти категории названы категориями первого рода: мимезис, прекрасное и трагическое. Относящаяся сюда же категория «комическое» здесь не анализируется, ибо, исследованная Аристотелем довольно широко, она оказалась в той части «Поэтики», которая, как полагают комментаторы, пропала. Все же прочие эстетические категории Аристотеля, называемые категориями второго рода, -- калокагатия, катарсис, симметрия, пропорция, мера, гармония -- получают характеристику в связи с анализом категорий первого рода. Разумеется, диалектика требует признать относительность границ принятого деления, относительную устойчивость его основания. Принципы построения, принципы классификации категорий эстетики Стагирита - также одна из важнейших проблем истории эстетических учений. Система различных категорий Аристотелем рассмотрена не только в «Категориях», но и в «Метафизике», в «Поэтике», «Риторике» и «Аналитиках». Все категории Аристотеля соединены с бытием, потеряв связь с которым они превращаются в пустые понятия. Но именно специфика этого бытия сообщает специфику категориям, полнота и ценность которых находятся в зависимости от тех сторон бытия, которые они выражают. Отсюда также разграничение категорий на философские, научные, логические, этические и эстетические. Таким образом, Аристотель сделал значительный вклад в развитие эстетики, он создал наиболее крупный эстетический трактат - «Поэтика». Его эстетические взгляды сформировали три основных категории - мимезис, прекрасное и трагическое. В свою очередь, эстетически категории Аристотеля стали первой важнейшей вехой в истории эстетических учений, первой стройной системой эстетических понятий, выряжающих эстетическое в природе, жизни и искусстве. В них отразился опыт художественного творчества эллинов, опыт их практической деятельности и развития эстетических чувств.
19. Философские школы эпохи эллинизма: эпикурейцы, стоики, скептики. Эллинизм-характеристика уровня и направления развития греческой цивилизации. До Сократа-формирование классичности: Платон, Аристотель. После Аристотеля греки не создали ничего нового. Их мировоззрение является пессимистическим. Эллинизм есть понятие культурологическое. В это время работают такие выдающиеся математики как Архимед, Евклид, Птолемей (геоцентрическая система мира), Аристарх Самосский (открытость вселенной). Литература-"Александра маяк", скульптура-Фидий, Венера Милосская, Ника. Эллинизм-распространение греческой культуры вширь. Рим уважал греческую культуру. Он не создал практически ничего в философии, ничего в науке.. Эллинизм-нисходящая ветвь греческой цивилизации, но это и распространение греческой культуры на весь доступный мир (в коммуникабельном смысле). Сужение философской проблематики. Проблема человеческого существования---как жить? Этика---теория человеческого поведения. Философия: физика, логика, этика. Расширяется слой философствующих (теперь и рабы и императоры). · Стоики-подчинение судьбе, безразличие к горестям и напастям, чувству долга, мужеству. Древняя Стоя (3-4 вв. до н. эры): Зенон из Китиона (разорившийся торговец), Клианф (бывший кулачный боец), Хрисин (бегун). Средняя (н.э.): Понеций, Посейдоний. Новая (по 1 в. н.э.):).Идеи: скорлупа---логика, белок---этика, желток---физика. Физика пантеистического направления--- стремление Физика пантеистического направления--- стремление отождествить Бога со всей природой. Они отрицают традиционных богов. Бог разлит по всей природе-Нусс. Мироздание полностью заполнено четырьмя субстанциями. Пустоты нет (выступают против атомистов). Активные начала: огонь, воздух; пассивные: земля, вода. Мир-замкнутая Вселенная. Бог разлит повсюду-одушевленное начало. Пневма-некая огневоздушная смесь, которая одухотворяет (анимирует) любую частицу мироздания.Смерти не надо бояься---она абсолютно предопределена. Духовный потегциал, который человек берет во время жизни, возвращается в пневму. · Эпикурийцы. Прежде всего Эпикур ввел возможные отклонения атомов-онтологически (причина---вероятность). Отсутствие детерминизма. Постулируется, что душа человека состоит из атомов. Нет никакого духовного существа. Эпикур отмежевывается от понятия Бога, участвующего в делах человека. В отличие от стоиков он не растворяет Бога в природе. Он помещакет богов в междумирье (может существовать много миров и они обязательно соприкасаются). Богам нет никакого дела до людей. Смысл жизни в самой жизни да и только. Жизнь нужна только сейчас, потом атомы. Смысл жизни-удовольствия. Принцип эпикуризма: "проживи незаметно". Лучше быть не связанным с семьей. (В обществе тебе кто-то что-то обязательно испортит). Как решать проблему со смертью? Религия нагнетает страх перед смертью-с ней надо бороться-богов в междумирье. Пока человек живет-смерти нет, а затем ему уже все равно. Из неких метафизических конструкций следуют определенные этические выводы: классический грек: "Я знаю и поступаю соответствующим образом" (активная позиция), стоики: "Я знаю и подчиняюсь", эпикурейцы: "Я знаю и уклоняюсь" (хорошо проживет тот человек, кто хорошо спрячется). · Скептики (пирронисты). Я не знаю и живу как придется. Основатели: Пиррон, Секст Импирик, Агриппа. Их позиция близка к софистам. (Софисты релятивизировали процессс познания. Протагор: истин столько, сколько и людей. Горгий: иситн не существует.) Скептики: истины н существует, а это и является истиной---парадокс лжеца. Надо воздерживаться от утверждений. В лучшем случае можно только предполагать. Скептицизм парализует процесс познания. Все, что дается посредством органов чувств, не может быть точным. Существуют принципиальные отличия между человеческими органами чувств и органами чувств животных. Различия между самими людьми. Скептицизм имеет догматизм, парализует познание.
20. Неоплатонизм в истории западной философии: Плотин и христианский неоплатонизм (Эриугена, Н.Кузанский и др.)
В центре учения Плотина находится представление о Едином. Его можно встретить уже у в некоторых диалогах Платона: этим термином родоначальник традиции характеризует изначальное состояние мира, еще не расщепленного нат мир идей и "материю". Единое недоступно для человеческого понимания. Плотин называет его "невыразимым" (арретон). Оно нерасчленимо на части - и в то же время порождает все многообразие вещей и явлений, растворено в них - и вместе с тем глубоко от них отлично. Плотин описывает это, используя термин "эманация", или "истечение". Единое "изливается" и тем самым превращается в мир - в то, чем оно с самого начала не было. Эманация подразделяется на три этапа: на первом возникает ум (нус), на втором - душа (псюхе), а на третьем - меон (дословно - "несуществующее"): так Плотин, в соответствии с платоновской традицией, характеризует материю. Итак, порождая мир, Единое в первую очередь создает Ум. Ум представляет собой образ Единого, так как именно посредством мышления человек постигает его. Однако Ум не так совершенен, как Единое. На этом этапе утрачивается первоначальная целостность: ведь мышление предполагает наличие как того, о чем мы думаем (объекта), так и самого "мыслящего" (субъекта). Кроме того, ум содержит колоссальное многообразие идей, т.е. "раздробляется" на них. На следующем уровне эманации, при возникновении души, появляются новые, дополнительные различия. В мире пребывает множество душ; принадлежащих отдельным живым (одушевленным) существам; наряду с ними существует и мировая душа. Единое Плотин отождествлял со светом. И, подобно тому, как луч света, ослабевая, в конце концов растворяется во тьме, так и оно на последнем этапе эманации создает материю. Как и его предшественники, Плотин характеризует ее чисто отрицательно. Это непроглядная тьма, из которой стремится вырваться душа человека. На достижение этой цели и направлена практика неоплатонизма. Покинув мир, душа хочет вернуться к Единому, пройдя стадии эманации в обратном порядке. Это возможно лишь для той души, которая способна отрешиться от всего чувственного и испытывать наслаждение от созерцания идеи. В таком случае она может возвыситься до уровня Ума. По логике неоплатоновского учения, на этом ее восхождение к Единому должно закончиться. Однако, безоглядное восхищение Единым дает душе возможность выйти за свои собственные пределы - такое преодоление индивидуального "я" (экстасис) приводит ее к полному слиянию с Единым.
|