Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные проблемы средневековой философии. Схоластика.




Схоластика (VII-XIV вв.). Философию средневековья нередко называют одним словом – схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – тип религиозной философии, основанной на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики. Схоластика – основной способ философствования эпохи средневековья. Это было обусловлено, во-первых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории; во-вторых, традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом средневековой философии; в-третьих, безличным характером средневековой философии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.

Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий. С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения:

1.концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи)

2.реализм (до вещи)

3. номинализм (существование общего после и вне вещи).

Проблема универсалий, или общих понятий занимает важное место в религиозно-философской мысли. Своими корнями она уходит в философию Платона и Аристотеля, но в Средние века приобретает специфику, обусловленную христианскими воззрениями на бытие и познание.

Главными аспектами обсуждения данной темы в средние века были:

1) проблема существования Бога;

2) проблема постижения Бога;

3) проблема исторического общественного и личного пути к Богу.

По сути, по проблеме существования Бога велась средневековая дискуссия о природе универсалий (общих понятий) между номиналистами и реалистами. Реалисты утверждали: универсалии существуют реально, причем ещё до конкретных вещей. Из их рассуждений следовало, что Бог реален. Номиналисты полагали, что универсалии своим существованием «обязаны» вещам. Реально существуют вещи. Универсалии возникают позже, когда возникает потребность давать вещам имена. Отсюда общее — это всего лишь имя для обозначения реальных конкретных вещей, а значит, общее существует номинально. Согласно номиналистам. Бог существует номинально (nomen — имя), это всего лишь имя для обозначения совокупности идеалов человечества.

Великими мыслителями средневековья неоднократно выдвигались доказательства существования Бога. Фома Аквипский (1225-1274) — видный философ- схоласт приводил пять доказательств существования Бога. Все они основаны на том, что каждое явление мира имеет свою первопричину:

1) все, что двигается, должно иметь перводвигатель. Таким перводвигателем является Бог;
2) всё в мире имеет свою причину, но и у всех причин, следовательно, должна быть первопричина — Бог;

3) возникновение и гибель вещей осуществляется по необходимости, значит в мире должна быть всеобщая сущность, олицетворяющая абсолютную необходимость происходящего, это тоже Бог;
4) все вещи мира представляют собой различные степени совершенства в отношении к эталону совершенства, а им является Бог;
5) все в мире подчиняется целесообразности, следовательно, есть некто, полагающий цели развития.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 420; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты