КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность права, основные теории о сущности права.Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойственен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. Причины многообразия теорий: в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия. - в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами. - в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. - в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими соотносящимися с ним процессами Теологическая теория. (Фома Аквинский — XIII в. «Сумма теологии») исходит из божественного происхождения права. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих начал. Данная теория опирается не научные факты, а на веру. Теория естественного права XVII - XVIII вв. (Локк, Монтескье, Дидро, Руссо «Об общественном договоре») Сторонники этой идеи считают, что параллельно существуют право позитивное, созданное государством, и естественное право. Если позитивное право возникает по воле людей государства, то естественное право возникает само по себе, спонтанно, люди каким-то образом лишь познают его, как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. Так если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Основная задача, которую призван решать общественный договор, состоит в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищаем и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого члена ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, Подчиняется, однако, только самому себе и остается стать же свободным, как и прежде. Историческая школа права получила свое развитие в Германии 18-19 вв. (Гуго, Савиньи, Пухта). Они доказывали что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не диктуется законодателем. Нормативистская теория (Кельзен) Право представляет собой иерархическую систему норм, представленную в виде пирамиды, где каждая верхняя ступень обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. Материалистическая теория. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.
|