Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Стр. 180




материал, который характеризовал бы эпоху, быт или стиль про­изведения. Режиссер должен познакомиться' с музыкой того времени, к которому относится пьеса, и той страны, из жизни которой взят ее сюжет. Далее, нужно, чтобы эта музыка со­ответствовала характеру действия, которого добился режис­сер от исполнителей: была бы интимна или парадна; звучали бы в ней пафосность, подъем или задумчивость, подавлен­ность. Очень важно, какие инструменты исполняют эту му­зыку, т. е. необходимо, чтобы музыкант точно знал, а режис­сер подробно ознакомился с тем, какой характер звучания дает клавесин, клавикорд, лютня; типичен ли для соответст­венного времени небольшой состав оркестра; каким образом можно имитировать, например, роговую музыку, так назы­ваемый «роговой оркестр», весьма распространенный в рус­ских крепостных усадьбах.

Или, если режиссер решит ставить трагедию Пушкина «Борис Годунов» на фоне хоров, то он должен специально познакомиться с хоровым пением начала XVII века в Москов­ском государстве времен Бориса и «великой разрухи».

Казалось бы, очень простой вопрос для режиссера — ка­кая танцевальная музыка игралась на балах в 20-х или 30-х годах XIX века в России. И, тем не менее для того, чтобы правильно ее установить, необходимо перерыть целый ряд сборников в больших музыкальных библиотеках, чтобы подо­брать, во-первых, именно те танцы, которые по ходу действия нужны режиссеру, а во-вторых, характер музыки в этих тан­цах, соответствующий атмосфере, которой добивается режис­сер в этих актах или картинах.

В целом ряде постановок, где совершенно сознательно и в самом характере действия исполнителей и в оформлении подчеркивается не археологическая тенденция режиссера, а своего рода театрализация и стилизация бытового или исто­рического материала пьесы, приходится прибегать к приему имитации.

Этой имитации музыки режиссер сознательно добивается также и в тех случаях, когда гармония и лады музыки, кото­рую следовало бы ввести в спектакль, если оставаться на строго исторической основе, чужды современному зрителю, на которого рассчитай данный спектакль.

Допустим, что ставится одна из пьес Софокла или Еврипида и необходимо сопровождать появление хоров соответст­венной музыкой. Как известно, эта музыка исполнялась на кифарах и флейтах; историками-музыкантами установлены характер гармонии, лады и ходы, которые существовали в гре­ческой музыке в век Софокла и Еврипида, но они так чуж­ды современному слушателю, что их обязательно надо транс­понировать музыканту. Тогда режиссер заказывает компози­тору музыку, которая в какой-то степени имитировала


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты