Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Место и роль государства в политической системе общества. Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах




Читайте также:
  1. A) Зафиксированное место на диске, в котором зарегистрированы имена других файлов
  2. D) определение стратегии развития общества.
  3. D) политической партии.
  4. I этап: Подъем промышленности в Германских государствах и отсталость сельского хозяйства.
  5. III этап: Формирование либеральной и социалистической оппозиций в Германии. Проблема национального объединения в политической жизни 30-40 гг.
  6. III. Обострение внутриполитической ситуации в 1920-1924 гг.
  7. V1: Общая теория права и государства
  8. Агенты политической социализации.
  9. Административная ответственность в системе межотраслевого управления экономикой
  10. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства - это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И.В. Сталина; Северная Корея).

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государство выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению спорных конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон, либо в случае совершения правонарушения (существует только как теоретическая модель).

Прагматическая (социально-правовая модель) предполагает разграничение интересов гражданского общества и государства.

Государство, обладая суверенитетом, выступает в качестве регулятивно-управленческого механизма, функции которого заключаются в координации интересов различных социальных групп, поддержании социальной стабильности, обеспечении условий для поступательного социально-политического развития.

Гражданское общество является обособленной частью социальной системы и, в силу этого, обладает определенной автономностью в политической (возможность формирования легальной политической независимости); экономической (осуществление частнопредпринимательской деятельности) и социальной (непосредственная зависимость уровня благосостояния от результатов своего труда) сферах общественной жизни.

В рамках социально-правовой модели государство сочетает участие в решении общезначимых проблем (оборона, перспективное планирование, формирование и реализация национального бюджета и т.д.) с заботой о социально незащищенных группах населения (пожилые люди, инвалиды, подростки и т.д.). В отношении других членов сообщества государство занимает «негативную» позицию, т.е. не мешает и не помогает им самостоятельно реализовать свои позитивные намерения.

Социальное государство может вмешиваться в сферу частных интересов, однако это вмешательство должно осуществляться только в соответствии с закрепленной законом процедурой и возможно в условиях чрезвычайной ситуации, в процессе реализации программных задач общегосударственного характера, а также при совершении правонарушений (принцип социальной государственности впервые получил свое юридическое закрепление в Конституции ФРГ 1949 г.).



 

35. Правовое государство: понятие и принципы

 

Правовое государство -- это государство, формирование и функционирование которого осуществляется на основании и в соответствии с правовыми предписаниями. В современной отечественной юридической науке не существует единого определения данного феномена, при этом, как правило, предпринимаются попытки взять за основу его анализа инструментальный либо формально-юридический метод.

Инструментальный метод позволяет рассматривать правовое государство в качестве инструмента, используемого для «обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью»; «достижения и реализации права, созданного человеком»; «сохранения общества при помощи права» и т. п. Следует отметить, что в рамках названных определений предпочтение отдается целевому либо функциональному аспекту правового государства, иными словами, авторы, не давая определения собственно правового государства, говорят о том, какие целевые установки посредством государства -- инструмента можно реализовать.



Сторонники формально-юридического метода берут за основу принцип приоритета права по отношению к государству. При этом, как правило, в качестве идейно-теоретической основы используется теория естественного права, в соответствии с которой государство возникает с единственной целью в защиты естественных прав членов сообщества и этой же целью ограничено. Определение правового государства в соответствии с таким подходом по сути, тождественно взятому нами за основу тезису о правовом государства как о государстве, в котором господствует право.

Государство, в котором действует система юридических гарантий, посредством которых, с одной стороны, обеспечивается баланс и консенсус законных интересов государства, общества, личности, а с другой -- оказывается эффективное противодействие противоправным посягательствам как в сфере публичного, так и в сфере частного права.

Говоря о признаках правового государства, следует выделить две группы свойств, характеризующих данный феномен: это общие (свойственные для всех видов государств) и специфические (характерные только для правового государства) черты. К общим признакам относятся признаки, отличающие государство от других видов и форм социальных организаций. Такими признаками являются рассмотренные ранее наличие обособленной территории, наличие институтагражданства (подданства), наличие аппарата публичной политической власти, государственный суверенитет.



К специфическим признакам правового государства следует отнести демократический политический режим, развитое гражданское общество, признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности.

Наличие демократического политического режима является необходимым условием и вместе с тем характерной чертой правового государства. В демократическом правовом государстве признается и гарантируется идеологическое многообразие, многопартийность, возможность легальной политической оппозиции (ст. 13 Конституции РФ). Единственным источником государственной власти является народ как совокупность граждан (подданных). Народ осуществляет свою власть непосредственно (участвуя в свободных альтернативных выборах и референдумах) и представительно -- через органы государственной власти и местного самоуправления, которым делегируются соответствующие властные полномочия (ст. 3 Конституции РФ).

В сфере социальных отношений демократический режим способствует обеспечению прав и свобод человека и гражданина (ст. 17, 18 Конституции РФ), созданию условий для достойной жизни всех без исключения членов сообщества (ст. 7 Конституции РФ), уважению прав и законных интересов социальных меньшинств (ст. 19, 26, 28 Конституции РФ).2

Развитое гражданское общество представляет собой признак и одновремен-но структурный элемент правового государства. В условиях плюралистической демократии государство уступает часть своих полномочий в хозяйственной и управленческой сферах социальной жизнедеятельности самоорганизующимся и самоуправляющимся структурам, в совокупности образующим гражданское общество. При этом, выступая неотъемлемой частью государства (в социальном смысле), гражданское общество характеризуется не совпадающими с государственными (но и не противоречащими им) интересами, а также наличием механизмов, позволяющих обеспечить реализацию этих интересов исключительно за счет внутренних ресурсов самого гражданского общества.

Важнейшим признаком правового государства являются признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности. Уважение государства к человеческому достоинству -- один из показателей того, является ли правовое государство реальностью либо это всего лишь теоретическая абстрактная схема «идеального государственного устройства». «Современному правосознанию народов, причастных европейской культуре, -- писал выдающийся русский юрист начала XX в. С. А. Котляревский, -- представляется аксиоматичной необходимость известной сферы личной свободы, выраженной в личной неприкосновенности, свободе совести, слова, свободе общения с себе подобными. В настоящее время необходимая предпосылка какого-либо осуществления правового (конституционного) государства есть признание этих элементарных благ и наличность гарантии против их нарушения». Конституция России, объявляя государство правовым, закрепляет положение, в соответствии с которым «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства» (ст, 2).

Принципами правового государства, т.е. основополагающими началами его формирования и функционирования, являются: верховенство правового закона, разделение властей, взаимная ответственность государства, общества, личности.

Принцип верховенства правового закона собирательно символизирует наиболее важные аспекты правового государства. Данный принцип исходит из приоритета права по отношению ко всем не правовым социальным регуляторам, а также из приоритета закона по отношению ко всем формальным источникам права. Таким образом, суть данного принципа заключается в том, чтобы, с одной стороны, добиться от всех субъектов права законосообразного поведения, а с другой -- обеспечить правомерный характер самих законов.

Закрепление главенствующей роли правового закона означает презумпцию правомерности закона, действующего в государстве, и поэтому данный нормативный акт подлежит обязательному выполнению всеми субъектами правоотношений (и в первую очередь самим государством)

В частности, в соответствии со ст. 84 Федерального конституционного закона РФ «О Конституционном суде Российской Федерации» (1994 г.)1 правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Нормативные акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают свою юридическую силу (ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации; ст. 87 Федерального конституционного закона РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Разделение властей как принцип правового государства предполагает разграничение предметов ведения и распределение полномочий между одно-уровневыми органами государства (ветвями государственной власти). При этом в основу взаимодействия различных ветвей власти положена система сдержек и противовесов, препятствующих чрезмерному сосредоточению вла-стных полномочий у одного из должностных лиц (либо в одном государствен-ном органе). Основной задачей, решаемой при помощи разделения властей, является распределение объема властных полномочий между примерно равными по «политической значимости» государственными структурами, каждая из которых объективно стремится к абсолютной власти, однако, не имея возможности такую власть получить, не позволяет сделать этого и «конкурирующей стороне». Таким образом, посредством сдержек и противовесов обеспечивается баланс ветвей власти.

Кроме того, наличие данной системы позволяет осуществить досрочное прекращение властных полномочий должностных лиц (государственных органов) в случае невыполнения ими своих служебных обязанностей, злоупотребления служебными полномочиями, совершения преступлений.

В частности, ст. 93 Конституции Российской Федерации определяет, что «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения».

Взаимная ответственность государства и личности как принцип правового государства означает, что на практике публичные интересы государства и частные интересы конкретных индивидов выступают в качестве неразрывно связанных категорий, при этом пренебрежение интересами одной из сторон неминуемо приводит к негативным последствиям в отношении другой стороны. К примеру, отсутствие реальной государственной политики в сфере зашиты материнства и детства в современной России влечет сокращение рождаемости и как следствие сокращение населения страны, а это, в свою очередь, может привести к тому, что в обозримом будущем имеющееся население попросту не сможет осваивать государственную территорию.

В правовом государстве складывается действенный юридический механизм обеспечения баланса интересов государства и личности, важнейшей составной частью которого являются корреспондирующие этим интересам взаимные обязательства.

При этом ключевыми понятиями, положенными в основу реализации взаимных обязательств государства и личности, являются свобода и необходимость.

Свобода предполагает возможность выбора между исполнением и неисполнением соответствующей обязанности. Что же касается необходимости, то предполагается, что в условиях имеющейся альтернативы субъект должен принять решение, позволяющее реализовать соответствующее обязательство. Возникает вопрос, каким образом сочетаются свобода и необходимость в процессе взаимодействия государства и личности.

В правовом государстве ответственность власти перед населением может обеспечиваться посредством юридических гарантий в сфере административной и надзорно-контрольной деятельности, а также гарантиями в сфере правосудия и международными гарантиями.

Административные гарантии предполагают наличие у индивида (организации) возможности требовать от соответствующего должностного лица выполнения обязанностей, определенных его служебной компетенцией и связанных с реализацией соответствующего субъективного права.1

Гарантии в сфере надзорно-контрольной деятельности связаны с созданием государственных органов, в компетенцию которых включены полномочия по осуществлению надзора и контроля за процессом исполнения обязанностей государства (в лице государственных органов и должностных лиц) перед обществом и личностью. Данные гарантии наиболее образно представлены в деятельности Уполномоченного по правам человека, Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, заинтересованных министерств и ведомств.

Гарантии в сфере правосудия предполагают, что наряду с административными процедурами, направленными на обеспечение реализации обязанностей государства по отношению к гражданам (и коллективам), последние могут воспользоваться механизмом судопроизводства.

Международные гарантии закрепляют право индивида обращаться в межгосударственные организации по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

36. Концепция разделения властей: история становления и современное состояние и проблемы

Среди основных представлений о праве, выработанных различными научными направлениями и школами, можно выделить семь основных.

1. Теория естественного права. (Спиноза, Греции, Гоббс, Локк) для теории правового государства имеет значение, прежде всего потому, что закрепляет положение о естественной и, следовательно, независимой от государства природе права. Государство создается людьми с целью охраны их естественных прав и этой же целью ограничено. В том случае, если издаваемые государством законы начинают противоречить естественному праву, они автоматически приобретают противоправный характер, если же государство отказывается привести законодательство в соответствие с естественно-правовыми принципами, то это означает утрату им легитимности и оправдывает реализацию народом права на восстание (революционное изменение государственного строя).

2. Теория общественного договора (Гоббс, Локк, Руссо, Радищев) закрепила такие важнейшие принципы правового государства, как представительный характер государственной власти и взаимную ответственность государства и общества. В связи с этим представляется обоснованным мнение о том, что Ценность «данной идейно-теоретической конструкции состоит не столько в том, что в ее основу положена презумпция о наличии у индивида комплекса изначально принадлежащих ему естественных прав, сколько в том, что формирование государства осуществляется в процессе заключения договора, по которому и у самого государства, и у формирующих его людей возникают специфические взаимные права и обязанности, неисполнение которых одинаково наказуемо и для индивида, и для государства».

3. Теория либерализма (Локк, Смит, Пэн, Годвин) в качестве важнейших ценностных детерминант закрепляла личную свободу, правовое равенство, согласие управляемых, правовое ограничение государства. Проблема взаимодействия государства и личности рассматривалась по преимуществу в негативном смысле: индивид осуществлял свою деятельность, имея право на «все, что н! запрещено законом», при этом единственным выдвигаемым требованием было: требование о невмешательстве в частную жизнь как со стороны окружающим, так и со стороны самого государства. Идеальным государством, по мнению идее логов либерализма, является государство «ночной сторож», т.е. такая организация, о существовании которой в условиях нормальной, стабильной жизни, как правило, даже не подозреваешь, и вспоминаешь о самом ее существовании лишь тогда, когда возникает потребность в оказании помощи в защите или восстановлении нарушенного права либо в разрешении конфликтной ситуации. Положенный в основу либерализма принцип правового ограничения государства означал, что его задачи узкоспециальны, четко регламентированы и состоят в защите жизни, свободы, собственности индивида, а также общества от всякого рода противоправных посягательств.

4. Теория конституционализма (Гамильтон, Джефферсон, Градовский, Гессен) в противовес теории естественного права исходит из презумпции подчиненности государства «реалистичному» праву, своеобразной квинтессенциеи которого является конституция. При этом конституционализм представляем собой совокупность таких социально-экономических, политических, юридических, культурно-исторических и т. п. условий, при которых конституция функционирует как достаточно эффективный правовой ограничитель государственной власти. Там, где конституционализм является определяющей» чертой политического режима, конституция первична -- она как бы «предшествует» формированию и функционированию производных от нее органов государственной власти, а лица, которые находятся у власти, связаны ее положениями, воспринимаемыми в качестве «верховного» права.

5. Теория разделения властей (Лильберн, Локк, Монтескье) основана на презумпции изначального стремления государственных структур и чиновников к абсолютизации собственных властных полномочий. При этом сосредоточение полно ты власти в одних руках неминуемо влечет за собой злоупотребления властными полномочиями, выход власти из-под контроля и преобразование ее в деспотию. Для того чтобы избежать подобной крайности, власть должна быть рассредоточена. Чтобы избежать «диспропорции» в распределении объема властных полномочий, следует использовать механизм «сдержек и противовесов», при помощи которого ветви власти контролируют и уравновешивают друг друга.

6. Теория полицейского государства (Штейн, Шталь, Моль) содержит в себе указание на инструментальные аспекты реализации принципа «верховенства права». Данная теория по сути своей является своеобразной «прототеорией» правового государства. Для ее авторов основной ценностью государства является правовой порядок, установление, поддержание и защита которого представляйте собой основную цель государственной (полицейской) деятельности. При этом обосновывается очень важный для осознания сущности правового государства

Тезис о том, что в отношении исполнительно-распорядительных структур государственной власти «правомерность должна быть лишь внешним пределом административной деятельности государства, которая вообще руководствуется соображениями целесообразности; напротив, в области суда правомерность Представляет единственную цель».2 Таким образом, в контексте теории полицейского государства получает свое закрепление идея о необходимости юридического ограничения административного усмотрения чиновника, недопущения злоупотребления им своими властными полномочиями.

Что же касается судей, то они в своей деятельности руководствуются только положениями закона безотносительно к тому, выгодно это государству в данном конкретном случае или нет.

Содержательный анализ вышеперечисленных теорий позволяет сделать общий вывод о том, что все они в той или иной мере связаны с проблемой достижения социально-политической гармонии во взаимоотношениях государства, общества, личности. Идеалом такой гармонии на современном этапе общественного развития выступает правовое государство.

 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 8; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты