Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ.ВИЗАНТИЙСКИЙ КАНОН И РУС ТРАДИЦИЯ




Киевская Русь Искусство Киевской Руси сложилось и достигло расцвета в IX-XII вв. в период формирования и интенсивного развития раннефеодального древнерусского государства с центром в Киеве. Сложные идейно- художественные задачи, возникавшие в ходе установления феодальных отношений и новой христианской идеологии, в искусстве Киевской Руси решались на основе синтеза восточнославянских культурных традиций и мощных влияний, шедших из-за рубежа, прежде всего из Византии и стран Балканского полуострова. В относительно краткий срок древнерусские мастера освоили приёмы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюрыи начали поиски собственных средств художественной выразительности. В IX-X вв. возникли новые типы городских поселений с деревянно-земляной крепостью (кремлём, детинцем) и густо заселённым посадом. Княжеские дворцы в кремлях с середины X в. имели двухэтажные каменные части (в Чернигове, Киеве). Со второй половины X в. по письменным источникам и условным изображениям в рукописях известны деревянные христианские храмы с крутой кровлей и небольшой главкой. Позднее количество глав увеличилось и достигло 13 (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989, не сохранился). Большее количество глав имел, возможно, первый киевский каменный храм - Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240), возведённая из чередующихся рядов камня и кирпича-плинфы на растворе из смеси толчёного кирпича и извести (цемянке). Выработанный в Византии тип крестово-купольного храма интерпретировался в величественных трехнефных (Спасо - Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефных (Софийские соборы в Киеве, начат в 1037, и Полоцке, 1044-66) храмах с обширными хорами для князей, с куполами на высоких световых барабанах, с рядами плоских ниш и узорной кладкой на фасадах. Паперти-галереи с 3 сторон, ступенчатое расположение закомар, многоглавие определили своеобразие их пирамидально-ступенчатой композиции. Сложности построения архитектурных масс в интерьерах соответствуют многообразие точек обзора, контрастные переходы от невысоких боковых нефов к ярко освещённой подкупольной части. Первые храмы Киевской Руси украшали преимущественно византийские мастера. Монументальные мозаичные и фресковые композиции Софийского собора в Киеве (выполнены во второй половине XI в.) искусно согласованы с архитектурными членениями, напряжённая духовная жизнь персонажей (святые, члены великокняжеской семьи) передаётся устремлённым на зрителя взглядом широко раскрытых больших глаз. Полны динамики светские сцены плясок, ристалищ, охоты (росписи башен Софийского собора в Киеве). В XI в. развилась иконопись, однако иконы, относящиеся к эпохе Киевской Руси, в т. ч. и произведения художника Алимпия, получившего в этот период большую известность, не сохранились. Во второй половине XI в. появился новый тип сравнительно небольшого монастырского храма, трехнефного, одноглавого, часто без галерей, с уменьшенными хорами (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-78, разрушен в 1941). В XII в. обновляются выразительные средства живописи. В мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился, фрагменты мозаик в Софийском музее-заповеднике, Киев, и в ГТГ) динамичность композиции, непринуждённость движения сочетаются с подчёркнутой индивидуализацией облика отдельных святых. По мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной фреской возросла роль местных мастеров. В росписях цветовая моделировка сменяется линейной проработкой, краски светлеют, в типах лиц, костюмах получают преобладание славянские черты (фрески Кирилловского монастыря в Киеве, последняя треть XII в.). Оформление богато украшенных рукописей XI-XII вв. ("Остромирово евангелие", 1056-57) подражало технике перегородчатой эмали на многочисленных виртуозных по исполнению ювелирных изделиях ремесленников Киевской Руси. Новгородская иконопись XI - первой полвины XII вв. близка к византинизирующему направлению искусства Киевской Руси (иконы "Устюжское благовещение", "Ангел Златые власы"). Во второй половине XII в. в зодчестве приднепровских княжеств произошли серьёзные изменения традиционных для Киевской Руси архитектурных форм: в Овруче (церковь Василия, зодчий Пётр Милонег), Смоленске (церковь Михаила Архангела), Чернигове (Пятницкая церковь) и других городах сооружались одноглавые храмы с сильно повышенными подпружными арками, ярусной композицией верха, лопатками на фасадах.

Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида. Церковь "художествовала, направляя своим духовным опытом руки иконописцев"

Византийский иконографический канон регламентировал: · круг композиций и сюжетов священного писания · изображение пропорций фигур · общий тип и общее выражение лица святых · тип внешности отдельных святых и их позы · палитру цветов · технику живописи. Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени.

Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты