КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ответ на экзамене4.1. Сколько и как говорить? 4.1.1. Приводимые примеры должны быть наглядными, а каждый вывод либо важное высказывание желательно подкреплять хотя бы одним примером. При этом могут использоваться следующие приемы: сравнение - сопоставление двух понятий с целью более яркой характеристики одного из них; метафора. - перенесение качеств, свойств одного предмета или явления на другой предмет по сходству (например: "Царская Россия в войне с Японией оказалась в положении паровоза, у которого хватило пара только на гудок"); гипербола преувеличение, целью которого здесь является привлечение внимания экзаменатора к определенному положению или идее (например: "Предвидеть в деталях будущее общество, все ступени и подробности его развития не в силах,- говоря словами Ленина,- и семьдесят Марксов"). 4.1.2. Впечатляющие приемы, к которым можно отнести повторение ("Никто, абсолютно никто не мог в данном случае..."); объяснение ("Как показал эксперимент...*); цитаты ("Как говорил..."; "Говоря словами..."; "Если вспомнить высказывание..."); инверсия - намеренное нарушение принятого порядка слов в предложении (подлежащее, затем сказуемое), например: "Трудным и долгим был путь нашей страны к...". 4.1.3. Приемы привлечения внимания экзаменатора: отсрочки (необходимо вызвать интерес и любопытство экзаменатора, не сразу отвечая на риторический вопрос); неожиданность (неожиданный, парадоксальный поворот в излагаемой мысли). 4.1.4. Эстетические приемы: игра слов, каламбуры (используются, как правило, лишь при благоприятном общем фоне экзамена); описание яркое и развернутое - вплоть до использования образных деталей при освещении, например, исторических событий; парадокс ("Отсутствие результата - тоже результат, и оно позволяет предположить, что..."). 4.1.5. Коммуникативные приемы: прием присоединения, создающий впечатление непринужденности, раздумья вслух (чаще всего присоединение создается использованием союзов "и", "а", "но", "однако"; союзных слов "причем", "а потому", частиц "разве", "даже", "хотя" и т.п.); сегментированные, то есть разделяющие конструкции ("что касается", "относительно", "насчет", "возьмем", "рассмотрим", "остановимся", "перейдем"; например: "Возьмем нашу экономику. Здесь несомненно..."); итоговые слова и выражения ("итак", "таким образом", "словом", "вот как надо понимать", "теперь мы знаем", "в итоге" и т.п.); предупреждение возражений ("В некоторых публикациях утверждается, что..., но..."); риторические вопросы ("Что здесь имеется в виду?" и т.п.). 4.1.6. Вышеперечисленные приемы, без сомнения, придадут вашему ответу живость и разговорность, но использовать их надо, конечно же, в меру. Например, злоупотребление словами типа "значит", "так сказать", "ну", "вот" и прочими превращает их в слова-паразиты. Речь засоряется ими особенно часто, когда вы волнуетесь. Эмоциональная напряженность приводит к искажению речи, в ней появляются всевозможные "это", "какой-то", "этот самый", паузы с наполнением типа "э-э-э...". В свою очередь, количество слов с четкой позитивной или негативной ориентацией "очень", "совершенно", "прекрасный" может сделать ваш ответ излишне категоричным. Для того, чтобы не употреблять слова-паразиты, не "икать", не щелкать пальцами, мучительно подбирая слова, нужно заранее освоить достаточное количество вспомогательных слов, ведь неумение раскрыть материал, который вы фактически знаете, - это зачастую следствие бедности ваших запасов риторических приемов. Поэтому всех этих союзов, частиц, вводных слов вы должны знать и помнить не менее полусотни, это - минимум. Если вам трудно дается целостный ответ, то есть вы не умеете долго "работать" с одним цельным "куском" мысли, то на этом тексте и попробуйте потренироваться, просто читая его. На экзамене же при подготовке к ответу заранее соедините пункты вашего плана в логическую цепочку с помощью риторических "мостиков". Например: "Если..., то..., тогда..., а из этого следует...". И вообще: помните, что если умение говорить красиво - для преподавателя долг, то для вас - суровая необходимость. 4.1.7. Приведенные нами средства помогут вам придать соответствующую форму той информации, которую вы собираетесь сообщить, но необходимо помнить и о том, что в природе человека заложено стремление к общению. Здесь нужно помнить один из советов Цицерона: "Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого,- напротив, следует стараться, чтобы каждый имел черед в разговоре, как и во всем остальном". Поэтому, если вы заметите, что экзаменатор хочет сделать какое-то замечание, нужно дать ему возможность высказаться полностью. Во время этого необходимы строгий самоконтроль и определенная мера дипломатичности. Отвечать дипломатично - это значит соблюдать соответствующую дистанцию между собой и экзаменатором, не ущемлять его самолюбие, вести себя корректно и при этом в любой момент быть настороже. Еще раз повторяем: ни в коем случае нельзя держаться "на равных" с экзаменатором. Проявляйте уважение к нему, но в то же время соблюдайте чувство собственного достоинства. 4.1.8. Информация, сообщаемая экзаменатору, должна быть полной, ясной и содержательной. Не следует слишком растягивать свой ответ. Примером здесь может послужить притча о спартанцах, которые славились своей лаконичностью. Однажды в их город прибыл посланец далекого греческого государства, в котором свирепствовал голод. Он обратился к спартанцам с длинной речью, в которой содержалась просьба дать ему мешок пшеницы. Спартанцы ему отказали со следующим наставлением: "Мы забыли начало твоей речи, и поэтому не поняли и конец". Тогда подошел второй посланец, показал пустую сумку и сказал: "Видите, сума пуста, наполните ее чем-нибудь". Спартанцы исполнили его просьбу, но заметили: "В следующий раз будь кратким. То, что сума пуста, мы видим. А то, что ты хотел, чтобы ее заполнили, не надо было дополнительно объяснять". Итак, отвечать следует кратко. Еще ораторы древности говорили о "неполезности" длинных фраз, поскольку они плохо действуют на слух аудитории и на дыхание оратора. Цицерон утверждал, что "величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно". 4.1.9. Существует оптимальный объем ответа, и краткость речи не тождественна преуменьшению этого объема. Выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони свое мнение о соотношении мысли и слова выражал следующим образом: "Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все- таки быть краткой, она же при десяти минутах может казаться длинной и утомительной". Таким образом, преуменьшение объема ответа, как и его преувеличение за счет многословия, свидетельствует о низком уровне ваших знаний. В каждом отдельном случае ориентируйтесь на реакцию экзаменатора, на его нетерпение или, наоборот, на то, что он явно ждет продолжения. Внимание экзаменатора, как и любого другого человека, во время вашего ответа по силе своей неравномерно. Это можно заметить по выражению его лица, взглядам, жестам и т.д. Иногда во время ответа экзаменатор встает, подходит к окну, делает какие-то записи. Может случиться и так, что в аудиторию зайдет другой преподаватель и завяжет с ним беседу. Если в вашем ответе есть спорные места или сложные и недостаточно освещенные части - старайтесь изложить их именно в этот момент. "Проскочив" сложный участок и подойдя к хорошо подготовленной теме, привлеките к себе внимание экзаменатора интонацией, паузой, сменой ритма высказывания. 4.2. Как лучше говорить? Типы ответов Тактика ответа на экзамене - дело сугубо индивидуальное. Стилей экзаменационных ответов существует, наверное, столько же, сколько сдающих экзамены. В большинстве случаев эти стили, однако, весьма похожи друг на друга и не учитывают конкретные обстоятельства данного экзамена. В связи с этим мы выделили несколько типов ответов и постарались показать, в какой ситуации они имеют преимущество перед другими. Первый тип - "Кавалерийская атака" Он предполагает быстрый поток информации, который, нарастая как снежный ком, обрушивается на экзаменатора. Всем своим видом, высокой скоростью ответа, минимальными паузами абитуриент демонстрирует не только безграничность своих познаний, но и уважительное отношение к времени экзаменатора. В идеале этот поток информации по интенсивности должен все время нарастать. Реально же, если вы почувствуете, что экзаменатор, поначалу внимательно слушавший вас, начал проявлять нетерпение (пошевелился, откинулся на спинку стула и т.д.), - обозначьте какой-нибудь сложный узел проблем и сделайте вид, что вы сейчас с удовольствием займетесь обсуждением деталей. В этот момент экзаменатор обычно говорит: "Хорошо. Следующий вопрос". Если же он этого не сделал, вам нужно плавно выйти из этой ситуации и через некоторое время сделать вторую попытку. Риск, что вас не остановят и вам придется сворачивать изложение уже заявленной, но далеко не полностью знакомой вам темы, конечно же, велик, но и преимущества этот метод дает немалые. При грамотном использовании он ведет вас к явной пятерке. В частности, он дает возможность незаметно для экзаменатора "проскочить" неясный, запутанный или просто невыученный фрагмент той или иной темы. Кроме того, он в значительной мере избавляет вас от дополнительных вопросов. Используя прием "кавалерийской атаки", следует помнить, однако, что, если человек произносит более 2-3 слов в секунду, собеседник, как правило, перестает его понимать. Так что, если вы хотите, чтобы вас поняли, говорите медленнее указанной критической скорости речи, если же в какой-то момент вашего ответа понимание вам ни к чему - говорите побыстрее. Но и здесь, понятно, есть риск, попросту говоря, "нарваться". Второй тип - "Свободный полет" Вы садитесь перед экзаменатором, откладываете листок с ответом от себя подальше и, демонстративно не заглядывая в него, начинаете свой ответ. Как правило, это производит очень хорошее впечатление. Данный тип ответа можно использовать лишь при очень хорошем знании вопроса. Темп ответа в этом случае может быть произвольным, чаще умеренным. В таком ключе хорошо сдавать экзамены по общественным дисциплинам. Экзаменатор при таком ответе неминуемо заинтересуется вами, что даст хорошие шансы на превращение монолога в диалог. Если вам это удастся, можете считать, что вы уже получили отличную оценку,- при условии, конечно, что вы будете корректно вести себя во время диалога, внимательно выслушивать экзаменатора, ни в коем случае не перебивать его и по возможности не спорить с ним (за исключением варианта "провокация", о котором мы расскажем ниже). Такой тип ответа рекомендуется использовать также при невыгодном вопросе, не дающем возможности показать всю глубину ваших знаний, или при наличии пробела в знаниях по данному вопросу и одновременно большой эрудиции по предмету или проблеме вообще. Таким образом, основное достоинство этого типа ответа - его гибкость и диалогичность. Диалог всегда лучше монолога - это вам скажет любой студент. При нем, во-первых, вы выигрываете время, а во-вторых, получаете дополнительную информацию от экзаменатора. Третий тип - "Доклад" Это самый невыгодный тип ответа. Сдающий экзамен, не сводя глаз с листка, просто зачитывает свои записи. Даже если этот ответ будет правильным и полным, он все равно произведет невыгодное впечатление. Согласно опросам преподавателей, такой тип ответа говорит о том, что абитуриент, хотя и знает материал, но свободно им не владеет. На самом деле большинство отвечающих "с листка" отличаются, как правило, глубокими знаниями, а отвечают так потому, что не могут справиться с волнением. Дело в том, что с усилением волнения объем внимания человека обычно сокращается. Психолог Истербрук, установивший в 1959 году функциональную зависимость между особенностями внимания и экзаменационной тревожностью, утверждает следующее: тревожность в ситуации экзамена зависит от возрастания взаимосвязанных угнетающих переживаний и мыслей, рождающихся от взгляда на собственные способности "со стороны". Эти переживания не только не вносят вклад в решение задания, но они и отвлекают внимание абитуриента от собственно ответа. В итоге сдающий оказывается просто не в состоянии оторвать взгляд от своих записей. Если вы испытываете значительные трудности с изложением своих знаний во время устного экзамена, то вам необходимо серьезно заняться этой проблемой. Самый эффективный способ ее решения состоит в том, чтобы научиться без затруднений произносить небольшие монологи в присутствии нескольких человек. Если вы свободно и легко сможете привлечь их внимание своим рассказом, ничего страшного с вами на экзамене не случится. В противном случае попробуйте отработать промежуточные варианты: во время ответа смотрите не на экзаменатора, но и не на листок, а отведите взгляд немного в сторону или, читая свой ответ с листка, периодически поднимайте взгляд на преподавателя. Понаблюдайте, как читают текст профессиональные дикторы информационных телепрограмм. Четвертый тип - "Эффектная концовка" Эффектная концовка должна быть необходима при любом ответе, но в этом случае мы имеем в виду тот вариант, когда вам не удалось ни завязать диалог, ни добиться того, чтобы вас остановили. Следовательно, заканчивать ответ придется вам самим - и нужно делать это как можно эффектней. Яркий пример, удачная цитата и глубокие выводы плюс сложный вопрос экзаменатору - вот основные особенности окончания ответа в этом варианте. Следует учитывать, что внимание экзаменатора к вам во время ответа носит V-образный характер, то есть максимально в начале и в конце ответа. Поэтому удачное вступление и яркая концовка - залог высокой оценки. Стандартная концовка, применяемая на экзамене по общественным дисциплинам,- это так называемая "связь с современностью". Способность "связать" с современностью тему вашего ответа говорит о том, что вы не только хорошо знаете предмет, но и способны применять свои знания на практике. Пятый тип - "Квантовый выброс" Человек не может в течение длительного времени воспринимать информацию на одном и том же уровне. Подъемы и спады внимания со стороны экзаменатора неизбежны. Поэтому полезно "разбить" свой ответ на несколько частей. Содержание каждой части должно носить примерно следующий характер: определение, утверждение, затем аргументация, доказательства, далее примеры, факты и в конце фрагмента - выводы, повторение основных положений. Между этими частями ответа необходимо выдерживать небольшие паузы. Этот тип ответа мы рекомендуем применять при следующих условиях: структура вопроса предполагает деление его на несколько частей; вопрос относительно сложный, и его необходимо рассматривать постепенно; экзаменатор - человек флегматичный, педантичный и уравновешенный, не любит спешки и уважает рассудительность и последовательность; экзаменатор - человек преклонного возраста. В последнем случае преподавателю тяжело оценивать объем информации, и, чтобы его внимание не "отключалось", необходимо делать паузы. Тем самым вы создадите предпосылки для адекватной оценки ваших знаний. Кроме того, ваш последовательный ответ произведет на экзаменатора более благоприятное впечатление. Дело в том, что у пожилых людей постепенно снижается скорость мыслительных процессов, зато возрастает объем знаний. Соответственно у них неизбежно меняется иерархия ценностей: в большей степени предпочтение отдается опыту, а не сообразительности. Если 20 лет назад такой преподаватель охарактеризовал бы "идеального абитуриента" как подвижного, смышленого, схватывающего все на лету, то сейчас для него эта характеристика сводится к вдумчивости, рассудительности, последовательности. Шестой тип - "Тет-а-тет" Этот прием "работает" в основном при сдаче экзамена молодым преподавателям. Для Начала уточним понятие "молодой преподаватель". Здесь мы имеем в виду не столько возраст экзаменатора, сколько его самооценку как преподавателя. Молодой преподаватель - это тот, кто еще не принял на себя роль экзаменатора, неуверен в своих действиях и от этого испытывает трудности в профессиональном плане. Чтобы эти его личные трудности не отразились на вашей оценке, необходимо тщательно соблюдать статусные границы. Молодых преподавателей условно можно разделить на две группы. Первая группа - неагрессивные (преимущественно женщины). Они, как правило, отличаются неуверенностью, которую легко различить в поведении. Взгляд их обычно направлен вниз, мимика бедная и скованная. На абитуриента они предпочитают не смотреть, замечаний почти не делают, дополнительные вопросы задают редко, так как избегают прямого контакта с абитуриентом. Они плохо переносят паузы в ответе, потому что в этом случае от них требуется проявление инициативы. Рекомендации. При ответе следует быть чрезвычайно осторожным, так как самолюбие такого экзаменатора очень легко задеть. Вообще говоря, все лица с пониженной самооценкой склонны трактовать нейтральные реакции собеседника как отрицательные. Если вместо "да" вы скажете "угу", то вас могут заподозрить в иронии, язвительности, насмешке и т.д., так что следите за тем, чтобы ваши реакции были простыми, понятными и однозначными. Никакого намека на подтекст, никаких двусмысленных интонаций и жестов! Слишком велика вероятность того, что все это будет воспринято как неуважение к экзаменатору. Отвечайте негромко и размеренно, не делайте продолжительных пауз, старайтесь не смотреть долго на экзаменатора, иначе у него возникает ощущение, что его "разглядывают" и "оценивают". При малейшей попытке с его стороны сказать хоть что-либо - прекратите ответ и проявите максимальное внимание. Вторая группа - агрессивные (преимущественно мужчины). Внешне такие экзаменаторы совсем не похожи на первых. Они в упор рассматривают отвечающего, как бы принимая воображаемый вызов, постоянно вмешиваются в ответ, сопровождая его массой замечаний. Они любят задавать неожиданные вопросы, иногда совершенно искусственные. Отличаются повышенной активностью, неестественными позами, большим количеством манипулятивных действий (стучат по столу ручкой, поправляют волосы или очки, притоптывают ногой, покусывают ручку, прикасаются пальцами к лицу и т.д.). Рекомендации. Поскольку такие экзаменаторы любят спорить и задавать дополнительные вопросы, в спор абитуриента они втягивают, конечно же, не для того, чтобы выяснить его точку зрения, а для того, чтобы доказать ему, какой он тупица. Самое главное - не ввязываться в спор, все равно вы в нем проиграете. При ответе чаще давайте ссылки на "авторитеты", при отсутствии однозначного решения какой-либо проблемы - обязательно укажите альтернативные варианты. Если вам задают слишком много дополнительных вопросов, не теряйтесь. Во-первых, не спешите ответить сразу, обдумайте свой ответ. Во-вторых, задавайте экзаменатору уточняющие контрвопросы: отвечать на которые ему скоро надоест. В-третьих, отвечайте подробно, даже слишком подробно - все равно больше определенного времени вас мучить не будут. Итак, самое главное - не проявлять агрессивной реакции в ответ на агрессию экзаменатора. Вы не должны ни нападать, ни защищаться. Вам нужно вести себя доброжелательно - и просто игнорировать все выпады и придирки. 4.3. Тактические "мелочи" Знание предмета и удачное построение ответа почти всегда дадут вам стопроцентную гарантию успеха, но не следует недооценивать и "мелочи", которые имеют решающее значение, когда чаша весов колеблется между двумя вероятными оценками. Мы приведем несколько практических рекомендаций, оставляя за читателями право "взять их на вооружение". 4.3.1. Отвечайте последовательно. Старайтесь придерживаться последовательности вопросов в билете. В очень затрудни- тельных случаях, когда вы плохо знаете первый вопрос, начи- найте свой ответ со следующего вопроса. Но ни в коем случае не спрашивайте на то разрешения у экзаменатора, не демонстрируйте своей неуверенности и плохого знания первого вопроса. 4.3.2. Акцентируйте важные слова. Это придаст вашей речи выразительность, ясность и убедительность. В любую, пусть самую обыкновенную фразу можно вложить столько значений, сколько в ней слов, и даже больше. Приведем пример из книги A.M.Арго. Выбрав фразу "Дайте мне стакан чаю", автор показал разнообразие ее смысла в зависимости от акцентированного слова. Так, если сделать упор на первом слове, то подразумевается следующее: "Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой,- дайте мне стакан чаю, а потом я расскажу вам все новости". Упор на втором слове уже можно понимать так: "Соседу справа дали, соседу слева дали -всем налили, а про меня забыли. Почему так? Дайте и мне, если всем даете..." - и так далее. 4.3.3. Меняйте темп речи. Когда вы разговариваете с кем- либо, темп вашей речи постоянно меняется. Это придает выразительность вашим словам. Если вы хотите подчеркнуть что- то - уменьшите темп. Вот как описывал современник один из излюбленных приемов, которым пользовался Линкольн, желая придать убедительность своим словам. Он произносил несколько слов очень быстро; когда же подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал на нем. 4.3.4. Меняйте тон голоса. Дикция, тембр и сила голоса по своей природе тесно связаны с физиологическими особенностями человека и зависят от его психического состояния. Еще в "Книге занимательных историй", написанной Абуль-Фараджем в XIII веке, даются советы, как по голосу судить о различных чертах человека: "Тот, кто разговаривает постепенно понижая голос, несомненно чем-то глубоко опечален; тот, кто говорит слабым голосом - робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно - глуп, как коза". Наибольший вред вашему ответу причинит его монотонность. Она делает ответ серым, вызывает у экзаменатора скуку и раздражение. Если вы заметили, что говорите монотонно, остановитесь на секунду. Старайтесь не излагать материал, а как бы беседовать с экзаменатором. Не допускайте, чтобы ваш голос был скучным и однообразным. Бернард Шоу говорил, что есть только один способ написать слова "да" и "нет", но существует пятьдесят способов их произнести. Хотите - верьте, хотите - нет, но в Австралии в 1975 году суд потребовал от одной фирмы возместить убытки и оплатить все больничные расходы ее служащему, который искалечил челюсть, зевнув во время работы. По мнению судьи, зевок был вызван чрезвычайно скучной обстановкой на рабочем месте пострадавшего, а стало быть, налицо типичное трудовое увечье. Мы полагаем, что выводы вы сделаете сами. 4.3.5. Не забывайте о своем внешнем виде. Аккуратная, опрятная одежда не только поднимет вас в глазах экзаменатора, но и придаст вам больше уверенности в своих силах. Когда люди хорошо выглядят, им легче добиться успеха или решить сложную проблему. Известный норвежский скрипач Арве Телефсен провел интересный эксперимент. Однажды он надел мятые брюки, истрепанное пальто, нахлобучил изношенную шапку и, встав на одном из перекрестков Осло, начал играть. Несколько прохожих, не узнавая известного скрипача, все же остановились и вслушались в игру "уличного музыканта". Одни его хвалили, другие критиковали, а кто-то из прохожих сказал: "Талант у него, пожалуй, есть, но вот техники не хватает". "Я волновался как никогда, - сказал впоследствии Телефсен, - я так боялся, что люди не будут останавливаться". 4.3.6. Следите за мимикой. Если вы будете отвечать холодно и небрежно, всем своим видом показывая, насколько неприятна для вас процедура экзамена, то вскоре и экзаменатор начнет испытывать такое же ощущение, поскольку подобное настроение является заразительным. Это не значит, конечно, что вы должны постоянно улыбаться. Но приветливость и открытость, а также то, что вам нравится сдавать экзамен именно этому преподавателю,- все это должно читаться на вашем лице однозначно. Мимика как источник информации при общении имеет гораздо большее значение, чем это может показаться с первого взгляда. В. Франкл на основе опроса медицинского персонала неврологического отделения больницы установил, что больных, страдающих афазией (нарушение речи вплоть до ее полной утраты), гораздо легче понять, чем пациентов, свободно разговаривающих, но амимичных, то есть лишенных мимики. Существуют многочисленные описания того, какие эмоции и чувства выражают те или иные компоненты мимики. Например, улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, свидетельствует о готовности подчиниться, а улыбка при опущенных бровях обычно означает превосходство. Слишком длительное расширение глаз, без их кратковременного закрывания, в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Кратковременное закрывание глаз, напротив, считается умиротворяющим элементом мимики, улыбающийся как бы дает понять: "Я не жду от вас ничего плохого,- видите, я даже закрываю глаза". Короче говоря, улыбнуться правильно - совсем непросто. По мнению американских социологов, 60% людей не умеют этого делать. В Нью-Йорке еще в 1974 году был открыт специальный институт, где за 200 долларов учат улыбаться "по всем правилам". 4.3.7. Контролируйте свои жесты. Жесты являются внешним выражением вашего внутреннего состояния. Они так же несут информацию о вас и ваших знаниях, как и ваша речь. При ответе старайтесь использовать только те жесты, которые выглядят естественно. Перед экзаменом попрактикуйтесь, заставьте себя, если это необходимо, пользоваться жестами. Учтите: ваш экзаменатор составляет общее впечатление о вашем ответе, учитывая (пусть и не всегда осознанно) и вашу жестикуляцию. По утверждению американских психологов Ниренберга и Колеро, жесты, хотя иногда и расходятся по своему значению с тем, что человек говорит, потом всегда оказываются правдивее слов. Поэтому мы считаем важным остановиться на некоторых жестах, которые могут быть истолкованы экзаменатором так или иначе. Прежде всего обратите внимание на свои руки. Тесно сцепленные руки - жест подозрения и недоверия, такая поза не способствует контакту с собеседником. Люди, сцепившие руки, напряжены, общение с ними затруднено. Если же вы при этом проявляете еще и жесты беспокойства - щелкаете колпачком ручки, постукиваете по столу или по полу ногой - все это может быть истолковано экзаменатором как незнание или неуверенность. Тот же эффект производят скрещенные на груди руки. Это защитная стена или фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться, особенно когда кисти рук при этом сильно напряжены. Что она за собой влечет? Да, нередко ответную агрессию со стороны экзаменатора. Человек, сидящий со скрещенными ногами, тоже не производит впечатления контактного или уверенного в себе. Скорее, он создает впечатление конфронтации, противостояния. Не сутультесь, не подносите ваши записи близко к лицу. Если руки выдают ваше волнение - лучше спрячьте их под стол. Учтите также, что скованность, полное отсутствие жестов - самое худшее, что вы можете предложить экзаменатору. Идеальный вариант состоит в том, чтобы использовать жесты, как бы не замечая их (как вы не замечаете воздух, которым дышите). Знание языка жестов поможет вам правильно оценить и поведение вашего экзаменатора. О критичности, негативном отношении к вам можно судить по следующим признакам: подбородок экзаменатора опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные расположены ниже рта. Если к тому же это сопровождается наклоном тела от собеседника- дела ваши еще хуже, ход ответа необходимо срочно перестраивать. О том, что наклон головы связан с выражением заинтересованности, писал еще Дарвин. Это подтверждают и многие современные исследователи. И наоборот, когда ваш слушатель "теряет мысль" - голова выпрямляется, плечи сначала поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по потолку, стенам, другим людям. Если ваш экзаменатор начинает вести себя подобным образом, знайте - он потерял интерес к вашему ответу. Очень характерны жесты с очками. Один из негативных - взгляд поверх очков, опущенных на кончик носа ("Ну, что там еще?"). Другой жест - средство выиграть время или снять сомнения: медленное снимание очков, тщательное протирание стекол. Быстрое срывание, бросание на стол очков: "Ну, это уж слишком!" в таком случае постарайтесь быстренько перевести разговор на другую тему. Спорить или не спорить? 5.1. Дополнительные вопросы - это ваш шанс! Практически никогда экзамен не обходится без дополнительных вопросов и уточняющих замечаний экзаменатора. Для многих сдающих они представляют серьезную опасность. Если в ходе ответа они более или менее успокоились, с помощью своих записей успешно раскрыли тему, то, как только начинаются дополнительные вопросы, они порой не могут сказать и слова. А ведь цель этой фазы экзамена, как правило, - не только не разрушить, а наоборот, еще больше укрепить то положительное впечатление, которое экзаменуемый произвел на экзаменатора. Нелюбовь экзаменуемых к дополнительным вопросам вполне объяснима и объективна. Тут играют свою роль и отсутствие предварительной информации о том, что именно будут спрашивать, и дефицит времени для припоминания и обдумывания ответа, и то, что экзамен заканчивается и приближается самое страшное - выставление оценки. Однако существует еще один субъективный фактор, отрицательно влияющий на поведение абитуриентов. С утверждением "Экзаменатор, задающий много дополнительных вопросов, относится к вам доброжелательно, не согласились 87% опрошенных абитуриентов. Они приписали действиям преподавателя, задающего дополнительные вопросы, отрицательные мотивы. Следовательно, приписывание экзаменаторам коварства и вероломства значительно повышает тревожность абитуриентов. Зачастую, однако,- и большая часть опрошенных преподавателей подтвердила это,- экзаменатором движут самые благородные мотивы: он стремится не "засыпать" вас, а, наоборот, поставить более высокую оценку. И если вы правильно ответите на дополнительные вопросы, то он это сделает. Таким образом, замечания и вопросы преподавателя не следует рассматривать как препятствие. Это может быть и рука помощи, протянутая вам. Дополнительные вопросы - это еще один ваш шанс. Будет гораздо хуже, если после ответа, не задав ни одного вопроса, он вам поставит тройку.
|