КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Местного самоуправления в системе основ конституционного строя РФ.
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Европейская хартия местного самоуправления, (принятая в 1985г. Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления) закрепляет положение о том, что местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя. Местное самоуправление позволяет наиболее непосредственным образом осуществить именно на местном уровне право граждан участвовать в управлении государственными делами. Защита и укрепление местного самоуправления представляют собой значительный вклад в построение государства, основанного на принципах демократии и децентрализации власти. Статья 2 Хартии устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в конституции государства. К РФ признает и гарантирует местное самоуправление, раскрывая и закрепляя его сущностные проявления, основные задачи и функции в статьях 3, 12, 15, 18, 24, 32, 33, и др. Глава 1 «Основы конституционного строя» КРФ относит местное самоуправление к числу одной из основ конституционного строя РФ, выражающего гуманную сущность устоев Российского государства, принадлежность РФ к сообществу демократических правовых государств. Отнесение КРФ местного самоуправления к важнейшим принципам организации и осуществления власти в государстве и обществе, наряду с принципами демократизма, выражающегося в народном суверенитете, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, разделения властей, политического и идеологического многообразия, светского и социально ориентированного государства с рыночным хозяйством и другими принципами, позволяет в полной мере характеризовать РФ как конституционное государство с развивающейся системой децентрализованного управления и саморегулируемого гражданского общества.
5. Народовластие как принцип Конституции РФ. Отношения, регулируемые нормами гл. 1 КРФ, обеспечивают целостность общества, основанного на общих началах экономического и политического устройства. Поэтому их называют базовыми, основополагающими. РФ(провозглашается в ст. 1 КРФ) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Демократия в дословном переводе с греческого означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 К РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ". КРФ закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч.2 ст. 3 КРФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Формами непосредственного осуществления народовластия являются: референдумы и свободные выборы; опросы общественного мнения; обсуждение проектов законов; формирование органов местного самоуправления. Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную Думу ФС РФ, в парламенты субъектов РФ), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия. Народовластие осуществляется (механизм осуществления народовластия) через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии. Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по Закону (ч.4 ст.3 К РФ).
|