КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура Восточного Средиземноморья. Ветхий Завет как культурно-исторический памятник.Несмотря на многочисленные перемещения различных народов и племен культура Восточного Средиземноморья отличается отчетливо выраженной преемственностью и определенным внутренним единством. Частично это объясняется этнической близостью народов, то и дело вторгавшихся на территорию региона, но в основном связано с тем, что скотоводческие племена, проникавшие на территорию оседлых оазисов и смешивающиеся с местным населением, в конечном итоге воспринимали нормы, обычаи и эталоны господствующей здесь культуры. Творчески используя достижения своих высокоразвитых соседей, в первую очередь Египта и Месопотамии, народы Восточного Средиземноморья создали собственную, достаточно своеобразную культуру, оказавшую значительное влияние на античный мир. Уже керамика V—IV тысячелетий до н. э. испытывает сильное воздействие образцов из Месопотамии. По мере развития городов и сложения государств создаются дворцовые комплексы и храмы, но их масштабы заметно уступают величественным сооружениям Египта и Шумера. В обстановке политической раздробленности и постоянной угрозы со стороны соседей города-государства Восточного Средиземноморья уделяют особое внимание развитию фортификации. Крепостные стены усиливаются прямоугольными башнями, поверх стен идут зубцы, за которыми скрываются лучники. Из камня изготовлялись статуи царей и божеств несколько утяжеленных пропорций и с большой долей условности в передаче фигуры. Известны и великолепные скульптурные портреты, например голова одного из угаритских царей, вырезанная из слоновой кости. Косторезное ремесло, особенно развившееся в Финикии, достигает большого совершенства. При этом в южных областях заметно воздействие египетских образцов. Античные авторы признавали зависимость греческой культуры от восточной, в особенности от финикийской. Первый эллинский математик, физик, астроном и философ Фалес из Милета (VI в. до н. э.), по словам Геродота, был по происхождению финикийцем. Особая роль принадлежит народам Восточного Средиземноморья в создании алфавита, одного из замечательных достижений человеческой культуры. По существу, все современные алфавиты или прямо восходят к финикийскому, как греческий и латинский, или созданы с учетом принятой в нем системы. Имеющиеся материалы ясно показывают, что во II тысячелетии до н. э. в небольших городах-государствах Восточного Средиземноморья шли интенсивные поиски наиболее рациональных систем письменности. От художественной литературы финикийцев сохранилась лишь незначительная ее часть. Только в недавнее время были обнаружены эпические произведения II тысячелетия до н. э., происходящие из Угарита. Особенно замечателен эпос о Ке-рете, легендарном герое, совершившем поход на юг Палестины. Древнееврейская литература известна в основном в том обработанном виде, в каком сохранила ее Библия. Сюжеты и мотивы древнееврейской словесности широко представлены в классической литературе и искусстве европейских стран.
36. Источники и историография истории Древнего Ирана. Отдельные периоды истории Ирана обильно документированы самыми разнообразными письменными источниками. Древнейшие из них освещают историю Элама с III по I тысячелетие до н. э.: это царские надписи, деловые и правовые документы, посвятительные тексты, межгосударственные договоры на аккадском и эламском языках. многочисленны источники по истории Персидской державы: это хозяйственные документы, исторические надписи, указы царей и распоряжения наместников областей, официальная переписка чиновников. К настоящему времени издано около 200 царских клинописных надписей, которые составлены на древнеперсидском языке с переводами на эламский и аккадский языки. В связи с широким распространением арамейского языка в Персидской державе сохранились многочисленные арамейские папирусы, кожаные свитки, надписи на камнях, монетах, гирях, печатях и т. д. Большой материал по истории Древнего Ирана дают археологические раскопки на его территории. Ученые достигли значительных успехов в изучении истории Древнего Ирана. Изучение древних памятников Ирана началось с путешествий туда европейцев. Европейскими учеными проделана огромная работа по изучению развалин крупнейших древних городов Ирана: Суз, Персеполя, Пасаргад, ранних персидских поселений и царских резиденций, мидий-ских некрополей и кладов, и др. Источники и историография Средней Азии. Для изучения древних периодов Средней Азии особое значение имеет священная книга зороастрийцев «Авеста». Она представляет собой соединение частей, возникших в разное время, и многие ее места еще не вполне ясны. Древнейшей частью Авесты являются так называемые Гаты — ритмические проповеди Зарату-штры, относящиеся самое позднее к VII в. до н. э. К древнейшим периодам относятся также Яшты — гимны различным богам древнеиранского пантеона. В остальных авестийских произведениях сохранились, в частности, мифы и эпические предания древнеиранских племен. Из других письменных памятников народов Средней Азии помимо надписей на древних монетах следует упомянуть архив хозяйственных документов из парфянской Нисы (около совр, Ашхабада), часть дворцового архива из хорезмской столицы Топрак-кала и кушанские надписи, найденные в Афганистане французскими и советскими археологами. Так же как для истории Ирана, для изучения Средней Азии важны сведения античных авторов.
37. Иран в ІІ – начале І тыс. до н.э.: Элам и Мидия. Возникновение государства в Эламе. Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племен, населявших территорию Западного Ирана, к земледелию и скотоводству. Наличие месторождений медной руды способствовало 'раннему развитию металлургии, и уже в V! тысячелетии до н. э. из меди стали изготовлять проколки, булавки, бусы и другие украшения. Раннеземледельческие общины делали разнообразную глиняную посуду, нарядно украшенную геометрической росписью и рисунками животных: козлов, барсов, быков, птиц, собак, змей. Постепенно по уровню развития все более выдвигаются племена, обитавшие на юго-западе страны в плодородных долинах Каруна и Керхи. К началу III тысячелетия до н. э. в Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, на месте скрещивания важнейших торговых путей, соединявших Элам с Месопотамией, а также с Северным и Восточным Ираном. Элам во второй половине III тысячелетия — первой половине II тысячелетия ДО н. э. История Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В III—II тысячелетиях до н. э. выработалась характерная для эламитов система государственной организации С начала II тысячелетия до н. э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда. Складывание рабовладельческих отношений приводило к имущественной дифференциации, распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и орудий производства. Земля стала сосредоточиваться в руках отдельных экономически сильных семей, что привело к возникновению частной земельной собственности. На смену сельским общинам к концу II тысячелетия до н. э. пришли большесемейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Эти общины коллективно владели землей, сообща обрабатывали ее и затем делили доходы между своими членами. В Эламе в отличие от Вавилонии и многих других стран Древнего Востока женщина занимала высокое социальное и экономическое положение. Значительного подъема эламское искусство достигло в XIII—XII вв. до н. э. с усилением политической роли страны. Образцом эламской монументальной архитектуры этого времени является зиккурат. Хотя после захвата персами Элам лишился своей независимости, его культурные достижения оказали большое влияние на материальную и духовную культуру древних персов.
В настоящее время считается, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы. Во многих районах страны в IX—VIII вв. до н. э. старое, неираноязычное население все еще оставалось преобладающим. Однако начиная со второй половины VIII в. до н. э. иранцы уже составляли большинство населения во многих областях Западного Ирана, в том числе и в Мидии В конце VIII в. до н. э. стали возникать первые крупные политические объединения на территории Западного Ирана, во главе которых стояли племенные вожди. Возникновение и расцвет Мидийской державы. В 672 г. до н. э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, индийские племена подняли восстание против ассирийского ига. К середине VII в. до н. э. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. В 625 г. до н. э. царем Мидии стал его сын Киаксар, Он нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидий-ские племена в единое государство со столицей в Экбатанах В 585 г. до н. э. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу, последнему царю Мидии (585—550 гг. до н. э„), большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отнощений между Вавилонией и Мидией, и бывшие союзники начали готовиться к войне, еще не подозревая о том, что вскоре им поодиночке придется обороняться от нового могущественного врага. Этим врагом были персы, которые восстали против Мидии и в 550 г. до н. э. захватили ее. Мидийское общество и культура. В настоящее время наука еще не располагает достаточными данными для исследования социального строя и государственной структуры индийского общества, поскольку Мидия в археологическом отношении все еще недостаточно изучена и архивы мидийских городов пока не раскопаны. Захват колоссальных богатств ассирийских царей и знати заметно ускорил классовое расслоение в индийском обществе, поскольку львиная часть добычи досталась его верхушке. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывались на хозяйстве рядовых общинников, составлявших ядро мидийской армии.
38. Персидская держава Ахеменидов: политическая история. Впервые персы упоминаются в ассирийских надписях IX в. до н. э. в области Парсуа к югу и юго-западу от озера Урмии, откуда на рубеже IX—VIII вв. они передвинулись на юг и к VII в. до н. э. заняли исконную эламскую территорию на юго-западе и юге Ирана, которая по их имени получила название Персия (от древнеиранского Парса). Уже в конце VIII в. до н. э. персы составляли племенной союз, возглавляемый вождями из знатного рода Ахеменидов, названного так по имени основателя. Постепенно персы стали расширять свою территорию, занимая все новые эламские области. В 558 г. до н. э. Кир стал царем персидских земледельческих племен. Он основал город Пасаргады, ставший первой столицей Персии. В 553 г. до н. э. Кир выступил против мидийского владычества. Война окончилась в 550 г. до н. э. захватом персами столицы Мидии Экбатан. Покорив Мидию, они заимствовали индийскую систему государственного управления. Около 549 г. до н. э. персами были захвачены Сузы, бывшая столица эламского царства. В течение следующих двух лет были покорены также страны, входившие в состав прежней Мидийской державы, а именно Парфия, Гиркания и, вероятно, Армения. Вскоре персы покорили также и все города Малоазийского побережья, кроме Милета, добровольно признавшего их власть. Между 545 и 539 гг. до н. э. Кир завоевал восточноиранские и среднеазиатские области. После этого он решил начать войну с Вавилонией, и в сентябре 539 г. до н. э. она покорилась власти Кира. После этого все западные страны до границ Египта добровольно подчинились персам. В августе 530 г. до н. э. сын Кира Камбиз II стал царем Персидской державы и начал готовиться к нападению на Египет. Была единственная крупная битва (весна 525 г. до н. э.). Обе стороны понесли тяжелые потери, но победа досталась персам. Остатки египетского войска и наемников в беспорядке бежали в столицу страны Мемфис, который скоро был взят персами. Вскоре весь Египет оказался в руках персов. В марте 522 г. до н. э. Камбиз получил известие о том, что его младший брат Бардия поднял мятеж в Персии и стал царем. Камбиз отправился в Иран, но умер в пути при загадочных обстоятельствах. Гаумата восстал 11 марта 522 г. до н. э. и не позже чем через месяц был признан в Вавилонии, откуда происходят датированные его правлением деловые документы, в которых он фигурирует как «царь Вавилонии, царь стран». Вскоре Гаумата получил всеобщее признание. Во внутренней политике Гаумата проводил реформы, направленные на уничтожение привилегий персидской родовой знати и ее господствующего положения в экономике и обществе Гаумата стремился к установлению неограниченной царской власти и расширению социальной базы империи за счет привлечения на свою сторону различных слоев населения покоренных стран. В Бехистунской надписи Дарий утверждает, что Гаумата не пользовался популярностью и отбирал у народа дома и прочее имущество и разрушал храмы. Однако из различных источников известно, что Гаумата пользовался большой популярностью и поддержкой как в самой Персии, так и в других областях Персидской державы и реформы его были направлены не против народа, а против персидской родовой знати
39. Персидская держава Ахеменидов: экономика и социальные отношения. Основной отраслью производства в большинстве областей Персидской державы было сельское хозяйство. В Египте и Вавилонии чаще всего сеяли ячмень, значительно реже — пшеницу, которая была главным продуктом питания в Палестине. В Персии и Сирии вырабатывались лучшие сорта вин. Во многих областях державы было развито скотоводство. Мидия и Армения славились своими конями. В восточных областях Ирана скотоводство было кочевым. В Египте и Вавилонии большую роль играло искусственное орошение. Крупные каналы существовали и в Средней Азии. Что касается собственно Персии, в некоторых ее районах также были сооружены каналы, в частности для снабжения водой равнин, окружающих Персеполь. По мере захвата все новых и новых стран персидские цари отбирали у покоренного населения самые плодородные земли. Их раздавали большими поместьями в полновластное и наследственное владение членам царской семьи, представителям персидской знати, крупным чиновникам и т. д., освобождая от уплаты государственных податей. Крупные землевладельцы обычно жили в больших городах — в Вавилоне, Сузах и т. д., на доходы с земельных владений, которые были в ведении их управляющих. Наконец, часть земель находилась в фактической собственности царя, и по сравнению с предшествующим периодом размеры царской земли резко увеличились. Эти земли обычно сдавались в аренду. В некоторых областях Персидской державы существовали высокоразвитые центры ремесленного производства. В Навкра-тисе (Египет) и Милете (Малая Азия) производили керамическую посуду, рассчитанную на экспорт. Египетские ремесленники вырабатывали тонкое полотно, пользовавшееся большим спросом в соседних странах. В Персидской державе было несколько важных караванных дорог, которые соединяли области, удаленные друг от друга на многие сотни километров. Одна такая дорога начиналась в Лидии, пересекала Малую Азию и продолжалась до Вавилона. Другая шла из Вавилона в Сузы и далее в Персеполь и Пасаргады. Большое значение имела также караванная дорога, соединявшая Вавилон с Экбатанами и продолжавшаяся далее до Бактрии и индийских границ. В экономике древних обществ большое значение имел труд рабов. В наиболее развитых областях Персидской державы рабы наравне со скотом являлись главным предметом движимой собственности, их продавали, передавали по наследству, дарили и т. д. Большое число рабов использовалось для выполнения различных видов домашней работы, а также в сельском хозяйстве, в царских каменоломнях и на строительных работах.
|