КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лирико-драматические рассказы Чехова.
44. Драматургическое новаторство Чехова: «Чайка» и «Дядя Ваня» Новаторство Чехова-драматурга одухотворено ощущением целостной неразделимости искусства и жизни, творчества человека и всей его деятельности, в разных областях. Дядя Ваня начнет бунт против профессора, станет в него палить, но не попадет и не кончит жизнь самоубийством. Все останется по-старому. Во всем, что он делает, чувствуется какое-то «недо». Бунтовал против своего былого кумира – и капитулировал. Пытался завоевать любовь Елены Андреевны – и не смог. «Чайка» В начале девяностых годов Чехов неоднократно обращался к мысли о новом драматическом произведении, и все же замысел «Чайки» возникает у него, очевидно, лишь в 1895 году. Судя по письмам, он начинает работу над новой комедией весной 1895 года. Об окончании же пьесы он сообщает уже 18 ноября 1895 года. Переделывал «Чайку» Чехов в начале 1896 года, а позже, после предоставления в марте месяце комедии на цензуру, ему пришлось вносить в текст ряд цензурных изменений. Цензурное разрешение было получено лишь 20 августа 1896 года. 14 сентября «Чайка» была одобрена Театрально-литературным комитетом, а 17 октября поставлена на сцене Александринского театра. Премьера закончилась неслыханным в истории русского театра провалом. Был ли этот крах неожиданным? Еще в 1893 году, за несколько лет до трагической премьеры, Чехов писал: «В режиме нашей Александринской сцены есть что-то разрушительное для молодости, красоты и талантливости…» И когда Александринский театр взялся за постановку «Чайки», тревожные чувства охватили автора. Ставил «Чайку» Е.П. Карпов - режиссер, совершенно противопоказанный пьесе. Чехов недаром его всегда не любил. «Современный театр, - писал он И. Л. Щеглову,- это мир бестолочи, тупости и пустозвонства». Карпов для Чехова - воплощение театральной рутины, штампа. Еще одна из причин провала - премьера «Чайки» была приурочена к бенефису комической актрисы, в зале собралась публика развлечься и посмеяться. В зале раздавались смех, хохот, публика ждала другого. Чехов пережил тяжелое состояние недоумения, позора, «театр дышал злобой, воздух сперт от ненависти». Главные причины провала «Чайки»: - присутствие «бенефисной публики»; - несовпадение театра, режиссера и автора, обнажающее новизну чеховской эстетики: драматический язык «Чайки» был нов и труден. В критической литературе давно отмечено, какое большое место в пьесе заняли вопросы искусства. Здесь яростно спорят о состоянии современного театра, причем треплевские филиппики против рутины, царящей на сцене, напоминают суждения самого Чехова. В пьесе идут споры об общественном смысле художественного творчества, о «новых формах», являющиеся прямыми отголосками дискуссии об искусстве декадентов. Так же, пьеса как ни одно другое драматическое произведение Чехова, полна литературных реминисценций. Здесь читают и обсуждают книгу Мопассана «На воде», и это оказывается неслучайным. В первом действии Аркадина и Треплев обмениваются репликами из «Гамлета»: «Аркадина (Читает из «Гамлета»). «мой сын! Ты очи обратил мне внутрь души, и я увидела ее в таких кровавых, в таких смертельных язвах - нет спасения!» «Треплев (из «Гамлета») «И для чего ж ты поддалась пороку, любви искала в бездне преступленья?» На первый взгляд это ничего не значащая шутка, но и эти реплики потом по-своему оживают в сложных взаимоотношениях Аркадиной, Треплева и Тригорина. Для основных героев «Чайки» проблемы искусства - жизненно важные, кровные вопросы. И у Нины Заречной, и у Треплева, и у Тригорина, и у Аркадиной - у каждого из них свои убеждения, свой творческий путь, каждый из них в пьесе представляет определенную тенденцию развития современного искусства. Отсюда и неизбежное столкновение и борьба мнений, жаркие дискуссии, которые разгораются на сцене. Тригорин - известный, популярный писатель. Его произведения переводят на иностранные языки. Он талантлив и хорошо овладел мастерством. Кроме того, Тригорин трудолюбив. Он одержим творчеством, которое поглотило его, стало целью и смыслом его жизни. Аркадина тоже широко известна. Талантливая, популярная актриса, она привыкла к успеху рукоплесканиям. Она тоже любит свою повседневную жизнь и работу. Демонстрируя, как хорошо и молодо она выглядит, Аркадина говорит: «А почему? Потому, что я работаю…» У Треплева совсем другое положение. За душой у него пока лишь дерзкие стремления и довольно расплывчатые планы. Вполне определенно только одно - он не приемлет современное искусство - искусство Тригориных и Аркадиных. «Она любит театр, - говорит он об Аркадиной, - ей кажется, что она служит человечеству, святому искусству, а по-моему, современный театр - это рутина и предрассудок». Не приемля и отрицая искусство, которое представляет его мать, Треплев убежден, что «нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно». Пьеса, которую он ставит на домашнем театре и есть его первая попытка осуществить свою мечту о новых формах. Миниатюра Треплева действительно вызывающе необычна, чем и обусловлен провал ее домашней постановки. В последнем действии «Чайки» мы узнаем, что Треплев не оставил своих творческих исканий. Истекшие два года он продолжает писать, и теперь его уже печатают в журналах. Он имеет некоторую известность. Судя по отзывам Тригорина и Дорна, Треплев и теперь пишет какие-то странные произведения. Но сейчас его уже волнуют не новые формы - новые формы во что бы то ни стало. Теперь Треплову приходится многое начинать сначала, возвращаться к азам художественного творчества. «Я так много говорил о новых формах, - признается он,- а теперь чувствую, что сам мало-помалу сползаю к рутине». Но тема искусства и любви неразлучно связаны в драме Треплева. Потеряв Нину, он утратил смысл жизни, замкнулся в одиночестве и опустошенности, безверия в свой талант, в свое призвание: «Я не верую, не знаю, в чем мое призвание». Самоубийство Треплева психологически мотивированно внутренней слабостью, одиночеством, отсутствием любви, неверием в себя, свое призвание, в свой талант. Драматичен и путь Нины Заречной, в котором важны следующие мотивы: желание стать актрисой, наивные мечты о славе и блеске, драма любви к Тригорину. Героиня, пройдя путь испытаний, обретает жизненную стойкость, истинную веру в искусство, в его высокое назначение. Ее нравственное кредо высказано в последней встрече с Треплевым: «Умей нести свой крест и веруй». В осмыслении драмы героини важно понять ее духовную эволюцию: от наивной девочки, мечтающей о блеске славы, к мудрой женщине совершающей нравственный суд над собою и прежней суетной жизнью, обретшей необходимый нравственный стержень и умение «нести свой крест». Однако «Чайка» не искусствоведческий трактат. Герои пьесы прежде всего люди. У каждого из них свой характер, свои увлечения, свои беды, своя любовь - своя жизнь. Житейские и эстетические проблемы, проблемы любви и творчества - «разговоры о литературе» и «пять пудов любви» органически связанны в произведении, властно определяют сложные отношения героев. Психологический конфликт «Чайки» создали эти вопросы искусства и любви. Стихия любви властвует над всеми персонажами пьесы - Аркадиной, Треплева, Тригорина, Нины , Маши, Медведенко, Полины Андреевны, Дорна и даже Сорина, который ведь тоже, как он признался, был немножко влюблен: «Прелестная… была девушка, - говорит он о Нине. - Действительный статский советник Сорин был даже в нее влюблен некоторое время. Дорн. Старый ловелас» Воссоздано многообразие любовного чувства, гамма оттенков. Но любовь безответная, все страдают. В воссоздании темы любви реализуется «принцип разомкнутого треугольника» (З. Паперный). Пьеса овеяна печалью неразделенного чувства. Начинается пьеса с разговора учителя Медведенко и Маши. Он ей признается в любви и горько сетует, что встречает «один лишь индиферентизм». Она говорит о «трауре» по своей жизни - «я несчастна». В конце первого действия она признается Дорну: «Я страдаю. Никто, никто не знает моих страданий! <…> Я люблю Константина». Однако, для Константина Треплева она лишь «несносное создание». Он любит Нину Заречную, но после провала пьесы, он видит, что Нина остывает к нему и увлекается известным писателем Тригориным. Тот сходиться с ней, но затем бросает и возвращается к своей старой привязанности - к актрисе Аркадиной, матери Треплева. Если же чувства героев друг к другу совпадают, это оказывается недолговечным, обманчивым. Так распалась юная любовь Нины и Треплева; обрывается и ее роман с Тригориным. Сюжет здесь - не одноколейная тропа, но скорее лабиринт увлечений, из него нет выхода. «Чайка» - одна из трагичнейших комедий в русской комедиографии. С принципом разомкнутого треугольника связана еще одна особенность построения пьесы. Сюжет здесь развивается как бы независимо от чувств и желаний героев. Сюжет мучительно прокладывает себе дорогу. Все время завязывается новыми узлами, которым нет развязки. Маша любит Треплева, живет только любовью, как сказано в ремарке, «все время не отрывает от него глаз». Но это не имеет отношения, к тому как развиваются события. Если можно так сказать, то любовь Маши к Треплеву несюжетноспособна. С одной стороны, она действительно любит его, с другой - выходит за учителя Медведенко, рожает ребенка - не переставая любить Треплева. Обычно в пьесах герои испытывают друг к другу определенные чувства и в соответствии с этими чувствами развиваются события - романы, измены, разрывы, браки. Здесь же совсем не так. Мать Маши, Полина Андреевна, любит доктора Дорна, умоляет его: «Евгений дорогой, ненаглядный, возьмите меня к себе… время наше уходит, мы уже не молоды, и хоть бы в конце жизни нам не прятаться, не лгать». Но он отвечает: «Мне пятьдесят пять лет, уже поздно менять свою жизнь». Иначе говоря, он отказывается с ней «строить сюжет». Среди этих грустных, недовольных собою и жизнью людей, кажется одна Аркадина ни на что не жалуется, ни о чем не горюет - она в восторге от жизни и особенно от себя. Терпят поражение в любви Медведенко, Маша и ее мать, Треплев, Нина… Аркадина - единственная, кто потерпев поражение, продолжает борьбу и отвоевывает своего избранника. В художественном мире «Чайки» важна романтическая символика. Присутствие образов-символов - яркая черта драматургическогостиля Чехова. Озеро и чайка - два главных образа-символа песы, они создают особую атмосферу действия. Когда начинается домашний спектакль по пьесе Треплева, открываются вид на озеро, луна над горизонтом, отражение ее в воде. Колдовское озеро влияет на общее настроение пьесы. В последнем действии озеро приходит в волнение, на нем волны, разыгрывается гроза. Этот образ имеет живописное начало, Чехов опирается на средства живописи, на поэтику импрессионистов. Закат в «Чайке» - неуловимый, ускользающий, меняющийся. Вместе с озером появляется образ чайки, который ассоциируется с судьбами разных героев, прежде всего Треплева и Нины. Треплев предсказывает, что сам убьет себя, когда убил чайку. Нина: «Меня тянет к озеру как чайку». В финале она приходит к озеру и сравнивает себя с чайкой. Образ чайки преломляется и в сознании Тригорина. Увидев убитую птицу, он заносит в записную книжку «сюжет для небольшого рассказа»: «девушка любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек и от нечего делать погубил, как вот эту чайку». Из убитой чайки Шамраев изготовил по просьбе Тригорина чучело, по мнению З. Паперного этот образ является символом чего-то бессмысленно загубленного и бездушно забытого. Он приобретает в контексте глубокий смысл, и соотноситься не столько с судьбами Треплева, Нины, Тригорина, но и со всей человеческой жизнью, развернувшейся в пьесе. Полное открытие пьесы, как и всей чеховской драматуркии, произошло с рождением нового театра, с реформаторской деятельностью К. Станиславского, с созданием его «системы». 17 декабря 1898 года на сцене Московского Художественного театра произошло настоящее рождение «Чайки». С этих пор чеховская чеховская чайка изображена на занавесе театра, стала его эмблемой. Спектакли МХТ открыли Чехова как создателя новой русской драмы.
|