КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 16. Формы и способы сохранения культурного наследия в музее.Понятие «культурное наследие» и его место в теории и практики музейного дела. Современное понимание задач сохранения и трансляции культурного наследия. Формы сохранения культурного наследия. Музеефикация как научная и практическая проблема. Музеи-заповедники, их виды и типы. Отличительные черты их функционирования. Понятие «живой музей». Особенности деятельности музеев в сохранении и трансляции нематериального культурного наследия: музеи песни, музеи ремесел и т. д. Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Сохранение их подлинности с минимальным вмешательством в их существующий вид;
Нематериальные ценности (устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия,исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества,знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной,знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами) · Работа музея с объектами нематериального наследия должна включать следующие основные стадии: o Выявление в реальной действительности объектов нематериального наследия, имеющих музейное значение (нематериальные объекты музейного значения). Такие объекты должны представлять научную, художественную, историческую, мемориальную и т.п. ценность. Необходимо также проанализировать возможность и целесообразности сохранения объекта в музее. o Комплектование материальных предметов, связанных с нематериальным объектом музейного значения, и фиксация информации об объекте. Музеи собирают и хранят связанные с традицией материальные предметы (напр., инструменты ремесленника, образцы готовой продукции, одежду и атрибуты народных праздников, музыкальные инструменты). Однако это — не сам объект нематериального наследия. Так, технология изготовления глиняной народной игрушки предполагает наличие материала, из которого мастер делает саму игрушку, инструменты; но к нематериальному наследию относится умение, мастерство человека, передаваемые от мастера ученику приемы и эстетические представления. Поэтому музеи комплектуют также зафиксированные на материальных носителях свидетельства (фоно- и видеозаписи, запись рассказов носителей традиции, фотофиксация этапов технологических процессов и т.п.), включая записи об изначальных значениях и смыслах объекта. Записи и транскрипция переводят нематериальное культурное наследие в материальное и являются историческим и культурным свидетельством. o Обеспечение поддержания традиции и сохранения или воссоздания механизмов передачи традиции. o Актуализация Чтобы оставаться частью культурного наследия, нематериальные объекты должны быть включены в актуальную культуру, все время воспроизводиться; должны действовать механизмы ретрансляции наследия от поколения поколению — т.е. должна осуществляться актуализация нематериального наследия. Необходимое условие воспроизведения объектов нематериального наследия в музее — наличие посредника, человека, живого "носителя традиции". Если живы носители традиции, актуализация осуществляется методом фиксации. Музей обеспечивает людям, хранящим в памяти старинные песни и сказы, секреты мастерства, кулинарные рецепты и т.п., возможность деятельности, материальное обеспечение и ретрансляцию традиции через учеников. Действующие в музеях мастерские, фольклорные ансамбли, трактиры призваны не только сохранить навыки и традиции, но и передать опыт современникам и потомкам. Утраченная традиция может быть восстановлена в музее, если сохранились достаточные для ее ревитализации свидетельства. Так, изучая инструменты и готовые изделия, музеи восстанавливают забытые промыслы и ремесла. Если свидетельства недостаточны, музеи тем не менее могут создать живую модель процесса, однако в этом случае он будет обладать качеством не подлинности, но достоверности. В случае реконструкции в роли носителей традиции могут выступать сотрудники музея, члены музейных клубов и кружков, посетители. Примером такой модели является историческая реконструкция средневековых сражений на мечах (Военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле, Тульская обл.) Степень достоверности модели определяется тем, насколько свидетельства полны, а участники действия близки носителям традиции. На основе использования традиций музей может также конструировать совершенно новые формы деятельности. Таким примером может служить детский сад "Муравейное братство" в Музее-заповеднике "Ясная поляна" (Тульская обл.), осуществляющий воспитание детей на основе педагогических взглядов Л.Н. Толстого в подлинной среде толстовской усадьбы. К началу 21 в. в России музеефикацией форм нематериального нгаследия занимались: традиционные коллекционные музеи, совмещенные с творческими лабораториями, мастерскими; музеи-заповедники; экомузеи; некоторые учреждения музейного типа; живые музеи. Музе́й-запове́дник — разновидность музея, в состав которого помимо экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия страны или региона. С целью защиты этих памятников государство дополнительно наделяет такие музеи правовым статусом заповедника, что предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов. В связи с открытостью территорий, многие музеи-заповедники проводят различные музейные праздники (чаще всего — на фольклорные темы), организуют мастерские народных промыслов, исторические реконструкции (например реконструкции фрагментов сражений на Бородинском и Куликовском полях), «экологические тропы», различные фестивали (литературные, музыкальные) и т.п. На 2010 год количество музеев-заповедников в России приближается к 100.
При этом несмотря на то, что в названиях современных музеев-заповедников чаще всего определяется только их основной профиль, как правило, большинство из них являются комплексными. Живой музей – Средовой музей или учреждение музейного типа, хранящий объекты материального и нематериального наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях поддержания их изначальных функций и постоянной актуализации. Живой музей стремится не только к сохранению определенных традиций, но и к обеспечению их естественного поддержания в жизни общества, а также постоянного развития. Часто в живых музеях музейные экспозиции и отдельные формы музейной деятельности включены непосредственно в современную среду поселения, встроены в реальные социально-бытовые объекты — учебные заведения, рестораны, кафе, гостиницы, салоны, офисы и т.п. По сути, живыми музеями являются музеи-храмы, совмещающие музейную и культовую функции. В настоящее время понятие "живой музей" уточняется, оно находится в стадии становления, как и сама эта инновационная форма музейного учреждения.
|