КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 15. Теория коммуникации в развитии музейного дела во второй половине ХХ-начале ХХI века.
Теория музейной коммуникации и ее соотношение с другими видами коммуникаций. Взгляды на музейную коммуникацию Д. Камерона, Ю. Ромедера, Х. Хелленкемпера, М. Гнедовского, и других.
Визуально-пространственный язык музейной коммуникации. З. Странский о формах музейной коммуникации. Знаковый характер музейной коммуникации. Демонстрационная форма (экспозиция) как основная форма музейной коммуникации.
Значение теории коммуникации для современной музейной деятельности
Теория музейной коммуникации исследует музей как один из коммуникационных институтов, причем таких, которые не только концентрируют, обобщают и распространяют информацию, но и самостоятельно продуцируют ее на базе специальной научной деятельности, определяемой как музееведческое исследование; изучает особенности коммуникации, в основе которой лежат музейные предметы, специфику передачи информации, реализуемой в основном путем непосредственного контакта реципиента с музейными предметами. Музейная коммуникация рассматривается как многоплановая, отнюдь не сводимая только к демонстрации музейных предметов, хотя последняя является одним из сущностных признаков для большинства типов музеев.
В исследовательской проблематике данного раздела центральное место занимает тот особый вид наглядной музейной коммуникации, который находит выражение в экспозиционно-выставочной деятельности.
Рассматриваются также и другие стороны осуществления этой коммуникации, связанные с особой экскурсионно-лекционной формой вербального распространения информации, опирающейся на предметные средства.
Проблематика, относящаяся к различным формам этой коммуникации, - одно из важнейших направлений музееведческих исследований.
Сюда же примыкают исследования, относящиеся к созданию архитектурно-художественной среды – также органичной составной части демонстрационной коммуникации.
Как известно, коммуникация в музее происходит и путем распространения информации с помощью литературной продукции (научные исследования, публикации музейных материалов – изобразительных, текстовых и др.), с помощью аудиовизуальных средств и через средства массовой коммуникации, а также посредством предоставления подготовленных для использования источников представителям науки, искусства, промышленности.
Наконец, исследование в этой области включает вопросы воздействия всех музейных средств и форм коммуникации на различные категории населения в процессе образовательно-воспитательной деятельности музея
Музей - это орган общественного сознания, он является посредником между современным человеком и музейным предметом как частью прошлого. В современных условиях общепризнана роль коммуникативных и образовательных функций музеев. На сегодняшний день музейная коммуникация осуществляется по таким видам деятельности, как экспозиционно-выставочная, экскурсионная, лекционная, организация массовых мероприятий, учреждений, рекламно-информационная. Коммуникационная деятельность музеев неразрывно связана с деятельностью музея как фирмы, оказывающей образовательные, консультационные услуги, занимающейся издательской деятельностью, изготовлением и реализацией произведений декоративно-прикладного искусства и т.д. Экспозиция призвана способствовать популяризации исторических знаний в целом и поддержанию интереса к конкретным историческим аспектам: истории края, истории города, учреждения; отдельного периода; истории развития определенного вида деятельности и т.д. Экспозиционная деятельность является особым видом музейной работы и находится на стыке фондовой работы и музейной коммуникации. Создание экспозиции основано на научных, эстетических и технических принципах. Таким образом, достигается органическое единство, необходимое для полноценного восприятия экспозиции. В соответствии с этими принципами экспозиция имеет научно-тематическое, архитектурно-художественное и технико-рабочее решения. Основными компонентами экспозиции являются: 1) экспонаты (подлинные и муляжи); 2) группа научно-вспомогательных материалов, которую составляют: - гипертексты (тексты, сопровождающие экспонаты); - этикетаж (пояснения к экспонатам); - заголовки; - суперграфика (элементы дизайнерского оформления экспозиции); - фонокомментарии; - указатели (планы, схемы расположения экспозиции, передвижения по ней). В основе научно-тематического решения лежат экспонаты, а также содержание гипертекстов и надписей. Компонентами архитектурно-художественного и техно-рабочего решения, формирующими эстетический комплекс ансамбля, являются экспозиционное оборудование, элементами которого являются конструк-ция, фактура, цвет, освещение, и суперграфика. Практически каждый музей имеет как постоянную экспозицию, отражающую его профиль, в соответствии с определенной научной концепцией, так и временные выставки. Они могут строиться как на собственных материалах музея, так и на поступивших из других собраний. Проведение временных выставок может происходить в зависимости от ряда параметров, важных с точки зрения музейной деятельности в целом. Выставки могут быть организованы по тематическому принципу (монографические - посвященные отдельной теме, мемориальные - посвященные одному событию, юбилейные и т.д.), в зависимости от характера экспозиционных материалов (фондовые, из других собраний, комплексные), от места размещения. Временные выставки отражают направление научных исследований, научные достижения в изучении конктретных проблем, а также специфику межмузейных связей, уровень технической оснащенности музея, и зачастую бывают более привлекательны для посетителей, чем стационарная экспозиция, пробуждают интерес к музею, способствуют развитию музейной коммуникации. Теория музейной коммуникации как методологическая база развития музейного дела
Обновление теоретического аппарата музееведения, приведение его в соответствие с реальными запросами музейного дела в быстро меняющейся социокультурной ситуации - насущная задача модернизации, происходящей в последнее время в музеях всего мира. Для системы отечественных региональных музеев задача обновления теоретических оснований деятельности особенно актуальна. Искусственная изоляция, в которой долгое время находилось музейное дело России, вела к укоренению догматических представлений, проявлявшихся в содержании и формах работы музеев. Теоретический вакуум, возникший сегодня в музееведении, проявляется в неготовности музеев формулировать концепции своего развития в новых условиях; в низкой эффективности прикладных музееведческих исследований и разработок, не находящих опоры в фундаментальных представлениях; в отсутствии научных предпосылок для выработки приоритетов и принципов музейной политики, не сводящихся к идее совершенствования существующих структур и манипулированию количественными показателями. Как показывает анализ отечественных и зарубежных исследований, всеми необходимыми качествами, позволяющими рассматривать его как важное эвристическое средство обновления музейной теории и практики в современных условиях, обладает коммуникационный подход. Современный общенаучный коммуникационный подход имеет в основном два источника. Первый - это разработанная в 1949 г. К.Шенноном математическая теория связи, в которой были намечены основные элементы акта передачи информации: источник информации, передатчик, канал, приемник, адресат и шум4. Вторым источником является концепция канадского философа М.Мак-Люэна, который в ряде работ, опубликованных в 1960-е гг., предложил рассматривать развитие человеческого общества как развитие средств коммуникации, включающих широкий круг разнообразных явлений - язык, дороги, деньги, печать, телевидение, компьютеры и т.д.5 Cоединение структурных представлений Шеннона и широкого гуманитарного взгляда Мак-Люэна привело к формированию коммуникационного подхода и его распространению в различных областях знания. В музееведении пионером разработки коммуникационных представлений стал Д.Камерон, предложивший рассматривать музей как особую коммуникационную систему6. По его определению, музейная коммуникация представляет собой процесс общения посетителя с «реальными вещами», условиями которого является способность аудитории понимать «язык вещей» и способность создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов невербальные пространственные «высказывания». После появления работ Камерона в музееведении начинается интенсивная разработка коммуникационной проблематики. Прежде всего, это выражается в смещении фокуса музееведческих исследований на изучение музейной аудитории. В 1970-е гг. в музеях получают распространение прикладные социологические и психологические исследования, нацеленные на обеспечение «обратной связи» в системах музейной коммуникации. Как показывают их результаты, восприятие посетителей часто не соответствует прогнозам и ожиданиям музейных работников (G.Hein, 1982). Это заставляет, расширяя границы коммуникационного подхода, по-новому интерпретировать проблемы профессиональной музейной деятельности. Характерной попыткой критики истории и современного состояния музейного дела «с позиций посетителя» является монография К.Хадсона7. В 1970-80-е гг. коммуникационная терминология становится одним из наиболее употребимых инструментов музееведческой рефлексии. Исследователи рассматривают коммуникацию как ведущую функцию современного музея (Д.Портер, 1983); подчеркивают диалогическую природу коммуникации, в которой посетитель должен быть «полноправным субъектом», и критикуют с этой точки зрения традиционную «монологическую» концепцию «передачи научных знаний» (Y.Uldall, 1982); обсуждают возможности «языка вещей» как средства общения между культурами, между различными историческими и социальными общностями, этническими группами (R.Spruit, 1982), политическими и религиозными группировками (G.Thompson, 1978), подростками и взрослыми (B.Sturup, 1982), слепыми и зрячими (Д.Жироди, 1982) и т.д. Такой подход ведет к переосмыслению фундаментальных музееведческих понятий «музейного предмета» и «музейной экспозиции». Критикуя эти понятия, В.Глузинский предлагает рассматривать музей как знаковую систему, наделяющую материальные вещи ценностными значениями (концепция «чистого музея»), и показывает, что в нем происходит перманентное конструирование «языка вещей», выражающего отношение человека к действительности8. Сегодня коммуникационный подход принадлежит к числу магистральных направлений музееведческой мысли, определяющих стиль мышления мирового музейного сообщества. Вместе с тем, как показывает анализ литературы, структурные представления о музейной коммуникации, используемые различными авторами, не имеют единых типологических оснований. Существует, например, точка зрения, что посетитель общается с работниками музея, а экспонаты служат предметом или средством этого общения (J.Knez, A.Wright, 1969). Другая концепция предполагает, что посетитель общается непосредственно с экспонатами (G.Osborne,1985; D.Weiler, 1983). Еще одна структурная модель исходит из представления, что посетитель общается в музее с представителями иных поколений или культур (J.Rohmeder, 1977; Х.Хелленкемпер, 1984; R.Hodge, U.D'Souza, 1979). Кроме того, до конца неясно, что представляет собой «язык вещей» в плане его содержания, какие «сообщения» можно передавать с его помощью, а какие - нет. Все это требует дальнейшей теоретической и практической экспериментальной работы, направленной на прояснение оснований коммуникационного подхода в музееведении. В отечественной музееведческой литературе коммуникационная терминология появляется с середины 1970-х гг. Так, в 1974 г. Е.А.Розенблюм пишет о музее как о лаборатории, «в которой испытываются коммуникативные свойства вещей»9. Анализируя экспозиционную деятельность с точки зрения семиотики, Н.Николаева (1977) ставит вопрос о специфике экспозиционного языка, рассматривает музейные предметы и экспозиции как особые знаки и тексты, понимание которых составляет сущность посещения музея. Авторы социологического исследования «Музей и посетитель» (Ю.П.Пищулин, Д.А.Равикович и др.), проведенного в конце 1970-х гг., трактуют посещение музея как избирательное восприятие «музейной информации», которое человек осуществляет в соответствии со своими мотивами и потребностями. В 1980-е гг. в отечественном музееведении происходит дальнейшая разработка коммуникационного подхода. В работах З.А.Бонами, Е.К.Дмитриевой, В.Ю.Дукельского, Т.П.Калугиной, Е.Е.Кузьминой, Н.Г.Макаровой, Т.П.Полякова и др. коммуникационные представления выступают одновременно как теоретическая «рамка» и как исследовательский инструмент, позволяющий по-новому ставить и решать проблемы, традиционно относящиеся к области экспозиционной и образовательно-воспитательной работы музеев.10 То, что эта рамка может быть расширена до границ предмета музееведения в целом, показано в работе Н.А.Никишина (1989), где сквозь призму коммуникационного подхода рассматривается также фондовая работа и комплектование. Таким образом, на сегодняшний день в отечественной и зарубежной музееведческой литературе имеется уже довольно значительный корпус работ, выполненных в русле коммуникационного подхода. Однако примеров практической реализации этого подхода в системе деятельности конкретных музейных учреждений пока еще очень мало. Настоящая разработка могла бы отчасти восполнить этот пробел. Поскольку цель и задачи работы лежат в области музейного проектирования, ее основным методом является теоретическое конструирование, призванное вначале сфокусировать разрозненные музейно-коммуникационные представления в единой теоретической схеме, а затем - спроецировать эту схему с помощью соответствующих процедур интерпретации в область конкретных прикладных проектных предложений.
|