КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 12. Музей как явление культуры и социокультурный институт. Историческая изменчивость социокультурных функций музея.История формирования научного понятия «музей» и отражение этого процесса в специальной литературе. Типология и классификация музеев как дискуссионная проблема. Понятия «профиль», «тип» и «вид» музея в историческом аспекте. Современные классификации музеев. Особенности деятельности музея в зависимости от его вида, типа и профиля. Виды музейной деятельности и их соотношение с социокультурными функциями музея. Исторический подход к определению функций музея. Относительная самостоятельность и характер взаимодействия функций музея, их стабильность и динамизм. Взаимодействие и взаимообусловленность функций документирования, образовательно-воспитательной и рекреационной. Изменчивость социокультурных функций музея под влиянием политических, экономических и культурных факторов. Особенности и тенденции реализации функций в современных условиях.
Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад. Древние греки изначально понимали под мусейоном святилище муз, а со временем с этим словом стало связываться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения. В эпоху Возрождения музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы. Во второй половине XVI в. термин «музей» все чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещениям, в котором оно хранится и экспонируется. Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в. его еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в ее дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения. В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав в 1974 г. С учетом поправок, внесенных в последний вариант Устава в 1995 г., эта дефиниция звучит следующим образом: музей - это «постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды». Согласно дефиниции М.Е.Каулен и Е.В.Мавлеева, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей - это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, -музейных предметов». Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов-памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Таким образом, можно сделать несколько выводов: - во-первых, музей - очень сложный феномен и дать ему исчерпывающее, бесспорное и всех устраивающее определение нелегко; - во-вторых, понимание музея как средства приобщения к культурным ценностям можно считать утвердившимся, поскольку, являясь формой существования традиций в культуре, музей, становится своеобразным осознанием себя в традиции и может научить «как думать, чувствовать и действовать в обществе» (М.Мид). Поэтому, приобщение к культуре средствами музея становится и острой социальной потребностью, от решения которой зависит в значительной степени выживание нашего общества и сохранение его культурно-исторической памяти. Становление музея как социокультурного института всегда было напрямую связано с теми процессами, которые проходили в образовании, и было обусловлено «не только стремлением собирать и изучать памятники материальной и духовной культуры,... но и реальной потребностью развивать специализированные формы публичного общения по поводу различного рода эстетических и историко-культурных ценностей, давая им общественно значимую информацию». На отечественной почве осмысление социокультурной роли музея в жизни общества началось на основе появления в 1980-е года новых идей работы в музее: «гуманистической педагогики» (А.Комбс, А.Маслоу, К.Роджерс и др.), теория коммуникации (К.Роджерс). Музей своими средствами пытался участвовать в решении сложнейших социокультурных вопросов, демонстрируя новый подход к пониманию миссии музея, как социального института, активно внедряющегося в сообщество. Процесс осознания музея как социокультурного института имеет -, длительный путь и, прежде всего это определяется ориентацией музея на все слои населения (Т.Ю.Юренева). Однако теоретическая разработка проблемы социальных функций музея впервые была поставлена в конце 1960-х - начале 1970-х гг., став предметом исследования А.Б.Закса, Д.А.Равиковича, А.М.Разгона. В последнее время характерно повышение роли музея в организации досуга людей, что позволило музееведам выделить функцию организации свободного времени, которая является производной от функции образования и воспитания и исторически присуща музею, но ряд исследователей (Е.А.Акулич, Д.А.Равикович) ей отдают самостоятельное значение. Музейные специалисты (A.M.Разгон, А.И.Фролов и др.) выделяют также хранительную (основополагающая по Е.А.Акуличу), научно-исследовательскую функции музея. В качестве специфической социальной функции также назовем - музейную коммуникацию или социальную коммуникацию (Н.А.Никишин) суть которой в передачи информации, но в последние десятилетия исследователи (М.Б.Гнедовский, Д.Портер, Р.Стронг и др.) ей уделяют значительное внимание. Наряду с вышеперечисленными Е.А.Акулич добавляет интегрирующую социальную функцию (способствует социальной сплоченности и ответственности); воспроизводство социальных отношений (обеспечивает устойчивость общества); транслирующую (приобретение человеком социального опыта); культурной идентификации личности; социализирующую. Н.А.Никишин также выделяет функцию социальной памяти; функцию социальной рефлексии; функцию социальной адаптации; функцию социального предвидения; функцию социального проектирования. Н.А.Никишин, рассматривая социальные проявления музея, отмечает, что каждая страна, провинция независимо от материального благосостояния «считает своим долгом» иметь музеи. Своим музеем обладает и каждое уважающее себя предприятие. Да и собственно домашние коллекции, состоящие из ненужных, но безмерно дорогих предметов, вызывающих священный трепет и восторг, но не равнодушие, дороги нам, нашим детям и тем более внукам как предметы социальной памяти. Социальный феномен музея, подчеркивает Н.А.Никишин, восполняет «несовершенство генетической памяти, ограниченность речевой коммуникации и других ментальных возможностей человека, существует и, видимо, будет существовать столь же долго, сколько существует, и будет существовать общество... Как трудно мастеру, купившему новый инструмент, выбросить старый, так и обществу нелегко расстаться даже с самыми архаичными из своих музейных учреждений». Таким образом, как свидетельствуют исследования (А.Г.Бойко, Н.Р.Вдовина, О.И.Карпухин, И.М.Коссова, Б.А.Столяров, З.Странский и др.) музеи играют важную и значительную роль в формировании личности. Это находит свое выражение в следующем: - во-первых, они, являясь центром хранения историко-культурного наследия, способствуют формированию у подрастающего поколения интереса и любви к национальной истории, литературе, искусству, чувства общности, эмоционального тяготения к своей этнокультурной, социальной и религиозной среде, ее обычаям, взглядам, традициям; - во-вторых, они содействуют профилактике и преодолению духовного кризиса общества, сохраняя и транслируя в форме музейных предметов духовное наследие общества; - в-третьих, они выводят индивид из жестких границ социума в мир общечеловеческих ценностей, в мир культуры, и способствуют эстетическому развитию населения; - в-четвертых, образовательная среда музея не только расширяет кругозор и дает определенные знания молодежи, но и является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития личности, способствуя формированию убеждений и личного опыта в отношении истории и культуры. Формирование культурного опыта общества происходит через участие в социальных процессах; требует осознанных усилий, специально организованной деятельности, а Музей - идеальная среда.
Классификация по профилю отражает связь музеев с определенной отраслью научного знания, производственной деятельности, видом искусства. Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности. Все музеи разделяются на профильные группы, внутри которых можно выделить более узкую специализацию - вплоть до музеев одного объекта.
Классификация по профилю отражает связь музеев с определенной отраслью научного знания, производственной деятельности, видом искусства. Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности. Все музеи разделяются на профильные группы, внутри которых можно выделить более узкую специализацию - вплоть до музеев одного объекта. Комплексные музеи — многочисленная и постоянно растущая группа, к которой относятся большинство краеведческих музеев, ансамблевых и средовых музеев, музеев-заповедников, экомузеев. Эти музеи совмещают признаки двух и более профилей (историко-литературные, архитектурно-художественные), а иногда и профильных групп. Так, сельскохозяйственные музеи могут рассматриваться как в группе производственных, так и естественнонаучных музеев. Музеи, совмещающие более 2-х профилей, принято определять как комплексные.(9, 178) Гуманитарные профильные группы: 1. Художественные музеи собирают, изучают и экспонируют произведения искусства (декоративно-прикладного, живопись, графику, скульптуру) с целью представить историю искусства и удовлетворить эстетические и познавательные потребности современного человека. Коллекции художественных музеев могут содержать произведения профессиональных художников, народного, детского творчества и т.д. Включают произведения различных видов изобразительного искусства и художественных течений и школ, с широкими временными рамками и т.д. Художественные музеи классифицируют на : 1) музеи изобразительного искусства (Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, г. Москва) 2)музеи декоративно-прикладного искусства (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства ,г. Москва) 3)музеи народного искусства (Музей украинского народного декоративного искусства, г. Киев; Коломийский музей народного искусства, г. Коломия) 4)художественно-промышленные музеи (Художественно-промышленный музей ,г. Прага; Музей декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии) 5)музеи современного искусства (Музей современного искусства, г. Барселона) (7, 210) 2. Исторические музеи - профильная группа музеев, документирующих историю развития общества. Большинство музеев естественнонаучной истории и музеев истории науки и культуры также можно отнести к историческим музеям. Все краеведческие музеи имеют исторические отделы и хранят памятники истории. Каждая из названных групп имеет свою специфику в характере экспозиций и составе фондовых коллекций В фондах общеисторических и краеведческих музеев хранятся археологические, нумизматические, этнографические коллекции, а также коллекции редких книг, предметов быта (мебель, часы, посуда), оружия, произведения изобразительного искусства, вещевые, фото- и документальные материалы по истории края, личные фонды. Исторические музеи подразделяются на: 1)общеисторические музеи ( Государственный Исторический Музей, г. Москва) (Рис. 1) 2)военно-исторические музеи, их собрания отражают военную историю страны, развитие военного искусства, историю отдельных родов войск и видов вооружений. В состав собраний входят коллекции оружия, военной техники и приборов, форм одежды, знамен, медалей, фото-, кино-документов, карт, комплексы личных вещей и документов .( Великой Отечественной войны музей в г. Воронеж; Боевой славы музей в г. Астрахань) 3)музеи истории религии документируют генезис и развитие религии как сложного социокультурного феномена. В зависимости от отношения к религии в обществе эти музеи изменяют во времени формы существования (музеи отживающего культа, антирелигиозные музей, музеи истории религии) и принципы экспозиционного показа. История этой музейной группы наиболее репрезентативно по отношению к остальным отражает интерпретацию исходного материала в соответствии с идеологическими установками. (Государственный музей истории религии в г. Санкт-Петербург) 4)историко-революционные музеи (Кыштымский историко-революционный музей в г.Кыштым) 5)историко-бытовые музеи документируют бытовой аспект жизни различных слоёв населения. В России широко распространились в 1920-е гг., тогда же термин "историко-бытовые" утверждается в российской музеологической литературе(Сиверский историко-бытовой музей «Дачная столица», пос.Сиверский). 6) археологические музеи собирают, хранят, изучают и представляют предметы, имеющие историческую, художественную ценность, как правило, обнаруженные в результате археологических исследований. Объектами музефикации могут стать также недвижимые археологические памятники - древние городища, погребения, различные оборонительные, культовые, гражданские сооружения(Национальный археологический музеи в г. Афины) (Рис. 3) 7) этнографические музеи обирающих, хранящих, изучающих и экспонирующих этнографические коллекции, документирующие процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических общностей. Документирование осуществляется как в рамках коллекционных музеев, собирающих и экспонирующих этнографические коллекции, включающие преимущественно вещевые памятники, так и методом музеефикации, в т.ч. фрагментов среды и объектов нематериального наследия.(Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого в Петербурге) (5, 357) 3. Литературные музеи- группа музеев, собрания которых документируют историю литературы и современные литературные процессы. Профильная группа литературных музеев включает в себя центральные историко-литературные музеи (Государственный Литературный музей в Москве, Литературный музей института русской литературы РАН (Пушкинской дом в г. Петербург) и региональные (Музей осетинской литературы им. К.Х. Хетагурова во Владикавказе и др.); а также монографические музеи, посвященные творчеству писателей или поэтов. Музыкальные музеи- это профильная группа музеев, осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников музыкальной культуры. Часто возникают при театрах, концертных залах, консерваториях, музыкальных училищах и школах и др. (им. Глинки на Смоленщине, им. Рахманинова на Тамбовщине, Шаляпинских дней в Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки). (Рис.6) Театральные музеи – документируют историю театра и театрального искусства. Различают театральные музеи, посвященные истории театра и театрального искусства мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, и мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей. На конец 1980-х гг. эта группа насчитывала в РСФСР более 60 музеев. Международный координационный центр деятельности театральных музеев – Ассоциация театральных музеев и библиотек (International association of theater museums and libraries), объединяющая более 30 национальных организаций стран Европы и Америки. В 1961 г. по ее инициативе был издан справочник «Театральные коллекции мира». Крупнейший в мире и головной в своей профильной группе для музеев Российской Федерации – Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. 4. Архитектурные музеи - профильная группа музеев, которые собирают, хранят, изучают, экспонируют и популяризируют произведения, связанные с историей и практикой архитектуры. Архитектурные музеи экспонируют не только образцы архитектурной проектной деятельности, такие как эскизы, чертежи, макеты, пояснительные записки к проектам, а также рукописные, графические и живописные работы, обмерные чертежи, фотографии, слайды, кино- и видеофильмы и др. 5. Педагогические музеи документируют историю и современное состояние народного образования, педагогической науки. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся педагогов. Первые в мире педагогические музеи возникли в России. В 1864 г. открылся Педагогический музей военно-учебных заведений при Главном управлении военно-учебных заведений в Петербурге. Этому педагогическому музею, как и его собратьям, недолго пришлось существовать. В 1918 г. он был преобразован в Центральный музей педагогики, а в 1920 г. – во Всероссийский педагогический музей. В 1924 г. его объединили с педагогическим и экскурсионным институтами и преобразовали в Государственный институт научной педагогики. Становление этой профильной группы в СССР достаточно часто прерывалось закрытием головных центров. Так, Всесоюзный педагогический музей (с 1943 г. – Музей по народному образованию АПН СССР) в 1963 г. был преобразован в Дом педагогической пропаганды. Большая часть современных музеев данного профиля появилась в 1960–1980-е гг. Среди них и дальневосточные педагогические музеи Музей народного образования в Хабаровске (1977), Музей народного образования ПИПКРО во Владивостоке. Наглядных пособий музеи — группа музеев педагогического профиля, основу собраний которых составляли коллекции, модели, приборы, инструменты, используемые в учебном процессе в качестве наглядных пособий. Музеи физкультуры и спорта – документируют историю развития олимпийского движения, историю спорта, массового физкультурного движения. Музеи такой группы (одной из самых молодых) стали возникать в начале ХХ в. В Российской Федерации они появляются в 1980-е гг. В 1988 г. при Комитете по физкультуре и спорту СССР создается Центральный музей физической культуры и спорта. До 1994 г. шло комплектование коллекции, хотя уже в эти годы музей стал организовывать первые выставки. В настоящее время фонды насчитывают около 50 тыс. единиц хранения: грамоты, дипломы, знамена спортивных организаций, вымпелы, плакаты, афиши, кубки; фалеристическая коллекция (жетоны, медали, знаки и др. награды с начала ХХ в. и по настоящее время), образцы спортивной одежды и обуви, спортивного инвентаря (в том числе мемориальные вещи выдающихся спортсменов, тренеров), более 7 тыс. редких книг (XVIII – XX вв.).(10, 85) 6. Естественнонаучные музеи - профильная группа музеев, которая документирует процессы, происходящие в природе, в том числе, взаимодействия с ней общества, а также развитие естественных наук, техники и технологии природопользования. К ним относятся : 1)антропологические музеи 2)биологические музеи 3)ботанические музеи (в том числе ботанические сады) 4)геологические музеи 5)зоологические музеи (в том числе зоопарки, террариумы, экзотариумы) 6)минералогические музеи 7)палеонтологические музеи 8)музеи почвоведения 7.Сельскохозяйственные музеи - группа музеев, как правило, естественнонаучного профиля, собрания которых документируют историю развития сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства в целом или его отдельных отраслей, а также представляют обществу современный уровень этой отрасли материального производства. (Музей животноводства им. Е.Ф. Лискуна, Музей коневодства ) 8. Научно-технические музеи- профильная группа музеев, документирующих историю развития и современное состояние науки и техники и их влияние на эволюцию человеческого общества. Многопрофильные музеи документируют историю науки и техники в целом; отраслевые - отдельные отрасли науки, техники и технологии, промышленного производства: музеи связи, авиации, транспорта, космонавтики. Отраслевые музеи: 1. Промышленные музеи - группа музеев, собрания которых документируют историю развития и современный уровень промышленности в целом или её отдельных отраслей. Группа промышленных музеев включает собственно промышленные и художественно-промышленные музеи, музеи истории предприятий и производств определённого вида продукции, музеефицированные промышленные объекты (Музей хрусталя в г. Гусь Хрустальный Владимирской области ,Музей ивановского ситца в г. Иваново). (Рис. 4) 2.Сельскохозяйственные музеи 3.Музеи транспорта (Музей истории Московского института инженеров транспорта) 4.Музеи связи – группа музеев, которая документируют историю развития связи, почты, телефонов, телеграфов и т.д. (Центральный музей связи имени А.С. Попова, г. Санкт-Петербург) 5.Музеи строительства
|