КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 9. Музей как элемент современной цивилизации. Музей в условиях глобализации и информатизации.Музей в эпоху постмодернизма. Традиции и новации в деятельности музея по отбору, сохранению и интерпретации природных и историко-культурных объектов и предметов в современных условиях. Идеи «музея без стен» (А. Мальро), «музея–контекста» (П. Мейран), «экомузея» (Ж. А. Ривьер). Глобализация и информатизация в объединении усилий для решения общих проблем музейного дела. Международные музейные проекты. Музеи в решении задач сохранения культурной идентичности народов и этносов как тенденция в противостоянии глобализму. Музеефикация становится метафорой культуротворчества: культура воспринимается как музей, как довольно бессистемное хранилище огромного богатства, доставшегося нам в наследство. В связи с общими тенденциями в культуре изменяется и пространство музея. Его экспонаты в ХХ веке становится возможным рассматривать как набор самостоятельных элементов, которые каждый комбинирует в произвольной последовательности. В отличие от книги, которую надо читать с начала до конца, пространство современного музея не диктует строгих правил. Осмотр экспозиции музея, когда ты можешь усвоить любые компоненты мирового культурного наследия в любом порядке, не предполагает строгой линеарности. Это связано как с тем, что в ситуации постмодерна на смену замыслу, цели, иерархии, структуре пришли игра, случай и анархия (то есть намеренно или ненамеренно разрушаются устойчивые смысловые и функциональные связи), так и с тем, что сам материал, произведение теперь обладают меньшей ценностью, чем их контекст, чем богатство или оригинальность их интерпретации. Итак, постмодерн изменил как пространство музея (реальное расположение экспонатов), так и возможности интерпретации этог В ХХ веке родилась еще одна метафора, имеющая прямое отношение к современному художественному музею — Воображаемый музей. Концепция Воображаемого музея (в переводе на английский язык — «museum without walls» — «музей без стен») была создана в середине прошлого столетия французским писателем, исследователем культуры и искусства А. Мальро (1901-1976). Взяв за основу идеи Вальтера Беньямина, А. Мальро на страницах своих богато иллюстрированных книг8 исследовал влияние технических возможностей репродуцирования и тиражирования на наше восприятие искусства. Концепция Воображаемого музея выявила качественно новые смыслы в системе культурной коммуникации. Фактически безбрежный мир репродуцированных (добавим сегодня: оцифрованных и помещенных в виртуальную среду) изображений проникает по различным каналам в повседневное существование миллионов людей. С одной стороны, этот процесс выглядит весьма демократичным, разрушающим систему прежнего, элитарного по сути, потребления музейного искусства. Воображаемый музей делает проницаемыми прежние границы, определявшие бытование искусства в культурном пространстве, коренным образом преображая роль и значение визуального фактора в культуре. С другой стороны, технически воспроизведенные шедевры опосредуют непосредственное восприятие самих произведений искусства: мы, скорее, участвуем в коммуникативном акте (как было показано, с элементами ритуала), чем в истинном — в классическом смысле — постижении искусства9. По единодушному признанию современных исследователей, Воображаемый музей оказался всеобъемлющей метафорой, которая характеризует пространство современной культуры и отражает ее специфические характеристики, связанные с ролью современных технологий, с новым типом визуальных коммуникаций, с разрушением традиционных иерархических структур, определявших функционирование культуры10. Рождение «музея без стен» не могло не повлиять и на судьбы музея. зарождении движения за “новую музеологию”. Оно возникло в конце60-х – начале 70-х гг. и проявилось в создании принципиально новогомузея – антропологического музея, или экомузея. Практика и теорети-ческие итоги бытования “новой музеологии” были восприняты и тради-ционными типами музеев и имели глубокий резонанс в методологии,теории и методике музееведения. “Антропологизация” этой областипознания “двигала” музейную науку к новым рубежам междисципли-нарного направления в познании. При этом в обозначении науки всеболее прописывается термин музеология вместо прежнего музееведения.Напомним, что концепция экомузея родилась и была впервые во-площена во Франции Жоржем Анри Ривьером11. Автором впервые былодано общее определение экомузея как учреждения нового типа. Преждевсего, это адресный музей, обращенный к местному населению – общи-не. Он создает полноценный зрелищный образ истории и культуры ре-гиона, давая человеку возможность (через приобщение к своей историии культуре) лучше понять себя и тем самым полнее реализовать своивозможности в современной жизни. Таким образом, культурная само-идентификация человека начинает рассматриваться как важнейшийфактор развития личности, а значит, и общества в целом. Музей как ка-нал культурной коммуникации становится важнейшим институтом вэтом процессе. Давая первые определения экомузея, Ж.А. Ривьер под-черкнул четыре сущностные особенности его как социокультурногоинститута: это зеркало, где человек может увидеть себя и окружающиймир природы и культуры; это лаборатория (исследовательский центр)по изучению прошлого и настоящего данного региона; это заповедник,способствующий сохранению и оценке местного природного и культур-ного наследия; наконец, это школа, вовлекающая местных жителей вдеятельность по изучению и охране наследия, что способствует лучше-му осознанию ими своего будущего.В экомузее значительно изменены представления о музейном пред-мете, музейном пространстве, наконец, наследии как таковом. Преждевсего, это средовый музей, дающий целостный системный (многоас-пектный) образ истории и культуры. В отличие от традиционных (про-фильных) музеев он многопрофилен и потому базируется на междисци-плинарном подходе. Отход от коллекционного представления феноменав пользу построения музейной модели, образа явления привел к коррек-тировке некоторых представлений о музейном предмете. При всем раз-бросе мнений в деталях понимание музейного предмета по отношениюк экомузею едино в одном: им не должен быть уникум. Музейный экс-понат – это символ определенных реалий жизни и культуры, включая итерриторию, коллективную память и умения, в том числе выраженные в13 непредметных формах бытования культуры (фольклор, музыкальное,танцевальное искусство, исторические технологии, ритуал и др.). Этоширокий круг предметов, воссоздающих в своей совокупности много-мерный образ повседневной жизни.Понятно, что при таком подходе подлинность предмета не являетсяобязательным атрибутом музейности. Для воссоздания явления по-вседневности широко задействованы и серийные вещи, в том числебывшие или находящиеся в употреблении. Экомузей рассредоточен наопределенной территории, единой в этническом, природном, а следова-тельно, и социально-экономическом отношении. В нем как бы совме-щены три ипостаси истории и культуры: это музей пространства, вре-мени и деятельности. В создании экомузеев как средовых живых музе-ев стали использоваться методы “мягкой музеефикации”, дающие воз-можность воссоздания целостных культурно-исторических образов раз-ных типов в широких хронологических рамках и многообразии содер-жательных аспектов.Экомузей, адресованный общине (местному населению), широкопривлекает ее ко всем видам своей деятельности. Именно через совме-стную деятельность идет приобщение человека к своему прошлому инастоящему во имя лучшей реализации личности, т.е. экомузей в своемконечном результате нацелен на будущее. Задействованные в экомузеяхактивные формы работы с населением (театрализация, создание школремесел по освоению исторических технологий), использование не-предметных форм бытования культуры и др. стали широко использо-ваться и во многих традиционных (классических) музеях при разработкетематики культурно-образовательных программ, а также их реализации.С 70-х гг. XX столетия экомузеи получили широкое распростране-ние в разных странах и даже на разных континентах: в Европе, Южнойи Северной Америке. В разных странах они имеют и другие названия,например музеи общин, интегрированные музеи, соседские музеи, ан-тропологические музеи. Теоретическое осмысление практики организа-ции и бытования музеев нового типа (экомузеев) постепенно формули-ровало концепцию такого “антропологического” музея. "Новая музеоло-гия, – пишет канадский музеолог Пьер Мейран, − оперирует такимипонятиями, как общинная музеология, междисциплинарность, развитиечеловека… Ее философские принципы – социализация музеологии иизменение подхода”12.
|