КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обычай (mores maiorum). Interpretatio.Юридические нормы происходили не из воли законодателя, но из обычаев предков, mores maiorum. То были правила поведения, передаваемые от отца к сыну в полном убеждении их необходимости и обязательности, поскольку они обосновывались на божественной воле и предки, которые их соблюдали и передали дальше, сами сделались по смерти божествами (manes, маны). Однако mores maiorum надо было истолковывать и применять к единичным реальным случаям вечно изменчивой повседневной жизни, и это предусматривалось interpretatio, которой поначалу занимались понтифики, а в последствии (начиная с III в.до н.э.) – светские юристы. В период юриспруденции понтификов, т.е. патрициата, interpretatio было в ущерб для плебса монополизировано арбитрами из господствующего класса. Вследствие этого возникали беспорядки и уходы из Рима, продолжавшиеся до тех пор, пока правовая определенность не была удовлетворена в виде первого писаного закона XII таблиц и других законов leges. Эти leges всегда рассматривались как подтверждающие, разъясняющие, дополняющие mores, но ни в коем случае не реформирующие их. Сумма норм, происходящих из mores maiorum и законов leges образовала ius civile, т.е. право, прилагаемое к римским гражданам.
2.2 Lex: понятие, процедура принятия. Plebiscitum. Главным источником римского права является закон (lex). Основной вехой становления римского законодательства были Законы VII Таблиц, принятые в V в. до н.э. В республиканском Риме законодательным органом были народные собрания (комиции). Стадии принятия: 1. Компетентный магистрат вырабатывал письменный проект закона и вносил его в народное собрание. 2. Народное собрание могло принять или отвергнуть проект целиком, не имея права его обсуждать. 3. Предложенный магистратом и принятый народом закон одобрялся Сенатом. Закон состоял из трех частей: 1) введение (praescriptio), где указывались наименование закона, дата принятия народным собранием, обстоятельства издания; 2) текст закона (rogatio); 3) последствия его нарушения и ответственность нарушителя (санкция). В зависимости от санкции различали четыре вида законов: 1) совершенные (leges perfectae), в которых в качестве последствий нарушения предписаний закона устанавливалась недействительность запрещенных актов, но никаких других невыгодных последствий не устанавливалось. Например, если завещание было составлено вопреки требованиям закона (скажем, не назначен наследник), оно считалось недействительным, "ненаписанным"; 2) не вполне совершенные (leges minus guam perfectae), в качестве санкции за их нарушение - наказание, штраф. Закон Фурия о завещаниях первой половины II в. до н.э. запрещал принимать отказы (легаты) по завещанию свыше 1000 ассов и наказывал нарушителя штрафом в четырехкратном размере; 3) несовершенные (leges imperfectae), которые вовсе не имели санкции. Например, Закон Цинция, 204 г. до н.э., запрещал дарение стоимостью выше определенной (она неизвестна) суммы; 4) более чем совершенные (leges plus guam perfectae), которые объявляли юридически недействительным деяние, запрещенное правом, и налагали наказание на нарушителя. У Ульпиана, который предложил эту классификацию, четвертый вид не упоминается, его называют средневековые юристы, основываясь на ряде римских законов. Большинство известных римских законов принадлежит к несовершенным либо менее совершенным законам. Со временем сложились два подвида законов: lex в собственном смысле слова как постановления народного собрания, т.е. всего народа, и плебесциты - постановления только плебейских собраний. Постдецемвиральные законы (принятые после XII Таблиц) никогда не были кодифицированы, хотя это собирались сделать Помпей Великий и Юлий Цезарь. Однако Законы XII Таблиц остались единственной официальной кодификацией законодательства республиканского периода. Плебесциты - решения плебейских собраний - изначально были обязательны только для плебса. 2.3 Constitutiones principum: виды. Конституции императоров. Принцепс (лат. princeps - первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа. Виды: эдикты - нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках у резиденции принцепса; декреты - судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низших инстанций; рескрипты - ответы на запросы должностных и частных лиц; мандаты - общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления. С императора Константина ведущую роль начинают играть эдикты, которые рассматриваются как нормы общего действия (leges generales). В этот период именно конституции (leges) становятся основой для принятия судебных решений, а к мнениям юристов (ius) прибегают лишь при отсутствии закона. Edictum magistratuum как источник права. Edictum praetorium (назначение, содержание, структура). Edictum perpetuum. Римляне придавали эдиктам преторов немалое значение, называя их почетным правом (ius honorarium, от слова honores - почетные должности). Обобщая соотношение цивильного права и права преторского, Папиниан определял цивильное право как то, которое происходит из законов, плебесцитов, сенатус-консультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов, а преторское, которое ввели преторы, - для содействия либо дополнения или исправления в целях общественной пользы. Юрист Марциан, имея в виду роль преторского права в отношении цивильного, назвал преторское право "живым голосом цивильного права". Это высказывание следует понимать в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял. Полномочия издавать правообразующие эдикты имели только некоторые магистраты, наделенные высшей властью (imperium): преторы, правители провинций, курульные эдилы в пределах своей компетенции (рыночная торговля). Вступая в должность, магистрат делал программное заявление о своей будущей деятельности, какие правила будут лежать в ее основе, в каких случаях будут даваться иски и т.д. Этот эдикт назывался постоянным в отличие от непредвиденных, издаваемых по конкретным делам. Постоянный эдикт был обязателен для издавшего его магистрата в течение года, на который избирался магистрат. Это позволило Цицерону назвать постоянные эдикты "законом на год" (lex annua). С течением времени магистраты удачные нормы своих предшественников переносили в свои эдикты, в связи с чем различались эдикты новые и перенесенные. Так создавалась система магистратского (преторского, так как наибольшее значение в этой сфере имели преторские эдикты) права. Правотворческая деятельность магистратов развивалась постепенно. Сначала претор лишь содействовал применению цивильного права, помогал его осуществлению, применению, подкрепляя своими исками; затем он стал дополнять цивильное право, заполняя его пробелы; наконец, претор начал изменять и исправлять цивильное право, приспосабливая его к новым отношениям. При этом он не имел формального права отменять цивильное право, но признавал новые отношения, оставляя цивильное право голым (nudum ius), не имеющим исковой защиты. Во II в. н.э. по поручению императора Адриана юрист Юлиан провел кодификацию отдельных постановлений, содержащихся в преторских эдиктах, и создал "постоянный эдикт" (edictum perpetuum). Он был одобрен императором и объявлен Сенатом неизменным. Право делать дополнения к эдикту осталось только за императором. С этого времени правотворческая деятельность преторов прекратилась. Различие цивильного и преторского права как двух систем права, хотя формально сохранилось вплоть до Юстиниана (VI в. н.э.), фактически утратило с этого времени свое значение. Сами римляне (Институции Юстиниана, 2.10.3) считали, что сближение цивильного права и права преторского происходило, с одной стороны, вследствие обычая, с другой - вследствие улучшений, вводимых императорскими конституциями. Сам "постоянный эдикт" не дошел до нас, но был реконструирован по комментариям юристов. 2.5 Senatusconsultum: значение среди источников римского права. В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике). С I до середины III вв. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet). В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил (исключение S. C. Macedonianum - см. п. 466). Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в сенат письменно или устно, так называемая oratio principis in senatu habita - речь императора, произнесенная в сенате. Постепенно постановления Сената исчезают как самостоятельная форма права.
|