Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Контекстное исследование (Contextual Inquiry).




Контекстное исследование — это метод структурированного интервью, которое отличается от обычного, например, журналистского интервью, тем, что оно всегда построено на трех базовых принципах:

1. Учет контекста, в котором используется изучаемый сайт.

2. Совместная оценка сайта пользователем и разработчиком.

3. В фокусе оценки сайта находится именно его удобство для пользователя.

Контекстное исследование является одной из альтернатив метода эталонного тестирования, при котором удобство оценивается в лабораторных условиях, а не в привычной для пользователя рабочей обстановке. При контекстном исследовании работа, время, мотивация и социальные факторы, воздействующие на пользователя, остаются такими же, как в реальном мире, в отличие от лабораторных исследований, где эти факторы контролируются экспериментатором.

Контекстное исследование наиболее применимо для того, чтобы оценить ту обстановку, в которой будет использоваться продукт, поэтому оно проводится на ранних стадиях его разработки.

Наиболее предпочтительно использование контекстного исследования совместно с эталонным тестированием, так как каждый из этих методов по отдельности менее эффективен, чем их совокупность.

Метод карточной сортировки — это классификационный метод, при котором пользователи сортируют различные элементы разрабатываемого веб-сайта по нескольким категориям.

Для проведения карточной сортировки создаётся список параметров, которые предполагается подвергнуть классификации, после чего каждый из указанных параметров выписывается на отдельной карточке. Карточки предъявляются пользователям, которых инструктируют сгруппировать наиболее логичным, по их мнению, образом, и обязательно дать названия этим группам.

Прямая карточная сортировка позволяет выявить то, как пользователь категорирует понятия. Это понятия лягут в основу названий навигации.


 

25. Характеристика методов юзабилити-тестирования: контрольные листы, обзоры. Сферы применения перечисленных методов юзабилити тестирования

Юзабилити-тестирование— исследование, выполняемое с целью определения, удобен ли некоторый искусственный объект (такой как веб-страница, пользовательский интерфейс или устройство) для его предполагаемого применения.

Контрольные листы:

Контрольные листы помогают удостовериться в том, что веб-сайт выполнен с учетом принципов функциональности дизайна. Обычно их используют на заключительной стадии работы в дополнение к экспертным методам для того, чтобы структурировать экспертные оценки по каким-то определенным признакам.

Существует большое количество готовых контрольных листов, однако решение об использовании того или иного списка должно зависеть от задач исследования. Зачастую возникает необходимость в разработке собственных критериев качества в определенной области.

 

Обзоры:

Обзоры — это специальные интервью с пользователями, при котором им задаются специально подготовленные вопросы, а их ответы записываются для дальнейшей обработки. Традиционная методология проведения обзоров может также играть важную роль в исследовании веб-сайтов. Вопросы, входящие в обзор, могут варьироваться в зависимости от целей исследования, но как правило группируются по следующим категориям: демографическая информация о пользователе (место проживания, возраст, род занятий и т.д.); оценка информационного наполнения веб-сайта (какую информацию ожидали найти, соответствует ли наполнение веб-сайта их ожиданиям, что хотели бы добавить и т.д.); оценка дизайна сайта (легкость в использовании, скорость загрузки, оформление и т.д.).

Обзоры используют как на стадиях концептуализации и разработки для проведения маркетинговых исследований, идентификации потенциальных пользователей, установления их информационных нужд и компетентности в использовании компьютеров, так и после реализации веб-сайта для оценки реакций пользователей на информационное наполнение и удобство. Огромное количество образцов и результатов обзоров доступно через любую поисковую систему по ключевым словам “webusability” и “survey”.

 

 


 

26. Характеристика методов юзабилити-тестирования: опросники, протоколы самоотчета, фокусные группы. сферы применения перечисленных методов юзабилити тестирования

Юзабилити-тестирование— исследование, выполняемое с целью определения, удобен ли некоторый искусственный объект (такой как веб-страница, пользовательский интерфейс или устройство) для его предполагаемого применения.

Опросники:

Опросники для оценки веб-сайтов составляются по тем же принципам, что и психодиагностические тесты. Их основное отличие от обзоров состоит в форме представления пользователям. Если обзоры — это структурированные интервью, то опросники предъявляются в виде списка вопросов с вариантами ответа.

Существует достаточно много стандартизированных опросников, большинство из которых распространяется на коммерческой основе, однако западные опросники нуждаются не только в переводе, но и в кросс-культурной адаптации. В зависимости от того, какие вопросы входят в опросник, этот метод может применяться на всех стадиях разработки веб-сайта или в процессе его эксплуатации.

Протоколы самоотчета:

Протоколы самоотчета это бланки типа “карандаш-бумага”, в которых пользователи фиксируют все свои действия и соображения о взаимодействии с веб-сайтом. Этот метод является достаточно экономным, так как специалисты вовлекаются лишь в обработку результатов, не контролируя действия пользователя во время выполнения заданий.

Основными недостатками этого метода, как и других методов, предполагающих самостоятельную работу пользователей, является невозможность контроля и регистрации их эмоциональных реакций на взаимодействие с веб-сайтом и проблема адекватности их отчетов тому, что они реально делают. Поэтому в данном случае отбор пользователей, участвующих в эксперименте, приобретает принципиальный характер.

Для проведения исследования необходимо обеспечить испытуемых доступом к прототипу веб-сайта, описанием задач, которые они должны решать при его использовании, и стандартизированным бланком для регистрации пользователями своих действий.

Обычно эта техника используется на ранних стадиях планирования или разработки или для выявления пользовательских предпочтений.

Фокусные группы:

Метод фокусных групп заключается в опросе специально отобранной группы пользователей. В исследование, которое обычно продолжается около 2 часов, вовлекается от 6 до 9 пользователей. Как правило, участники группы воспринимают происходящее как относительно свободный неструктурированный процесс, но ведущий группы должен иметь предварительный сценарий работы, вытекающий из целей исследования, и следить, чтобы групповая дискуссия не выходила из русла обсуждаемой проблемы. Результаты работы фокусной группы заносятся в специальный протокол для дальнейшей обработки. Сбор детальной информации при этом методе затруднен из-за относительной стихийности группового процесса, поэтому рекомендуется проводить несколько фокусных групп, состоящих из репрезентативных пользователей.

Несмотря на ряд преимуществ фокусных групп, они имеют и свои недостатки. Главным из них является неточность оценки, основанной на утверждениях, мыслях и предпочтениях небольшого количества пользователей.

Фокусные группы могут использоваться как на любой стадии разработки проекта, так и для оценки готового продукта.

Позитивные аспекты использования:

· Несколько голов лучше одной. Фокус-группы способствуют обмену идеями между участниками. В процессе такого обмена могут рождаться новые идеи и мнения, равно как и стратегии дизайна

· Все отзывы от участников фокус-группы собираются в течение нескольких часов. Метод хорош при «поточном» тестировании, вы можете быстро собрать и обработать данные и уже на следующий день, либо через неделю, провести новую фокус-группу для оценки новых концепций или даже новых прототипов.

· Дизайнеры, разработчики и руководители проектов могут непосредственно следить за фокус группой или ознакомится с результатами с помощью видео- и аудиоматериалов.

Сложности, возникающие при использовании:

· Такие исследования должен проводить опытный ведущий. Или хотя бы представитель команды, который умеет слушать (обычно руководители проектов в этом сильны). Но, в таком случае, им нужно быть предельно осторожными, чтобы не подталкивать ход дискуссии к ответам и выводам, которые предпочитают услышать разработчики, иначе фокус-группа становится бесполезной. Задавая вопросы особым образом, ведущий может подталкивать участников дискуссии к желаемым мнениям, что гарантированно уменьшает пользу от исследования.

· Лидер может навязать остальным свое мнение. Если один из участников обладает собственным мнением и выражает его ясно и четко, другие могут соглашаться с ним под психологическим давлением. Когда это происходит, существенно снижается ценность группы. Запомните, что самый громкий и разговорчивый член фокус-группы не всегда придумывает лучшие идеи.

· Важно, чтобы все участники чувствовали, что их мнения равноценны.

 


 

27. Эвристическая оценка юзабилити информационной системы: определение, назначение, техническая суть, классификация, характеристики, примеры и перспективы развития

Эвристическая оценка - это один из методов исследования юзабилити, в котором специалисты (эксперты) по юзабилити оценивают каждый элемент интерфейса опираясь на список общепринятых принципов юзабилити ("эвристик"). Применяется для обнаружения проблем юзабилити информационной системы (интерфейсе).

Эвристическая оценка была разработана с целью сократить продолжительность проведения проверки по контрольному списку требований (checklist) и удешевить процесс оценки, предложив несколько основных эвристик (список нежесткий). Тем не менее, эвристики мало помогают в оценке и более полезны для классификации проблем.

В оценке системы должно принимать участие три-пять аналитиков. Экспертам предоставляют всю необходимую информацию, связанную с предполагаемыми группами пользователей, задачами, которые они должны выполнять и проч. Провести инструктаж, чтобы согласовать общий набор критериев.

Затем эксперты работают с системой, выполняя оговоренные задачи, и записывают свои наблюдения. При этом они не должны переговариваться до тех пор, пока эксперимент не будет закончен. Затем они сортируют свои наблюдения в порядке серьезности обнаруженных проблем.

Сам создатель этой оценки предложил следующий набор принципов:

· В любой момент времени система показывает, что с ней происходит.

· Система использует термины, понятия и метафоры, присутствующие в реальном мире, а не обусловленные компьютером.

· В любой момент пользователь контролирует систему, а не наоборот. любую команду можно повторить или отменить.

· В любой момент времени система выглядит и функционирует единообразным и стандартным способом.

· Интерфейс системы препятствует появлению человеческих ошибок.

· В любой момент времени интерфейс показывает объекты и команды сам, не требуя от пользователя вспоминать их.

· В интерфейсе есть методы ускорения работы, предназначенные для опытных пользователей и не мешающие пользователям неопытным; благодаря таким ускорителям опытные пользователи получают резерв для повышения собственной производительности.

· Интерфейс эстетичен и в любой момент времени не содержит ненужной сейчас информации.

· Интерфейс помогает пользователям обнаруживать и исправлять проблемы, включая человеческие ошибки.

· Справка доступна в любой момент времени. Она достаточна, но не избыточна; к ней легко обращаться; она не абстрактна, а нацелена на решение конкретных задач пользователя; в ней описываются конкретные шаги по решению проблем.

Однако данный метод имеет ряд проблем и недостатков. Например, связи с тем, что метод полагается на мнение экспертов, в качестве результата в большей степени получается абстрактная оценка функциональности системы и ее дизайна, а не оценка того, насколько с ней удобно работать реальному пользователю. Из-за кажущейся простоты организации процедуры оценки уже на стадии планирования её допускаются серьезные ошибки. Например, создается необъективный список эвристик, упускаться аспекты поведения в системе специфической аудитории или неверно устанавливается основная аудитория системы.

К тому же, ошибочно принято считать, что мнение эксперта (т.е. мнимого пользователя) всегда верно. Но не следует забывать, что эксперт не является постоянным пользователем системы и оценивает её предвзято. Таким образом, зачастую получается, что игнорируются пожелания пользователей с целью удовлетворить требования эксперта.

Эвристическая оценка утратила свою актуальность в последнее время, т.к. сильно подешевело юзабилити-тестирование и были разработаны более совершенные методы оценки.


 

28. Базовые принципы экранной типографики. Особенности восприятия человеком экранного текста. Специфика отображения шрифтов на экране

Типографика – это графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка. Другими словами, типографика – это и искусство, и ремесло, и набор правил, которые используют шрифты и оформительские средства для достижения одной-единственной цели – сделать текст наиболее оптимальным в восприятии читателя. Экранная типографика - оформление текста для его прочтения с монитора компьютера.

В то же время есть вещи, которые пользователя ни в коем случае нельзя заставлять делать, так как есть высокая вероятность того, что он текст просто не дочитает:

1. Не заставляйте пользователя менять размер шрифта. Читателю совершенно не хочется постоянно менять настройки размера шрифта в браузере при каждом посещении нового сайта.

2. Не нужно пытаться убедить пользователя в том, что прокрутка страниц — это плохо. В таком случае девяносто процентов всех страниц в Интернете – плохие. В прокрутке нет абсолютно ничего отрицательного, как нет негативных сторон и в перелистывании страниц книги.

3. Не пытайтесь сказать пользователю, что текст на сайте не важен. Девяносто пять процентов того, чем занимается веб-дизайнер, – это типографика.

Следуя этим, несомненно, простым ограничениям, мы получаем несколько правил, достаточно простых для того, чтобы им было легко следовать.

1. Размер шрифта.Пользователь хочет читать, поэтому текст должен подстраиваться под желания пользователя, но никак не наоборот.

2. Свободное пространство. Текст должен дышать – это не вопрос вкуса. Больше свободного пространства – больше возможности глазу отдохнуть от необходимости искать нужный текст.

3. Удобное межстрочное расстояние. «Плотно стиснутые по вертикали строки уменьшают скорость чтения, поскольку верхняя и нижняя строки охватываются глазом одновременно. Глазу не удается сфокусироваться на отдельной строке, и читатель тратит энергию там, где этого делать не должен. По этой причине он быстрее устает. Это относится и к тем случаям, когда интерлиньяж (расстояние между строками) слишком велик». Стандартная рекомендация – это межстрочное расстояние в 140 процентов от стандартного.

4. Контрастность текста. Не стоит употреблять следующие цветовые комбинации: серый текст на светло-сером фоне, текст серебряного цвета на белом фоне, серый текст на желтом фоне и так далее. Шрифт близкого к фону оттенка плохо виден, излишняя контрастность раздражает.

5. Никаких слов картинками.Т.к. буквы на мониторе являются совокупностью пикселей, то на экранах с крупными пикселями нельзя будет четко воспринимать мелкие буквы – пиксели сольются или буквы размажутся.

Т.к. в мониторах используется принцип «излучения света», в отличии от бумаги, то при большой яркости, например, светлых букв на черном фоне, символы будут размазываться для человека. На экране текст можно заставить менять цвет, моргать, увеличиваться. Человеку тяжело видеть подобные «эффекты» – это утомляет. Минус и тире – совершенно разные символы! Нельзя ставить минус вместо тире. Тире в полтора раза длиннее его и тоньше.

29. Информационно-поисковые системы: определение, назначение, техническая суть, классификация, характеристики, архитектура, примеры и перспективы развития. Основные принципы оптимизации текста для поисковых систем

Информационно-поисковая система –это прикладная компьютерная среда для обработки, хранения, сортировки, фильтрации и поиска больших массивов структурированной информации.

По характеру предоставления логической организации хранимой информации ИПС разделяются на:

· Фактографические накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов. Каждый из таких экземпляров структурных элементов или некоторая их совокупность отражают сведения, по какому либо факту, событию. Структура каждого типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характеристики сведений для объектов данной предметной области.

· В документальных единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ и информация при вводе, как правило, не структурируются, или структурируются в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некоторые формализованные позиции дата изготовления, исполнитель, тематика. Некоторые виды документальных информационных систем обеспечивают установление логической взаимосвязи вводимых документов соподчиненность по смысловому содержанию.

· В геоинформационных данные организованы в виде отдельных информационных объектов привязанных к общей электронной топографической основе. Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеется географический компонент.

Рисунок-архитектура информационно-поисковой системы на примере ИПС Google

1. URLServer — список всех адресов.

2. Crawler — робот, который загружает страницы из списка адресов и передает в StoreServer.

3. StoreServer сохраняет страницы в Repository, чаще всего в виде HTML документа. При этом вся дополнительная информация, такая как картинки, flash-анимация и прочее, не сохраняется.

4. Indexer разбирает сохраненные в RepositoryHTML-документы в последовательности слов и сохраняет их в Barrles (база данных).

5. Lexicon — список всех слов. Чаще всего слова храняться в таблице с двумя полями “номер” и “слово”. Таким образом достигается экономия места в базе данных, так как длинные слова заменяются достаточно коротким номером.

6. Anchors — выделенные компонентом Indexer ссылки (URL).

7. URLResolver — обработчик URL. Если находятся новые ссылки, то они передаются в URLServer.

8. Links определяет какие сайт на какие ссылаются и передает это в PageRank.

9. PageRank — определяет рейтинг сайта, основным критерием является количество ссылок на этот сайт (подробнее смотрите раздел про PageRank).

10. Searcher — клиент. Чаще всего клиент пользуется статической базой данных, которая обновляется примерно раз в сутки.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты