КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Северная Европа и Англия в раннее средневековьеIX — середина XI в. вошли в историю Северной Европы под названием «эпохи викингов». Это был период их широкой экспансии. В самой Скандинавии этот период ознаменовался усилением распада родоплеменных отношений и зарождением предпосылок для возникновения первых государственных образований. В «эпоху викингов» произошли глубокие сдвиги в материальной и духовной культуре скандинавских народов. Развертывается внутренняя колонизация. Возникают новые типы быстроходных кораблей. На основе развернувшейся международной торговли поднялись важные ее центры В Дании, Швеции и Норвегии, развивавшихся вне сферы античного мира и сравнительно поздно испытавших влияние развитых феодальных обществ, долго сохранялись пережитки родовых отношений и патриархального рабства. Слово происходит от «вик» — бухта, порт, где базировались участники морских походов. Раннефеодальный период длился в Скандинавии до XII—XIII вв. Сложившийся в этих условиях феодализм отличался значительным своеобразием: не получили большого распространения личная зависимость крестьян и барщина, права феодалов на лены были более ограничены, а вассальные отношения (феодальная иерархия) менее развиты, чем в странах Западной Европы. Своеобразие развития Скандинавских стран в немалой степени объясняется естественно-географическими условиями: суровым климатом, преобладанием горного ландшафта с малым количеством удобных для хлебопашества земель. Примерно к 930 г. норвежцами была заселена вся береговая кромка Исландии (внутренняя часть острова остается пустынной и до настоящего времемени). В 930 г. было учреждено общее для всех жителей Исландии вече — альтинг — и были приняты по норвежскому образцу первые законы. Альтинг был как судебным и законодательным собранием исландцев, так и центром культурной жизни, местом регулярного общения рассеявшихся по обособленным хуторам бондов — местных жителей, крестьян. Разумеется, альтинг не был «древнейшим парламентом Европы» (как его иногда именуют), ибо в общественном устройстве Исландии ясно видны существенные элементы «военной демократии». Признаки государства здесь еще отсутствовали. В 80-е годы X в. исландцами и норвежцами была открыта Гренландия, которую они начали заселять, а вскоре ими были открыты острова у побережья Северной Америки. Крупнейшее достижение скандинавских захватчиков в конце X и начале XI в. – подчинение ими Англии. В 1016 г. датский вождь Кнут занял английский престол, а после смерти брата сделался королем Дании. В 1028 г. он добился власти и над Норвегией. В походах викингов можно видеть последнюю волну Великого переселения народов. Подобно тому как германские и другие племена и союзы племен в V—VI вв. не ограничивались нападениями на богатую Римскую империю, но переселялись в отвоеванные у нее области, создав там новые государства, так и скандинавы в IX—XI вв., переживавшие распад родоплеменного строя и испытывавшие потребность в землях и добыче, вторгались в страны Европы и во многом изменили ее социальную, политическую и демографическую структуру. Однако эта вторая и заключительная волна Великого переселения отличалась от первой. В V и VI вв. варвары способствовали разрушению уже изжившей себя рабовладельческой системы, тогда как северные варвары (а также нападавшие на Западную Европу венгры и арабы) в IX—XI вв. пришли в столкновение с новым, еще только формировавшимся и укреплявшимся социальным строем, разрушить который они были не в состоянии, и в конечном итоге включились в процесс феодализации. В одних частях Европы, например в Англии, скандинавские вторжения несколько замедлили эти процессы, создав новые слои свободного крестьянства, противившегося феодальному подчинению; в других регионах (в Северной Франции и Южной Италии), наоборот, они придали этим процессам большую законченность. В обоих случаях викинги и их потомки, феодализировавшиеся вожди и рыцари, а вслед за ними и военно-крестьянские колонисты восприняли ту социальную структуру, которая уже складывалась в захваченных ими областях, видоизменяя ее. Этот новый социальный опыт они переносили и к себе на родину. Процессы феодализации в Скандинавских странах начались под воздействием импульсов, шедших из более «продвинутых» к феодализму стран Запада, но привели к ощутимым результатам уже после завершения «эпохи викингов».
23. Становление христианской церкви К IV в. культура Римской империи была преимущественно языческой, Несмотря на то что христиане еще подвергались гонениям за веру, новая религия широко распространилась на территории Римской империи. Возникновение крупных христианских центров в Риме, Иерусалиме, V столетие христианство как единственная официально признанная религией Римской империи (император Константин I (274—337)). С издания Миланского эдикта (313) христиане становятся под защиту государства. Христианская церковь уже не подвергается гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником, — не за нетерпимость к христианству, но за ограничение прав церкви и объявление веротерпимости к христианским неканоническим учениям (ересям) и язычеству. Христианство становится единственной официальной государственной религией при императоре Феодосии I. Вселенские соборы были призваны дать точное общецерковное определение по основным вопросам христианского вероучения, истинам веры (догматике) и правилам церковной организации и дисциплины (канонам). Христианской догматике посвятили свои труды выдающиеся богословы— Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный и др. несколько следующих веков становления христианского вероучения связаны с полемикой по вопросу о (сущности) Иисуса Христа. В центре внимания Первого и Второго Вселенских соборов была выработка единого взгляда на догмат о Св. Троице (тринитарное учение). Собравшиеся в 325 г. в Никее иерархи обсуждали учение александрийского священника Ария (ум.в 336 г.). Он и его последователи (ариане) признавали Бога-Отца как совершенное замкнутое единство, что исключало возможность передачи этой сущности кому-либо другому. Поэтому Бог-Сын, по представлениям ариан, был лишь высшим творением Бога, чужеродным и неподобным Богу-Отцу. Второй Вселенский собор, собравшийся в 381 г. в Константинополе, продемонстрировал торжество никейского символа не только над ересью Ария, но и над учением епископа Македония, выступавшего против божественной природы Святого Духа, принимая его за сотворенную Богом силу. Три следующих столетия истории становления христианского вероучения связаны с напряженной христологической полемикой — по вопросу о природе (сущности) Иисуса Христа. На Третьем Эфесском соборе 481г. речь шла об учении константинопольского патриарха Нестория, отвергавшего божественную и признававшего за Иисусом Христом только человеческую природу.Несторий полагал, что рожденный как простой человек от Девы Марии (Христородицы) Иисус Христос стал некоей обителью Бога, действуя как орудие человеческого спасения (Богоносец). Собор осудил учение Нестория. Пятый и Шестой Вселенские соборы проходили в Константинополе в 553 и 680 гг. На них христологическое учение получило дальнейшее развитие в ходе полемики с монофелитами (по греч. - одна воля), которые хотя и признавали во Христе две сущности, но лишь одну действующую в нем божественную волю. Седьмой Вселенский собор состоялся в Никее в 787 г. Он решительно осудил ересь иконоборцев, завершив первый период иконоборческого движения (см. гл. 5). Главным определением собора было провозглашение догмата иконопочитания. Параллельно с институтом Вселенских соборов складывается другое представление об общецерковном авторитете: в случае сомнений или разногласий следует обращаться к апостольским епископским кафедрам. Главной из кафедр считалась римская, основанная «князем апостолов» Петром. Наиболее полно доктрину папства выразил папа Лев I Великий (440—461). Он рассматривал римского епископа как полноправного наследника Петра, как его викария (наместника) на Земле, принявшего от Петра высшую власть над церковью всего христианского мира и ключи от царства небесного. Папа Геласий I в конце V в. сформулировал так называемую теорию двух властей. Он строго разграничил компетенцию светской и духовной власти. Правда, полностью реализовать эту теорию папство смогло лишь в XI в.
|