Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Эпоха просвещения.




Возрастает деятельность переводчиков и международная переписка. Идеи рационализма.

1689 - англ Билль о правах — свобода мысли и слова

1650- 1 ежедн. газета

журналы - обменники мнений. «Журнал ученых» Голландия либеральна в плане цензуры - многие там. Английская просветительская журналистка:

- сатирическая (Свифт, Дефо, их памфлеты)

- морально-дидактическая (Аддисон, Стил, их издания)

эпоха персонального журнализма (Дефо «Ревю»)

к сер 18 века 2 типа журналистов: светит отраженным светом, готовы служить прогрессу появляется карикатура, оформление (дата и издатель), текст разбивается на колонки

«Приходящая газета» -1 ежедн по всей Европе

«Немецкая хроника» - критические замечания в адрес известных деятелей

журналистика приобретает массовый характер (относительно массовый!!!)

2. Разработка теории свободы слова в «Ареопагитике» Джона Мильтона, «Дебатах о свободе печати» Карла Маркса и других трудах зарубежных мыслителей.

Разработка теории свободы слова особенно ярко проявилась в работах ученых и мыслителей ХVII века Джона Мильтона, Карла Марскса, Джона Лильберна и других.
Идея свободы пронизывает публицистические произведения Джона Мильтона (1608–1674). Поэт, прозаик, ученый, политический деятель, он был блестящим полемистом и публицистом. В своих работах Мильтон выступал в поддержку свободы мысли, свободы совести, равенства людей перед законом. Требование свободы печати, характерное для многих буржуазных революций, было выдвинуто и обосновано Мильтоном в «Ареопагитике» («Речи о свободе печати парламенту Англии»). Памфлет был написан в 1644 г. – через год после введения предварительной цензуры, но его замысел возник еще в конце 30-х годов XVII в. – незадолго до начала революции в Англии. Толчком, побудившим Мильтона к написанию «Аргеопагики» стал факт привлечения его к суду компанией книгопродавцов по обвинению в нарушении закона о цензуре. Используя приемы античной риторики, Мильтон выступает против предварительной цензуры, сдерживающую развитие мысли и нарушающую духовно-интеллектуальную преемственность поколений. По мнению Мильтона, «Убить хорошую книгу – то же, что убить хорошего человека...». Правда, нельзя отрицать и тот факт, что, ратуя за свободу печати, Мильтон признает и определенные ограничения, касающиеся в первую очередь его идеологических оппонентов. Мильтон считает, что невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, имеет ли право произведение на жизнь.

Чтобы исполнять как следует свое назначение, цензоры должны быть людьми выше среднего уровня. Что за люди займут места цензоров? «То будут люди невежественные, властные и нерадивые или явно корыстолюбивые», – писал Мильтон.

К вопросам свободы слова обращался и Карл Маркс в своей статье «Дебаты о свободе печати и об опубликовании, протоколов сословного собрания», вошедшей в серию работ «Дебаты шестого рейнского ландтага». Шестой рейнский ландтаг заседал в 1841 г. в Дюссельдорфе. Дебаты о свободе печати развернулись при обсуждении вопроса о публикации протоколов ландтага (это право впервые было предоставлено ландтагу королевским указом от 30 апреля 1841 г.), а также в связи с петициями ряда городов о свободе печати.

В этой статье Маркс продолжает свою критику прусской реакционной цензуры, начатую в ещё неопубликованных к тому времени «Заметках о новейшей прусской цензурной инструкции». В острой форме он разоблачает убожество прусской реакционной печати и противопоставляет ей образ смелой прессы, выражающей нужды и стремления народа.

Опубликованная статья, посвященная дебатам свободе печати, положило начало сотрудничеству Маркса в «Rheinische Zeitung». «Rheinische Zeitung fur Politik, Handel und Gewerbe» («Рейнская газета по вопросам политики, торговли и промышленности») — ежедневная газета, выходила в Кёльне с 1 января 1842 по 31 марта 1843 года. Газета была основана представителями рейнской буржуазии, оппозиционно настроенной по отношению к прусскому абсолютизму. С апреля 1842 г. К. Маркс стал сотрудником «Rheinische Zeitung», а с октября тоге же года — одним из её редакторов. При редакторствеМаркса газета стала принимать всё более определённый революционно-демократический характер. Это вызвало тревогу и недовольство в правительственных кругах и травлю газеты со стороны реакционной прессы. 19 января 1843 г. прусское правительство приняло постановление закрыть «Rheinische Zeitung» с 1 апреля 1843 г., а на оставшееся время ввести для неё особенно строгую, двойную цензуру. Маркс 17 марта 1843 г. заявил освоём выходе из редакции «Rheinische Zeitung».

О свободе слова говорил и выдающийся деятель английской буржуазной революции, представитель ее демократического крыла Джон Лильберн (ок. 1614–1657). Лильберн занимал пост руководителя радикальной политической партии левеллеров. В 1643 году он обрушил резкую критику на новый акт о печати. Он считал недопустимым наличие государственной монополии.

Робеспьер о свободе слова…

Кант оставил нам в наследство ряд философских произведений, имеющих прямое отношение к журналистскому творчеству.

Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Он был профессором университета в Кенигсберге. Публицистику не считал своей сферой деятельности. Но относился к ней в высшей степени заинтересованно. Это доказывает статья "Просвещение", которую Кант подготовил и опубликовал в 1784г. Поводом для ее написания стало высказывание Фридриха 11: "Рассуждайте сколько вам угодно и как вам угодно, но слушайтесь!" Кант иронизирует: такое изречение мог себе позволить "только тот, кто, будучи сам просвещен, не боится призраков и всегда имеет под рукой многочисленную дисциплинированную армию для восстановления общественного порядка". А далее излагает свой взгляд на суть вопроса. Надо пользоваться хотя бы свободой перьев. Она, эта свобода способна обеспечить "общественное применение разума" через выступления в печати, которые дают возможность обращения ко всему обществу или, по крайней мере, к образованной его части. Кант сознает, что лица, состоящие на службе у государства или церкви, принуждены при выполнении доверенных им обя­занностей ограничиваться не расходящимся с видами начальства "частным применением разума". Вместе с тем он полагает, что это не должно препятствовать пользоваться "свободой перьев", когда эти лица, будь то офицер или даже лицо духовное, могут обращаться во всеоружии соб­ственного опыта не к своим солдатам или пастве, а к широкому кругу читателей. Там-де и они вправе критиковать несправедливые законы и несостоятельные церковные догматы.

"Свобода перьев", предоставленная Фридрихом II гражданам Германии, была относительна и условна. После Великой французской революции (1789-1794гг.) в стране был усилен институт цензуры. В королевском указе на этот счет говорилось, что у всех на глазах печальный пример державы, где чрезмерное свободомыслие привело к крушению государственных устоев. Усилившиеся строгости Кант почувствовал на себе. В 1792 году он опубликовал в "Берлинском ежемесячнике" первую часть трактата "Об изначально злом в человеческой природе". Вторую же часть, которую философ назвал "О борьбе доброго принципа со злом за господство над человеком", напечатать не удалось. Цензор был против. Пришлось обращаться с апелляцией к королю. Но это ничего не дало. Кант, правда, смог напечатать свой трактат отдельной книгой. Разрешение на публикацию дал университет, ибо университетам предоставлялось право оценивать с точки зрения цензорских требований научную литературу. В "Берлинский еженедельник" Кант послал статью "О поговорке "Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики". Речь в ней шла о соотношении морали и права. Автор делает вывод: "Нельзя принудить меня быть счастливым так, как того хочет другой".

Далее Кант пишет статью для "Берлинского еженедельника", которая названа "Нечто о влиянии луны на погоду". Он пишет: с наукой дело обстоит как с катехизисом. Чем старше мы становимся, тем меньше в нем понимаем, нас следовало бы снова посылать в школу, если бы только нашелся человек, о котором мы могли бы подумать, что он понимает что-то лучше нас самих. Здесь крылась шпилька в адрес властей. Их политика часто приносила непредсказуемые результаты. Такой же подтекст был скрыт в статье "Конец всего сущего", которую Кант напечатал все в том же "Берлинском еженедельнике". Автор пишет о Библии, об идее Страшного суда, о других догматах веры. Теологические соображения он не считает нужным разделять. Имеет свои. А они таковы. Конец всего сущего может быть троякого рода: во-первых естественный, соответствующий моральным целям божественной мудрости, во-вторых сверхъестественный - под воздействием причин, нашему пониманию недоступных, в-третьих противоестественный, который "мы вызываем сами вследствие неправильного понимания конечной цели". Третий вариант касался королевской власти, которая прилагала значительные усилия для укрепления положения религии. А этого делать бы, считал Кант, не надо. В естественное течение дел лучше не вмешиваться.

3. История печати в Германии. Условия становления журналистики Германии как профессиональной деятельности.

Исторические особенности развития журналистики в Германии:
До 1870 года Германия была раздроблена на множество государств и княжеств, это обусловило специфику развития германской печати, в частности ее местный характер (который сохраняется до сих пор), отсутствие общенациональных изданий до ХХ века, цензурные ограничения и их особенности в каждом немецком государстве и т.д.
Периодизация:

Всю историю развития немецкой печати можно условно разделить на следующие периоды:
1) 15 век – изобретение типографского станка И.Гуттенбергом
2) 16 век – эпоха Возрождения, появление первых рукописных изданий.
3) 17 век – появление первых периодических печатных изданий
4) 18 век – эпоха Просвещения, появление морально-нравственных журналов, по английскому образцу.
5) 19 век – период воссоединения Германии в единое государство.
6) 1 половина ХХ века - рост националистических и шовинистических настроений в журналистике, появление нацистов и нацисткой прессы
7) 2 половина ХХ века –период разделения Германии на 2 независимых государства ФРГ и ГДР и соответственно двух моделей функционирования СМИ: социалистической и капиталистической
8) 1990е – современность – период функционирования СМИ в единой Германии в условиях рынка.

А теперь мы охарактеризуем каждый из периодов.

Первый период:
В сер. 15 в. официально действует первая типография и распространяется печатный станок по всему миру. О Гуттенберге рассказ: Иоганн Гутенберг, предприниматель из Германии, говорит, что изобрел печатный станок именно он, в начале 1447 года. На протяжении многих веков, католическая церковь производила большую часть книг, которые были доступны в то время, путем ручного копирования каждой из них. Но потом дела стали меняться. Машина Гутенберга использовала отдельные буквы, ручной резьбы из металла, которые могли быть удалены и повторно вставленны для каждой страницы в книге. Где-то около 1450года, Гутенберг добился успеха в строительстве своего первого типографического предприятия и начал печать Библейские книги на латинском языке. К сожалению, они были очень дорогими: первая Библия Гутенберга была продана за 30 флоринов, что сравнимо с зарплатой за 3 года. Но изобретение мгновенно стало хитом, и вскоре многие люди начали печатать книги, а стоимость книг постепенно уменьшалась. Многие люди смогли позволить себе купить их, и это навсегда изменило то, как люди могли учиться.

Второй период:
1п.16 век.— закон о предварительной цензуре в Германии. газеты были главным образом рукописными. Распространение информации в 15 — 16 веках становится выгодным делом и превращается из любительского занятия в профессию. Большой известностью пользовалось бюро Фуггеров, распространявшее рукописные ведомости новостей. Особый штат писцов переписывал все новости, прибывшие в Лейпциг, и рассылал свою продукцию подписчикам, вносившим ежегодно плату за этот товар. Бюро Фугеров является прообразом ИА.
В Германии эпохи Возрождения большое распространение имели рукописные информационные листки - «летучие листки». Наиболее интересные из них владельцы типографий перепечатывали на станках и распродавали на ярмарках. Элемент сенсационности уже на той стадии развития журналистики был важнейшим условием коммерческого успеха. Первые проявления политической журналистики - образец публицистического мастерства. Но основная масса рукописной индустрии в Германии была несовершенной в плане языка и стиля творения, доверять объективности и правдивости авторов было опасно. Рукописные ведомости распространялись ординарцами, также как и специальные письма, которые составляли для богатых купцов, вельмож, университетов и монастырей - осведомители - нынешние собственные корреспонденты.

Третий период:
1609 год – вых. Первые периодические (еженедельные) печатные газеты в Германии в Аугсбурге и Стасбурге. НАЗВАНИЯ: «Релацион» и «Авиза Релацион одер Цайтунг». Рассказ, что они из себя представляли: 8 страниц, заголовков не было, дата и город, где происходило событие – были своеобразными заголовками, верстка в одну колонку (как книга), события располагались не по значимости, а по дате поступления.
В середине 17 века появляются уже первые ежедневные газеты в Лейпциге.

Четвертый период:
18в. – «Обычная берлинская газета», «Курьер нижнего Рейна», журнал «Месячный десерт», моральные еженедельники Патриот, Разумник, развитие полемических журналов.

Пятый период:
Рассказ про журналистскую деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. К. Маркс, Ф. Энгельс, страстно обличали нравы буржуазной печати. Но в то же время они высоко ценили истинно прогрессивную журналистику.Мало сказать ценили. Эти мыслители сами создали образцы журналистики нового тина - подлинно народной, пролетарской, коммунистической.
Заря революционной пролетарской журналистики занялась на Рейне. 15 октября 1842 года обер-президент Рейнской провинции фон Шапер докладывал правительству о делах оппозиционной "Рейнской газеты". Ежедневное издание впервые вышло в свет 1 января 1842 года и тотчас стало доставлять бездну хлопот блюстителям порядка в Прусском королевстве. Газета подняла вопросы, о которых власть имущие предпочитали молчать: демократическое объединение Германии, республиканская система правления, право печати. К. Маркс проявил себя здесь не только ярким революционным публицистом, но и талантливым организатором редакционного коллектива. Он разработал теоретические положения о месте журналистики в обществе, о роли прессы в революционной борьбе. Вскоре с редакцией начал сотрудничать Ф. Энгельс. Он стал корреспондентом "Рейнской газеты" в Англии и перед отъездом лично познакомился с ее главным редактором. Содружество в журналистике переросло в великую дружбу двух гениальных мыслителей. 31 марта 1843 года заседание совета министров под председательством короля постановило закрыть "Рейнскую газету". К тому времени тираж издания достиг трех с половиной тысяч. Более двух тысяч подписчиков заявили в петициях королю протест против лишения их газеты. Но монарх и не подумал внять просьбам подданных. Так и оказалось. С первыми революционными раскатами 1848 года в охваченной волнениями Рейнской провинции под руководством К. Маркса начинает выходить "Новая Рейнская газета". 1 июня 1848 года первый номер увидел свет. Через полстолетия В. Ленин назвал эту газету "лучшим, непревзойденным органом революционного пролетариата". С выхода "Новой Рейнской газеты" до ее запрещения в мае 1849 года К. Маркс и Ф. Энгельс с головой уходят в профессиональную журналистику. 301 номер получили подписчики революционного издания, и в каждом были публикации, написанные, отредактированные К. Марксом и Ф. Энгельсом. В наши дни эти материалы составляют содержание V и VI томов Собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса.
Отто Бисмарк (возглавлял правительство Пруссии), рассматривал газ, как ср-во достижения определенных политических задач, уделял внимание провинциальной прессе, которая должна была способствовать развитию каких ему надо интересов.

Шестой период:
Начать с проигрыша Германии в Первой Мировой, рост реваншистских настроений.
В1933 г. немецкая журналистика стала частью тоталитарной системы и служила пропагандистским целям. Адольф Гитлер сформулировал три требования к пропаганде как управлению народом и массой: она должна использовать простые и самые убедительные формы воздействия; настойчиво, неутомимо повторять; быть направленной больше на чувства, чем на интеллект.Самыми востребованными пропагандистскими жанрами стали речи руководителей государства и политический комментарий. Национал-социалисты считали, что новость – это “управляемое и организующее сообщение”, а общая задача всех газетных текстов - “формировать волю”. Эти установки с успехом применялись в еженедельной газете “Das Reich”. Определяющей особенностью нацистской политики в области прессы стала предварительная цензура. Из показаний Ханса Фрицше, главы Беспроводной службы новостей (Drahtloser Dienst), поставлявшей на радио все новости, на Нюрнбергском процессе: “Под контролем Немецкого отдела прессы находились более 2 300 ежедневных газет Германии ”.
Вступая в войну против СССР, Гитлер заявлял, что это будет беспощадная борьба, идеологий и расовых различий, что она будет вестись с беспрецедентной жестокостью. Следуя этой установке, борьбу за порабощение советского народа гитлеровцы вели не только силой военного оружия, но и оружием слова. На временно оккупированной территории фашисты издавали десятки газет, со страниц которых утверждалось, что в развязывании небывалой в истории человечества войны повинна не гитлеровская Германия , а Советское государство. Эта ложь распространялась и в газетах, и в радиопередачах гитлеровцев.

Седьмой период:
Отдельно про ФРГ и ГДР
После ВОВ: Пресса ФРГ(федеративная республика Германия) развивалась в рыночных условиях. (49-90). почти все газеты в 50х г.ежедневные. Сформировалась четкая структура прессы, признакам к-рой были: 1. большое кол-во независимых газет 2. много региональных газет с местными выпусками. 3. отсутствие столичной прессы, которая бы распр-сь по всей стране. 4. Развитая партийная печать. 5. разв. рекламных изданий 6. процесс концентрации в области ежедневных и еженед-х газет.
В 70 г нач. газетный бум. Во главе трети всех газет находится холдинг Шпрингера. Газета «Билль-цайтунг» - крупная в этот период газета. Много журналов: публичные, специализированные. Бауэр, Бертельсман, Бурда – крупные издатели.
1973 году появл. кодекс прессы (проф-ой этики) К сер. 80х появл частное ТВ.
Пресса ГДР(49-90) по социалистической модели: газ. СЕПГ «Новая Германия». Еще газеты: «Ежедневное обозрение». Общ-ые издания: газ «Новая жизнь», «Женщины сегодня».

Восьмой период: современный этап
После разрушения берлинской стены и воссоединения Германии – утвердилась капиталистическая модель

Телевидение Германии: Крупнейшей общественно-правовой компанией ФРГ и самой крупной телерадиокомпанией Европы является общественно-правовая телерадиокомпания ARD (Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland — Рабочее Содружество общественно-правовых телерадиокомпаний Федеративной Республики Германия).Также в рамках ARD осуществляется вещание радио и телевидения Deutsche Welle(дойче вэль) — «Немецкая волна». Deutsche Welle выполняет функции иновещания, поэтому на её создание ARD получает отдельный бюджет, субсидируемый федеральным правительством. «Немецкая волна» представлена в телевизионном (DW-TV) и радио (DW-Radio) эфире, а также в Интернете DW-WORLD. Вещание ведется на 30 языках. На русском языке выходят радиопрограммы и сайт. Вторым общественно-правовым телеканалом ФРГ является ZDF — Zweites Deutsches Fernsehen (Второе Немецкое Телевидение), со штаб-квартирой в Майнце.
Информагентства Германии: В Германии пять информационных агентств предлагают универсальный набор информации о событиях в стране на немецком языке: «Дойче прессе-агентур» (ДПА), «Альгемайнер дойчер нахрихтендинст» (АДН), «Ассошиэйтед пресс» (АП), агентство «Франс пресс» (АФП) и «Рейтер». Информацию на немецком языке распространяет и агентство для развивающихся стран «Интерпресс сервис» (ИПС). Ведущие позиции в условиях жесткой конкуренции занимает агентство ДПА, имеющее правовую форму общества с ограниченной ответственностью. Его совладельцами являются различные германские газетно-журнальные издательства, радио- и телекомпании.
ДПА - Немецкое информационное агентство (нем. Deutsche Presse-Agentur) (DPA, в современной немецкой прессе в сносках — dpa) — агентство, основанное в Германии в 1949 году. Расположено в Гамбурге. Новости доступны на немецком, английском, испанском и арабском языках. В августе 1949 г. три информационных агентства Германии объединились в одно — Deutsche Presse-Agentur — Немецкое информационное агентство. 1 сентября 1949 г. на новостной ленте dpa появилось первое сообщение. Сейчас dpa — ведущее агентство на рынке новостей, практически все ежедневные газеты в Германии являются его клиентами.

«Бертельсман» – концерн мирового значения. Концерн «Бертельсман» вырос из небольшого книжного издательства и стал самым крупным по обороту европейским концерном в области СМИ. Благодаря большим инвестициям на американском рынке СМИ, «Бертельсман» является сегодня крупнейшим издателем англоязычной литературы, совладельцем различных клубов любителей книги, типографий, а через «Бертельсман мьюзик групп», из которой, в частности, выросла солидная фирма звукозаписи РСА, действует и на музыкальном рынке. Коммерческая реализация творческих идей схожа здесь с промышленным производством

Сегодня немецкий газетный рынок характеризуется небольшим количеством общенациональных газет и хорошо развитой местной прессой.
Общенациональные ежедневные газеты: «Frankfurter Allgemeine Zeitung»(франкфуртен альгемайн цайтунг), FAZ (Франкфуртская общая газета) — либерально-консервативная и самая читаемая в мире газета ФРГ, издается во Франкфурте-на-Майне. Независимая газета, не поддерживает ни одну из политических партий Германии. Тираж: 387 064 экземпляров; «Bild»(бильд) (Картинка) — бульварная газета, флагман издательства Springer-Verlag(шпрингер верлаг), самая тиражная газета Германии. В отличие от всех остальных общенациональных газет, подавляющее большинство тиража Bild распространяется в розницу, а не по подписке. «Handelsblatt»(ханделсьсблат) (Торговая газета) — ведущая финансовая газета Германии. «Financial Times Deutschland» (Financial Times Германия) — финансовая и политическая газета, которая издается с 2000 г.. Еженедельные общественно-политические журналы: «Der Spiegel» (дер шпигель)(Зеркало); «Focus» (Фокус); «Stern» (Звезда). Женские журналы: «Brigitte»(бригитте); «Freundin»(фройдин) (Подруга)BILD-Zeitung (бильд цайтунг)Ежедневная самая популярная "желтая" газета /концерн Axel Springer Verlag/. FOCUS Ежнедельный журнал: левый Мюнхен /концерн Hubert Burda MediaТелевидение и радиоНа сегодняшний день система немецких аудиовизуальных СМИ носит название «дуальной» системы. Это означает, что в Германии существует лишь две формы собственности на телемедиа: а) общественно-правовая форма собственности; б) частная форма собственности.

Вывод по Германии: Т.о., журналистика в Германии за 500 летнюю историю проделала долгий путь от рукописных листков до современных медиакорпораций и т.д. и тп.
за соц.потрясений, революций).

4. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты и памфлетисты Великобритании 17-18 вв.

Зарождение журналистики ВеликобританииКак и во многих других европейских регионах, центрами образования в Англии VII–VIII вв. были монастыри. В письменных документах, находившихся там, фиксировалась «история современности», где факты причудливо переплетались с вымыслом, а реальные события обретали мифологическую интерпретацию. Эти рукописи считают отдаленными предшественниками журналистики.

В последней трети XV в. в Англии появилось книгопечатание. В XVI в. шла достаточно интенсивная секуляризация жизни английского общества, укреплялась абсолютная монархия. Началась английская Реформация, которая коснулась и книгопечатания. Генрих VIII издал девять списков запрещенных книг, 22 наименования из которых так или иначе были связаны с именем Мартина Лютера.

XVI в., сыгравший исключительную роль в формировании английской национальной культуры, стал свидетелем появления печатных «баллад новостей» и рукописных «ньюс» – предшественников будущих газет. В 1588 г. появляется «Инглиш Меркури» («Английский вестник»). В 1585–1605 гг. велась англо-испанская война. Испанский флот – «счастливейшая и непобедимая» испанская Армада – в 1588 г. вошел в Ла-Манш, где и был разгромлен англичанами. В связи с продвижением Армады к английским берегам первый министр, опасаясь нежелательных слухов, распорядился рассылать официальную информацию, которая и легла в основу содержания официальной газеты «Инглиш Меркури».

17 век:В начале XVII в. слово news (новости) появляется в названиях памфлетов и сборников, по своему внешнему виду напоминающих книги. Предшественниками английской прессы считают и «книги новостей», под разными названиями выходившие уже в XVII в. Эти «книги новостей» являли собой причудливую смесь фактов, измышлений и явного стремления к тому, что позже назовут сенсацией. Примечательно, что во многих публикациях читатель уже мог найти дату ее выхода и порядковый номер. Это явилось важным шагом к формированию издания газетного типа. Одним из первых английских вестников XVII столетия стал «Меркуриус Британикус» («Британский вестник»), увидевший свет в 1625 г. Под тем же названием в 1643–1646 гг. выходило издание, снискавшее славу политического хамелеона времен английской революции. Его создатель, Марчмонт Недхем, получивший образование в Оксфорде, на газетном поприще прославился как человек, поочередно поддерживавший Кромвеля, Карла I и снова Кромвеля, что отразилось и в политической ориентации его издания: вначале оно носило республиканский, затем роялистский характер, а после казни короля снова стало республиканским и изменило название на «Меркуриус Политикус» («Политический вестник»). Примечательно, что именно здесь было напечатано первое рекламное сообщение – о достоинствах чая. В 1622 г. Н. Боурн и Т. Арчер издавали «Уикли Ньюс фром Итали, Джермани, Хангари» («Ежедневные новости из Италии, Германии, Венгрии»). Если при создании первых английских газет эти издательские фирмы ориентировались на голландские «couranto», то затем они постепенно вернулись к уже сложившейся в Англии традиции оформления памфлетов, информационных листков (newssheet) и «книг новостей» (newsbook), давая своим читателям привычные формат и объем (от 8 до 24 страниц). Местные политические новости в английских газетах практически не освещались, поэтому многие «книги новостей» рассказывали исключительно о событиях за рубежом. Сообщать о жизни внутри Англии запрещала «Звездная палата».

В 1688 году в Англии произошла «Славная революция». Это событие положило конец монополии тори на власть. Новый король пользовался поддержкой вигов. В годы его правления произошла либерализация общественной жизни страны, коснувшаяся и печати. Важным событием в истории английской журналистики стала отмена цензуры в 1695 году. Вслед за этим началось бурное развитие периодической печати. Появилось большое количество новых печатных изданий, которые информировали, спорили, поучали, просвещали – каждое на свой лад. В 1688 г. в Лондоне стали выходить такие газеты, как «Юниверсал Интеллидженсер» («Всеобщий осведомитель»), «Инглиш Курант» («Ан­глийские вести») и «Лондон Курант» («Лондонские вести»).

18 век:Буржуазная революция 17 в. предоставила английской буржуазии конституционные свободы, записанные в билле о правах, была отменена цензура. В 1702 г. стала издаваться первая в Англии ежедневная газета «Дейли курант». В 1709 г. в Лондоне уже выходило 18 газет общим тиражом 35 тыс. экз. в неделю. В 18 в. журналисты получили право публиковать отчеты о заседаниях парламента (это делала «Джентльменс мэгэзин»). С этого времени журналистика получает статус «4 власти». Это время, эпоха Просвещения, связано с литературно-публицистической и издательской деятельностью выдающихся английских писателей Д.Дефо и Дж.Свифта, Стиля и Адисона («Болтун», «Зритель»). Их нравоучительная журналистика: сатирическая и морально-дедактическая. В конце 18 в. появились газеты, которые и сегодня определяют лицо английской прессы, – «Таймс» (1785), основанная Д.Уолтером.. С 1781 г. появилась традиция выпускать воскресные газеты для массового читателя. Под влиянием идей Великой французской революции родилось и стало популярным произведение английского просветителя Томаса Пейна «Права человека». История «Таймс»: основателем газеты, стал английский типограф Джон Уолтер, начавший издавать газету в 1785. Тиражи британских газет были небольшими, и в 1795 тираж "Таймс", составивший 4800 экз., считался рекордным. В 1803 управление "Таймс" переходит к Джону Уолтеру 2, кот. усилил в "Таймс" черты респектабельности и сделал это издание самым информированным в стране. В период наполеоновских войн Англия находилась не только в экономической, но и в информационной блокаде - иностранные новости поступали с большим опозданием. Использовав ситуацию, "Таймс" в 1807 послала своего корреспондента Генри Робинсона освещать события в Европе. Репортажи корреспондента "Таймс" из Германии и Испании продолжались до 1809, став своеобразным британским "окном в Европу", а сама газета увеличила сеть своих корреспондентов как внутри страны, так и за рубежом. Пик популярности "Таймс" приходится на события Крымской войны, в период редакторства Джона Дилейна. Освещать военные действия был отправлен знаменитый корреспондент "Таймс" Уильям Рассел, первый военный корреспондент в истории британской прессы. Репортажи Рассела с места боев вдохновляли поэтов, строки его репортажей становились крылатыми выражениями, а его разоблачения военных и политических кругов привели к отставке правительства и к смене военного руководства.В середине 19 стол. "Таймс" получила прозвище "Громовержец". Ее ежедневный тираж достиг 60 000 экз., тогда как тираж ближайшего конкурента едва приближался к 6000. Точность и качество репортажей, своевременность освещения событий, высокий уровень передовиц и аналитических статей, осведомленность в хитросплетениях европейской политики сделали «Таймс» эталоном европейского периодического издания. Появление информационного агентства «Рейтер» (1851) и отмена гербового сбора в 1855 привели к потере монопольного положения «Таймс» в мире новостей, а конкурирующие издания увеличили тиражи и потеснили «Таймс» на читательском рынке. С наступлением эры «нового журнализма», особенно с появлением газеты «The Daily Mail» в 1896, положение «Таймс» ухудшилось, и ее тиражи упали до 40 000 экз. Некогда всемогущее издание оказалось на грани банкротства. В 1922 газета была приобретена семейством Астор, а с 1966 она вошла в состав концерна «Thomson Organization», владеющими 50 газетами и журналами, а также несколькими радио - и телестанциями.
Несмотря на смену владельцев, направленность и качество «Таймс» остались неизменными. В настоящее время это влиятельная ежедневная газета, издающаяся в Лондоне и имеющая широкую сеть собственных корреспондентов за рубежом. Тираж «Таймс» в начале 1990-х составлял приблизительно 440 тыс. экз.

19 век: На журналистику 19 века сильное влияние оказал викторианский период власти: редакторы и издатели получили возможную для данного периода свободу. Агентство «Рейтер», поначалу неуспешно продавая свою информацию, в 60-х гг. завоевали популярность среди англ. изданий за счет большей оперативности. В 60–70-е годы популярностью пользовались еженедельники, отражающие различные интересы: женские, юмористические (комиксы), литературные, религиозные, профессиональные, технические, спортивные. В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Дейли Экспресс». Она поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе. Таким образом, английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Но массовая пресса «пробудила» в журналистике и ее негативные черты. На страницы газет хлынул поток сообщений о теневых сторонах человеческой натуры, происходило вторжение в личную жизнь, нарушились нормы морали. Увеличились возможности манипулирования общественным сознанием. В 1881 г. устранены стеснительные правила об ответственности за диффамацию в печати и за сообщение неточных сведений. Закон о снижении гербового сбора (15 сентября 1836 г.) – за выпуск газеты должны были платить налог. Таким способом Англия пыталась пополнить опустевшую казну. Во второй половине 19 века повышение цен на издания.

В 1851 году было основано информационное агентство «Рейтер». Его первоначальное назначение заключалось в том, чтобы предоставлять информацию о курсе акций на биржах Западной Европы. Создатель агентства Джулиус Рейтер, как считают историки, никогда не был журналистом. Он являлся великим предпринимателем в сфере новостей: к третьей четверти XIX в. новость стала выгодным товаром. Процесс внедрения Рейтера в журналистику не был безболезненным: «старые» английские газеты типа «Таймс» предпочитали получать информацию из-за рубежа от своих корреспондентов. Первые попытки продавать заокеанские новости прессе были неудачными, но с 1858 г. ситуация изменилась. В 1859 г. Рейтер убедительно продемонстрировал «Таймс» и другим изданиям, что получаемые им телеграммы гораздо оперативнее, чем сообщения специальных корреспондентов. «Таймс», «Морнинг Кроникл», «Морнинг Геральд», «Дейли Телеграф» и «Морнинг Адвертайзер» («Утренние объявления») в начале 60-х годов XIX в. уже платили солидные суммы за подписку на информацию Рейтера. Подписчиками агентства стали немецкие и бельгийские издания. В 1859–1860 гг. европейские новости все еще преобладали в агентстве, но потом были созданы индийская и китайская службы, а к 1861 г. «Рейтер» связывала с миром сотня линий. Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка входили в круг его постоянных интересов. В конце столетия агентство «Рейтер» можно было считать институтом Британской империи.
Но в послевоенный период (XX век) «Рейтер» испытывало трудности, в определенной степени обусловленные вызовом, брошенным ему Америкой. Потребовалась серьезная реорганизация различных служб агентства, руководство которого по достоинству оценило преимущества «беспроволочной» телеграфной связи и телефона. В 20-е годы «Рейтер» начинает систематически пользоваться радиослужбой, с 1935 г. – новой, усовершенствованной, технологией. К концу 30-х гг. 90% новостей «Рейтер» «проходило» по радио

1 пол. 20в. – образование ВВС. BBC —первая в мире общественная телерадиокомпания, стандарты которой стали основой для вещания во всем мире. В 1920-х по всему миру образовался настоящий бум вокруг радиовещания: масса радиолюбителей, сотни радиопередатчиков, финансирование со стороны промышленных гигантов. Чтобы как-то упорядочить сложившуюся ситуацию и предотвратить монополизацию рынка радиовещания, в Великобритании была создана общенациональная радиокомпания. Отсчет своей истории ВВС ведет с 1 октября 1922 года. Первый генеральный директор компании Джон Рейт изобрел новый способ ее финансирования — систему абонентской платы. Уже в 1938-м 98% жителей Британии имели радиоприемники. А репортажи с фронта и практика прерывания передач экстренными сообщениями подняли корпорацию на пик популярности. Создали радиоволну «Радио1,2,3,4,5»: музыка, соц.-полит.новости. ВВС – это эталон общественного телерадиовещания.

Телевидение: Вещание ВВС началось в 1936 году, но с началом 2МВ трансляции прекратились и были возобновлены только в 1946. Так, в 1967 году канал BBC Two стал первым в Европе, транслирующим телепередачи в цвете по схеме PAL. В 1980-х появляется кабельное и направленное спутниковое телевидение. При этом ВВС начинает развивать коммерческое начало, в частности, развивается направление BBC Worldwide: продажа программ, печатной продукции, видео- и аудиокассет, дисков. В 1990 году парламент Великобритании принимает акт о вещании. Коммерческое телевидение укрепляет свои позиции, его положение становится более стабильным. В июне 1998 года корпорация начала цифровое эфирное телевещание. ВВС внедрил новые принципы вещания:национальное радиовещание обязано быть социально ответственным и образовывать людей; централизованное управление вместо локального; развитие высокого качества стандартов создания передач; независимость ВВС от политических сил.

2 пол.20в.: современный этап. В Англии начала 1980-х годов имелись только две информационные вещательные организации, транслирующие новости и телепередачи одновременно на всю страну, - "British Broadcasting Corporation" и "Independent Television News". Более того, начиная с 1986 года, интерес к радио в Великобритании постоянно растет, поскольку значительное число станций стало спутниковыми. Однако самым популярным из СМИ в Великобритании остается телевидение. И здесь ведущей оказалась старейшая информационная вещательная корпорация "BBC. Что же касается печатных СМИ, то в Великобритании к августу 1992 года насчитывалось тринадцать национальных ежедневных газет с общим тиражом более чем четырнадцать миллионов экземпляров. Самые большие тиражи были у бульварных газет "Daily Mirror", "Sun", "Daily Mail" и "Daily Express". И только пятое место среди наиболее популярных газет занимает "Daily Telegraph", характеризующаяся как broadsheet - массовая широкополосная газета, относящаяся к качественной прессе. Это единственная ежедневная качественная массовая газета с тиражом более чем пятьсот тысяч экземпляров. Таблоиды доминируют и на воскресном рынке. Из десяти национальных газет, выходящих в воскресенье и доступных британскому читателю, пять наиболее популярных можно назвать "бульварными газетами".

Выдающиеся публицисты и памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
Во второй половине XVII века начинает активно развиваться английская сатирическая печать. Такой жанр, как памфлет, становится буквально средством политич.борьбы. И самые блестящие памфлетисты той эпохи, разумеется, были противниками монархии, желали большей свободы для граждан. Их основной трибуной были журналы.

С памфлетов начал свою деят-ность Даниель Дефо (его известные памфлеты – «Против турок»; «Чистокровный англичанин», направленный против старейшей снобистской анг.знати; «Простейший способ разделаться с диссидентами»). Известна история его памфлета «Гимн позорному столбу» (за его деятельность Дефо привязали к позорному столбу, но он превратил свой позор в триумф – народ усыпал его путь к столбу цветами). Здесь следует пересказ памфлетов.

Кроме этого, Дефо издавал журнал «Обозреватель» - при этом особенно за новостями не гнался, т.е. не столько информировал читателя, сколько преподносил ему свое мнение редактора по поводу тех или иных событий. Работа Дефо в издании была основана на принципах «персонального журнализма».

Памфлет был также излюбленным жанром Джонатана Свифта (при написании он никогда не подписывался своим именем и имел много псевдонимов). В конце XVII века создает 2 своих знаменитых памфлета «Битва книг» и «Сказка бочки», в кот. высмеивает различные направления христианского учения (создав забавные образы лютеранства, католицизма и кальвинизма). «Письма суконщика» – серия памфлетов (1724—25) Дж. Свифта, написанных якобы от лица дублинского торговца мануфактурой и направленных против аферы некоего Уильяма Вуда, по протекции получившего королевский патент на монопольную чеканку в Ирландии медной монеты. Монета оказалась плохого качества, что вызвало недовольство ирландцев. Резонанс от «Писем» был оглушительным и повсеместным, так что Лондону пришлось срочно назначать нового наместника, Картерета, для успокоения ирландцев. В конечном счёте Англия сочла за лучшее пойти на некоторые экономические уступки, и с этого момента англиканский декан Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии.
«Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества» под вымышленным именем было опубликовано в 1729 году, во время крупнейшего за всю историю Ирландии неурожая. Невзирая на бедственное положение ирландцев и голод, ставший причиной вымирания целых поселений, английские власти не предприняли ничего, чтобы хоть как-то помочь голодающим. В памфлете предлагалось продавать детей бедняков на мясо – для приготовления деликатесов к столу богатых членов общества.. Его серия памфлетов «Бумаги Бикерстафа» стали толчком для издания популярного журнала «Болтун» Аддисона и Стила.

Также внимания заслуживают такие памфлетисты, как Джон Мильтон, Джон Лильберн и Джерард Уинстенли.

Мильтон с самого начала оказался в гуще революции. В его «Ареопагитике» была разработана теория свободы слова. Она была построена как обращение к членам парламента. За образец М. взял речь античного оратора Исократа, кот.обращался к высшему законодательному органу Афин – Ареопагу.

В 40-ых гг М. писал о необходимости ограничения монархии в своих антиепископальных трактатах, а в 1649 г. в памфлетах «Права и обязанности королей и правителей» и «Иконоборец» - утверждал законность народовластия. До конца оставался республиканцем.

Дж.Лильберн развил теорию свободы печати, выдвинутую Мильтоном. Был выразителем демократич.сил буржуазной революции. Противник монархии, сторонник парламента. Среди его известных работ – «Новые цепи Англии» и «Соглашение свободного народа Англии».

Но Джерард Уинстенли пошел в критике власти дальше их обоих. Он опровергал правомочность не только монарха, но и власть лордов и землевладельцев, что сближало его с Ж.-Ж. Руссо. Он был социалистом-утопистом, требовал не только политич.,но и экономич. равенства. Причину всех бед видел в частной собственности. Свой главный памфлет посвятил Кромвелю («Закон свободы») – т.к.надеялся на его поддержку.

Работа всех этих деятелей не была напрасной, поскольку а) буржуазная революция победила; б) в 1689 г. был издан «Билль о правах»; в) а в 1695 г.впервые не продлили закон о цензуре. Поэтому, несмотря на то что на туманном Альбионе до сих пор (!) нет закона о свободе слова, с начала XVIII века журналистика там начала развиваться в относительно свободных условиях и расцвела.

 

5. Становление печати в английских колониях Америки. Роль прессы в борьбе США за независимость. Деятельность Бенджамина Франклина.

1620г – Первые английские колонисты в Америке. Религиозные, трудолюбивые, люди пуританской этики. Поселенцы постоянно прибывали на смену умершим. Они принесли с собой новые капиталистические отношения и парламентские порядки и с самого начала установили их в своих поселениях. Этим в значительной степени и объясняется быстрое развитие английской Америки. Значительная часть пуритан (а они селились преимущественно в северных колониях) была грамотна.

Первая попытка издания газеты относится к 1690, когда содержатель одного из бостонских трактиров, Бенжамин Харрис, выпустил первый номер «Паблик Океренсиз», который оказался последним, так как англ. цензура запрещала издавать газеты без своего ведома, а добиться такого разрешения простому трактирщику без поддержки на самом высоком уровне было не под силу.

Значительным событием в истории Англии и ее колоний стала отмена в 1695 цензуры. С этого времени печать Северной Америки могла развиваться беспрепятственно.

Первая регулярно выходившая газета, «Бостон Ньюслеттер», была основана в 1704 почтмейстером Джоном Кембеллом. Должность выгодно приближала его к потоку новостей и средствам доставки газеты читателям. Кембелл не имел конкурентов до 1719, когда он лишился должности.

Новый почтмейстер, Вильям Брукер, стал издавать «Бостон Газетт». Началось соперничество, притом нечестное: Брукер, пользуясь служебным положением, задерживал рассылку «Ньюслеттер» по почте. Но обе газеты продолжали успешно сосуществовать.

В том же 1719 в Филадельфии, втором по величине городе англ. Америки, была создана еще одна газета, «Америкэн Уикли Меркьюри». Ее издатель, Эндрю Брэдфорд, также занимал должность почтмейстера.

Все названные выше газеты были еженедельными. Они имели маленький формат и две полосы по две колонки на каждой. Материалы выделялись абзацем и печатались в вертикальной последовательности из колонки в колонку. Заголовки обычно отсутствовали. Средний тираж составлял 200-300 экземпляров. В газетах преобладала информация. Европейские новости приходили с опозданием на 2-3 месяца, новости из других колоний опаздывали на несколько недель, и лишь местные события освещались относительно оперативно. Источниками новостей служили правительственные каналы, слухи и другие (в основном англ.) газеты. Комментарии давались скупо, в основном в форме оценочных суждений после того или иного сообщения. Газету завершали объявления, среди которых часто встречалась информация о беглых рабах с обещанием награды за поимку. Язык газет был тяжелым и неуклюжим.

Большое возмущение вызвал введенный в 1765 гербовый сбор - налог на деловые бумаги и печатную продукцию. С этого момента революционная американская печать стала одной из наиболее активных сил общества. Дальнейшее развитие событий привело к провозглашению колониями независимости (1776) и Войне за независимость, окончившейся победой молодой нации.

Война за независимость продолжалась с 1775 года по 1783 год. Революция началась в низах, её развивали простые американцы, и именно они были главной действующей силой на первом, наиболее важном этапе революции.

Расстановка политических сил в американской революции нашла своё отражение в журналистике этого периода. Наиболее влиятельным и последовательным революционным изданием была «Бостон Газетт», издававшаяся известным общественным деятелем и видным журналистом Самуэлем Адамсом. Военные новости в этой, как и в других газетах, были отрывочными и не особенно достоверными, поскольку газеты еще не имели штатных военных корреспондентов и нередко должны были питаться слухами. Значительное место в «Бостон Газетт» отводилось описаниям актов насилия оккупантов. А самым влиятельным публицистом стал Томас Пейн, прибывший в Америку из Англии в 1774 г. Страстный защитник идеи об отмене рабства и торговли неграми, он регулярно печатался в разных изданиях, его статьи распространялись в виде листовок многотысячными тиражами. В январе 1776 года в «Пенсильвания мэгэзин» в свет вышел памфлет просветителя-демократа Томаса Пейна «Здравый смысл», названный Гольдбергом «набатным колоколом в освободительном движении американских колоний». В памфлете «Здравый смысл» (1776) Пейн впервые сформулировал призыв к независимости. Именно он первым употребил название нового государства – Соединенные Штаты Америки. Памфлет «Здравый смысл» был опубликован в январе 1776 г. В нем Пейн призывает к независимости американских колоний от Англии и провозглашению республики.

Наибольший тираж (3500 экз.) имела в те годы бостонская революционная газета «Массачусетс спай». Секрет успеха состоял в том, что ее издатель, Исайа Томас, делал ставку на низшие слои, писал простым языком и продавал газету за полцены. В какой-то мере это издание предвосхитило массовые газеты 19 века. Тяжелые испытания выпали на долю нью-йоркских революционных газет. Этот город почти всю войну был оккупирован англичанами, и газеты издавались в эвакуации, в отрыве от их основной аудитории.

Новая страница в истории прессы англ. Америки была открыта Бенжамином Франклином, выдающемся ученым и просветителем. Бенжамин переехал в Филадельфию и в 1729 приобрел созданную годом ранее, но уже пришедшую в упадок «Пенсильвания Газетт», а затем сделал ее самой популярной газетой в городе. Секрет ее успеха - в выдающихся журналистских и литературных способностях издателя, сочетавшихся с предпринимательской жилкой и умением делать деньги. Печатая не меньше новостей, чем любая другая газета, «Пенсильвания Газетт» сочетала различные жанры. В ней публиковались, с одной стороны, забавные смешные истории. С другой стороны, там находили отражение идеи Просвещения, проповедником которых в Америке стал Б. Франклин. Но, кроме просветительских задач, ставилась цель зародить у читателей представление о новой американской нации и национальном единстве. В этой газете впервые была опубликована, ставшая потом знаменитой картинка - змея, разрезанная на семь частей (по числу колоний), с надписью «Объединись или умри». «Пенсильвания Газетт» стала самым популярным периодическим изданием в Америке и образцом для вновь создаваемых газет. Разумеется, не все издатели обладали талантом Б. Франклина, но все они старались по примеру его газеты сочетать информационные, аналитические и развлекательные материалы, а также, уделять внимание стилю изложения. Развивая достигнутый успех, Б. Франклин в 1741 создал первый в англ. колониях журнал -«Дженерал Мэгэзин». Одновременно стал выходить «Америкэн Мэгэзин» Эндрю Брэдфорда. Оба эти журнала просуществовали недолго, но положили начало новому виду периодических изданий в Америке.

Война закончилась, провозглашением независимости США, в 1791 г. принята Конституция молодой республики, и первой поправкой к Основному закону была гарантирована свобода журналистики. По мере консолидации страны уходила в прошлое эпоха революционных газет, создавались предпосылки для организации раннекапиталистической прессы. И газета, как правило, выступала с опреде­ленной политической позиции. Нельзя не отметить важного вклада в борьбу за независимость, внесенного американской печатью. Несмотря на трудности военного времени, журналистика вышла из войны окрепшей, завоевавшей гарантии свободы слова и уважаемое место в американском обществе.

6. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах.

Франц. печать возникает позже немецкой и английской, но её развитие проходит легче и интенсивнее. Французская пресса отличалась своей содержательностью. Уже 1-ый фр. листок шел дальше простого сообщения и старался возбудить в обществе сочувствие к определенным идеям.

Особенность развития – жёсткая детерминированность политическим процессам. Фр. Пресса часто менялась, в зависимости от изменений государственного строя. Именно Франции принадлежит заслуга формирования революционной прессы.

Этапы становления журналистики во Франции:

1. Середина 15 – 17 вв. Средние века и возрождение. Зарождение печати.

2. 17 век – появление первых печатных газет

3. 18 век – Эпоха просвещения. Французская революция.

4. 19 век – Людовик 18, февральская революция. Век газет.

5. 20 век (1-я половина 20 века)

6. Современность (2-я половина 20 века)

Возникновение университетов, появляются рукописные «Летучие листки» (НУВЕЛИ), для обмена информацией между университетами. Университеты взяли в оборот печатный станок Гуттенберга. Первая типография появилась в Париже в 1470 году. Печатались религиозные издания, альманахи календари.

К концу 15 века – около 50 типографий.

Первое периодическое издание – ежегодник (1611 г) «Меркюрфрансуа» («Французский вестник»).Издаёт университет. Это прообраз бульварной прессы.

Канарды (canard -курьезный рассказ)– неповторимое национальное явление фр. журналистики. Журналистский фольклор. Небольшие брошюры, на очень плохой бумаге, с огромным количеством ошибок. Были очень популярны. Их продавали у стен королевского дворца, громко выкрикивая названия, привлекавшие покупателей сенсационностью.

К концу 16 в. появляются первые печатные хронологии – сборники новостей. На их базе в 17 в.складывается газетный ежегодник «Французский меркурий» (Меркюр де франс), имел влияние на общественную жизнь Франции, был самым популярным. 17 в.

 

2.Первой газетой Франции, считается «Ля газетт» - 1631 год. Издатель ТеофастРенодо. Созданапо образу информационных листков в Европе.Официозна (формально не связана с правительством, но фактически проводит его взгляды), общедоступна. Подписки не было. Содержала придворные сообщения, военные сообщения. «Ля газетт» - прообраз современных газет. Можно считать первой политической газетой.

«LaGazette» отличалась не только, большим количеством разнообразных новостей из различных стран, отсутствием слухов, но и ясностью, четкостью, а главное, качеством стиля.

В «LaGazette» стала размещаться платная реклама.В 1632 году Ренодо издает первый печатный листок объявленийпод названием «FeuilleduBureaud'adresse», представляющий собой строчную рекламу. Основные рубрики: «Продажа и аренда недвижимости», «Продажа мебели» и «Разное». «Ренодо стал первым французским журналистом, именно благодаря которому в прессе появились первые частные объявления», – так определил Марк Тангейт его роль в истории рекламы.

Стоит отметить, что Ренодо, в отличие от основателей других газет, не принадлежал к корпорации издателей-типографов, а сама газета, по мнению многих исследователей, была создана «по заказу» всемогущего Ришелье, ставшего в 1622 г. кардиналом Франции и возглавившего королевский Совет в 1624 году.

3.Медленное развитие журналистики - малограмотность населения, дезорганизация государственной жизни, жесткая цензура.

Активно развиваются моральные еженедельники, например, «Французский зритель» Антуана Прево, СОЗДАННЫЙ ПО ОБРАЗЦУ АНГЛИЙСКОГО «ЗРИТЕЛЯ». Из-за цензуры, росло число подпольных изданий.

Однако «подлинная» история фр. прессы началась с Великой французской революции (1789-1794). Принята декларация прав человека и гражданина, конституция, а следовательно - количественный и качественный рост периодики.

Складываться публицистика, она всегда категорична, в текстах появляется оценочный компонент. Высокий уровень словесности рождает жанр фельетона (В газете Журналь де деба - Газета дебатов. Луи-Франсуа Бертен решил выпускать добавочные листы к своей газете "JournaldesDebates" (feuilleton — листок, листочек). Затем в 1803 г. он изменил формат газеты - удлинил его книзу, и добавочная часть, отделенная от газеты "линией отреза" (белым пропуском), стала называться фельетоном)

Появилась первая крупная газета «Журналь де Франс». Не имела широкого распространения.

Период ВФБР. Когда фр.революция стала набирать обороты, для прессы наступили благоприятные времена. Объявили свободу печати, стало появляться множество ежедневных газет, но многие сразу и исчезали.Основные черты – газеты того времени глубоко политизированы, разные силы использовали их, как трибуны политической борьбы. Персональный журнализм.

Исчезала партия, исчезала и газета.

Газета Эбера «Папаша Дюшен» - одно из самых известных периодических изданий демократической прессы периода великой фр.революции. Папаша Дюшен – собирательный тип, представляющий собою человека из народа, мелкий торговец, который всегда разоблачит любую несправедливость, злоупотребление.

Газета Жана Поля Марата "Друг народа", была органом революционной демократии. «Друга народа» грамотные парижане читали вслух с первых дней революции. Достоинства его публицистики: последовательность, страстность, простота и общедоступность, строгая фактическая обоснованность требований.

Разоблачение было главным предметом его публицистики. Он развивал целые газетные кампании вокруг какого-либо конкретного события или лица.

Этот разгул революционной журналистики вскоре остановил Наполеон, он понимал явную силу и влияние прессы. Считал, что 4 враждебно настроенных газеты опаснее 100 тыс.штыков. Сначала разрешил только 13 газет, а потом 4: «GazettedeFrance», «JournaldeParis», «Journaldel'Empire» (раньше наз. «Журналь де деба») и «Moniteur».

 

4.19 в. После разгрома Наполеона при Ватерлоо на престоле Людовик 18 – последний король Фр.династии Бурбонов – новая эпоха фр. журналистики. При Бурбонах было разрешено высказывать своё мнение, в рамках закона. В 19 веке журналистика Франции пользовалась практически полной свободой.

Появляются ультрароялистские газеты (за усиление королевской власти). Февральская революция (1848) наводнила печать таким же обилием газет, как и 1ая великая революция. Во второй половине 19 в (эпоха Второй империи), появились новые большие политические газеты. Самой влиятельной стала «Темпс». Из мелкой прессы выдвинулся «Фигаро».

«Фигаро», «Темп», «Моните» - элитарная журналистика, самые популярные издания.в 19 в.

В 1835 основано первое в мире информационное агентство Гавас. Его основателем выступил известный французский писатель и журналист Шарль-Луи Гавас (1783-1858). Родился в Руане, получил хорошее образование, обнаружив особые способности к языкам. Решил использовать свое хорошее знание иностранных языков и начал делать переводы из европейских периодических изданий. Эти обзоры иностранной прессы он предлагал парижским периодическим изданиям. С изобретением телеграфа Гавас получило статус полноценного телеграфного агентства.Так возникло информационное агентство «Гавас». Услугами агенства пользовались влиятельные парижские газеты «Журналь де Деба», «Конститюсьонель», «Пресс», «Сьекль», Позже Гавас организовал широкую сеть европейских корреспондентов, передающих информацию из стран пребывания. В 1853 г. почти во всех парижских ежедневных газетах появилась рубрика «Сообщения телеграфного агентства», в которой печаталась информация агентства «Гавас». Именно «Гавас» первым сообщило в сентябре 1854 г. о начале Крымской войны. После смерти Гаваса агентство унаследовал его сын Огюст Гавас. Агентство «Гавас» просуществовало до 1940 г. В 1944 г. на базе «Гавас» было создано информационное агентство «Франс-пресс».

Во Франции появление изданий "pennypress" связано в первую очередь с именами Луи-Дезире Верона и Эмиля де Жирардена.Жирарден основал политическую газету «LaPresse» («Пресса»). Новая газета Жирардена привлекла читателей не только низкой подписной ценой, но и блестящими журналистскими именами (например, Теофиля Готье, ведшего раздел художественно-критического фельетона). Жирардену удалось превратить свою газету в независимое издание, и публикации в "LaPresse" нередко вызывали раздражение властей. ПРО ПУБЛИКАЦИЮ РОМАНОВ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ АНДРЕ ЖИДА!!!

Верон в 1835 г. стал издателем газеты "Constitutionel", завоевавшей популярность благодаря открытию такого нового (чисто газетного) жанра, как роман-фельетон.

Конец 19 в – дело Дрейфуса (фр.офицера обвиняли в шпионаже в пользу Германской империи) – становление гражданского общества во Фр.

 

5. "Золотой век" французской журналистики – конец 19, начало 20 веков - вызвал бурный рост печати. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть «кровь».

Де́ло Дре́йфуса — процесс (1894—1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи, в котором обвинялся офицер французского генерального штаба, еврей родом из Эльзаса (на тот момент территория Германии) капитан Альфред Дрейфус (1859—1935). Процесс сыграл огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX века.
В печати высказывались мнения, что вина Дрейфуса не доказана и что он пал жертвой судебной ошибки; в «Matin» было напечатано факсимиле бордеро, которое у многих возбуждало сильное сомнение в принадлежности этого документа руке Дрейфуса (что было бы доказательством его невиновности). В 1896 году появилась брошюра Лазара: «Судебная ошибка» («Une erreur judiciaire»), в которой доказывалась невиновность Дрейфуса (но на судебный приговор это не повлияло).
«Я обвиня́ю» (фр. «J’accuse») — статья французского писателя Эмиля Золя, опубликованная в ежедневной газете «Орор» (фр. «L’Aurore») 13 января 1898 года.
Она написана в форме открытого письма, адресованного президенту Франции Феликсу Фору, и обвиняла французское правительство в антисемитизме и противозаконном заключении в тюрьму Альфреда Дрейфуса. Золя указывал на предвзятость военного суда и на отсутствие серьёзных улик.
Письмо было напечатано на первой странице газеты и вызвало ажиотаж как в самой Франции, так и далеко за её пределами. Золя был обвинен в клевете и осуждён 23 февраля 1898 года. Чтобы избежать тюрьмы, писатель бежал в Англию. Он смог вернуться во Францию лишь после самоубийства полковника Анри и бегства майора Эстергази, двух главных фигур дела Дрейфуса в июне 1899 года.
Статья Золя вызвала широкий резонанс в культурном мире, став доказательством того влияния, которое интеллектуальная элита способна оказать на стоящих у власти.

 

В 1904 году основывается газета Юманите (человечество) Жан Жорес. Она была социалистической, пацифистской.

1914-1918 Первая мировая война. Война 1914 г. вызвала как резкое сокращение числа выпускаемых газет и их объема, так и изменения в их оформлении и содержании. Трудности военного времени: мобилизация значительной части служащих, ограничения бумаги, трудности с транспортом, сокращение рекламных поступлений, наконец, строгая цензура информационных сообщений.

С августа 1914 г. запрещение правительства публиковать какое-либо сообщение относительно военных событий, помимо тех, которые будут исходить от Пресс-бюро при военном министерстве. Частой гостьей на страницах газет становится карикатурная фигура «Анастезии» угрюмой старухи, похожей на сову с длинным носом в виде цензорских ножниц. Рядом с ней обычно стояло ведерко с белой краской, которой она закрашивала газетные колонки.

В 1916 г. Межминистерская Комиссия по делам печати (занималась распределением бумаги, выравниванием цен на газеты, установлением максимального их объема и т.д.), преобразована позднее, в 1918 г., в Национальную службу печати (O.N.P.) – первое паритетное учреждение, деятельность которого фактически распространилась на все административные и финансовые проблемы печати.

Трудности не коснулись лишь «большой четверки». «Птипаризьен» довела свой тираж до 2 млн. экземпляров. К 1918 г. тираж «Матен» - 1 000 000. «Птижурналь» - 500 тыс. До 1917 г. уверенно шла вперед и «Журналь», ее тираж быстро вырос до 400 тыс. Эта пятерка заслуживала доверия правительства, и только ей было дано разрешение на распространение в войсках.Выделялась созданная в 1916 г. ежедневная газета Гюстава Тери«Овр», где печатался роман Анри Барбюса «Огонь».

Война вызвала развитие прессы и ускорила ее эволюцию.

Среди «окопных» изданий, объединявших лучших карикатуристов и художников, были «Байонет»и «Мо», которые выступали с антивоенных позиций. Но в окопах имели хождение и «патриотические» листки с характерными заголовками: «Храбрец», «Смех под взрывы», «С ними будет покончено!».

Печать сыграла большую роль в победе крупной буржуазии на выборах 1919 года.

В период между двумя войнами быстрыми темпами развивается и становится массовым новое информационное средство – радиовещание.За пятнадцать лет (с 1924 по 1939 гг.) количество радиоприемников выросло во Франции с 60 тыс. до 5,2 млн.возникало и развивалось частное радиовещание. Уже в 1928 г. действовал


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 11171; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты