КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В УЧЕНИЯХ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.Стр 1 из 44Следующая ⇒ ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ. Предметом истории политических учений являются вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты (теории, с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать политическое поведение). Методы изучения истории политических и правовых учений Для понимания и усвоения содержания политико-правовых доктрин необходимо видеть различие между наукой и учебной дисциплиной. В науке, изучающей историю политических и правовых учений, применяются различные научные методы: в частности, общефилософский, требующий единства исторического и логического методов исследования. Первый из них рассматривает возникновение и развитие учений, а второй выявляет те концепции, которые отличаются разработанностью фундаментальных положений и оказывают заметное влияние на развитие политико-правовой мысли, на политику различных социальных сил и государства в целом. В свою очередь, логический метод оперирует структурным (анализ составных частей учения и их связей) и функциональным (роль и влияние учения в обществе), а исторический - сравнительным (сравнение с предшествующими и последующими, а также с другими современными учениями) и биографическим (изучение знаменательных фактов жизни того или иного мыслителя) методами.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В УЧЕНИЯХ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Первые политико-правовые доктрины возникают в Египте, Индии, Китае. Особенностью политико-правовых доктрин этого периода будет являться их религиозно-мифологический характер. Кроме того общим для государств этого периода будет господство патриархального натурального хозяйства, в связи с чем государственное устройство будет носить консервативный характер. В нем крайне медленно развивается частная собственность, господствует общинное землепользование. В Индии еще одной особенностью политико-правовых идей этого периода будет то, что они носят локальный, закрытый характер. Это связано с тем, что цивилизации Древнего Востока были речными и носили локальный характер. Поэтому развитие политико-правовых идей носило обособленный характер, развиваясь параллельно друг другу. Основную массу населения государств Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Несмотря на широкое распространение рабства в производстве оно не играло решающей роли. Инициатива человека была ограничена патриархальной сельской общиной, главенствующее положение занимала патриархальная знать, которая занимала посты государственной власти. В политическом сознании главенствующее место занимали мифы о божественном происхождении общественных порядков. Этими мифами были связаны традиции обожествления существующей власти и ее указания. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. Так как политико-правовые идеи носили религиозно-философский характер, то политические взгляды были тесно связаны с философскими, моральными и иными представлениями. Правовые запреты являлись одновременно общефилософскими принципами и религиозными заповедями. Это прослеживается в талмуде, законах царя Хаммурапи, правовых предписаниях, Библии. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не сформировались в самостоятельную сферу общественного сознания. Они носят конкретно-прикладной характер и не отделяли от морали. Еще одним примером религиозно-мифологического характера будет то, что в доктрине не только сохранились философские идеи, но и получают дальнейшее развитие. Еще одной особенностью политико-правовых учений этого периода будет то, что вследствие постоянных войн, ведущихся в это время многие государства Древнего Востока погибли, поэтому их политико-правовые идеи не получили дальнейшего развития. Продолжение и развитие получили идеи только Древней Индии и Древнего Китая. Первые государства пришедшие на смену первобытнообщинному обществу появились в 4-1 тысячелетии до н.э.. Одним из них был Древний Египет. В основе Древнего Египта представление о государстве и праве лежит представление о божественном порядке устройства общества и государства. Наиболее древним египетским памятником государства и права можно считать мемфиский богословский трактат. Как любой труд того периода этот трактат является гимном божественного начал земного правления. Здесь рассказывается о боге, как о первопричине всех явлений и порядков и человеческой жизни. Древнеегипетская мифология наделяет правителей качествами богов. В гимне богу Ра говорится что бог Ра является царем богов и царей, он не только царь верхнего и нижнего Египта, но и владыка неба и земли, начало жизни. Мифология переносит на фараона-сына качества отца-бога, олицетворяет истину и справедливость в обществе. Древние учения не только обосновывает безграничность власти фараона, но также предписывало им правило справедливости и добродетели. Так по учениям фараона своему сыну отец давал наставления не делать ничего неправедного и противозаконного, иначе он не сможет добиться милости богов в загробной жизни. Божественный характер власти, а также опора на умных советников является основой общественного порядка. Религия является не только первым обоснованием власти, но и первым ее регулятором. Мифологический характер древних воззрений на государственное устройство обусловлено слабостью и неструктурностью общественного мышления, неспособностью объяснить многие явления окружающей среды и как следствие – страхом перед неизвестностью, справится с которым помогали мифы. Эта особенность и определяет мифологический характер древнего сознания, что отразилось в повествовательном характере политико-правовых дисциплин. Правовая культура Древнего Египта основывалась на понимании права как меры должного поведения, правильности действий и поступков, обусловленных специальным статусом и моралью исторически первыми египетскими правилами поведения стали мононормы. Среди всех мононорм наиболее прочное место занимают нормы ритуалов, погребательные культы, которые были закреплены письменно. Так в книге мертвых приводится пример суда в загробном мире, председательствует в нем Осирис – владыка двух истин. Здесь же находится 42 бога, каждый из которых владеет определенным грехом. Каждый умерший выступает перед судом с двумя речами – двумя истинами. В этих речах находится перечень добрых дел, которые составляют законопослушное поведение. Нарушение той или иной заповеди рассматривается как смертный грех. В связи с тем, что политико-правовые идеи носят прикладной характер, сохраняется масса разнообразных судебных и административных инструкций, в которых были закреплены принципы правосудия. В начале 3 тысячелетия до н.э. в Шумере на территории Двуречья возникает ряд городов-государств, среди которых был Лакош, во главе которого был Урукамин, который впервые провел государственную реформу, цель которой - создание правовой базы. Урукамин составил программу реформ, которая состоит из указаний на то, что существующим злоупотреблениям будет противостоять божий закон. В соответствии с этим законом повсюду созданы суды, были упорядочены сборы налогов, прекратилось расхищение знатью имущества богов. Одним из крупнейших памятников правовой мысли Древнего Востока стали законы царя Хаммурапи (18 в. до н.э.). законы Хаммурапи были написаны на базальтовом столбе. Сам текст состоит из пролога, основной части и заключения. Основная часть содержит 282 статьи. Из них полностью сохранилось 247 статей. Законы Хаммурапи носили сугубо казуальный характер. Они были сгруппированы по содержанию, но различия между уголовными, гражданскими или процессуальным право не проводило. Это различие не осознавалось. Расположение закона внутри и их переход от группы к группе осуществлялся ассоциативно. Так 1 группа законов (1-5) устанавливает кару за важнейшие правонарушение(ложное обвинение, убийство и т.д.). 2 группа (6-25) посвящена охране собственности царя, царских людей, храмов. Последний параграф этого раздела касается противоправного захвата чужого имущества. С 26 по 41 статью закон касается имущества полученного за службу. 4 группа (42-88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся недвижимости. 89-126 – регулирующие торговые и коммерческие операции. 127-195 – семейное право. 196-214 – умышленные или неумышленные телесные повреждения. 217-282 – операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем. Законы Хаммурапи закрепляют социальное, экономическое и политическое неравенство как установленный богом порядок. В законах Хаммурапи смертная казнь предусмотрена за 30 преступлений и применяется не только за умышленные, но из неумышленные преступления. В зависимости от наказания предполагалась различная смертная казнь – утопление, сожжение, сажание на кол. Во время смертной казни применялось и членовредительные наказания: отсечение рук, пальцев, отрезание уха языка, применялся принцип талиона (око за око). Законы Хаммурапи закрепляют следующие принципы талиона: 1) простой – глаз за глаз 2) символический – за грубое слово в адрес господина отрезали язык 3) зеркальный – за гибель сына хозяина под обвалившейся крышей казни подвергался сын строителя. Параллельно было обращение в рабство, изгнание из общины и семьи, штраф, принудительный труд, клеймение, битье палками. Законы Хаммурапи являются кодексом отражающим право рабовладельческой эпохи. Эти законы защищали интересы рабовладельца, остальные статьи соответствовали об отношении к рабу как к вещи, а также узаконивают жестокое обращение с рабом, который не желает подчинятся. Правовая мысль Месопотамии не достигла уровня судебной системы, но определенные понятия уголовного права сформировались уже тогда - соучастие, подстрекательство, недоносительство, укрывательство
|