КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ.Разработку идеологии полисной землевладельческой аристократии продолжил ученик Платона, Аристотель (384-322 гг. до н. э.), основавший после смерти учителя в Афинах собственную философскую школу - Ликей. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская пролития». Воззрения мыслителя сложились в ходе его полемики с Платоном. Считая, что платоновский особый мир идей приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления, он порывает с примитивным идеализмом. Решающее средство познания - опыт и рациональный анализ. Согласно его взглядам, каждая пещь состоит из материи и формы (например, медном шаре медь является материей, форма шара придает данной вещи конкретный вид, который позволяет отличить ее от других предметов, а следовательно, и познать). Форма - это сущность предмета, источник его существования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме и действующей в природе целесообразности. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как явления естественные, существующие от природы. В отличие от Платона, Аристотель считал, что государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Человек, изолированный от общества, должен обладать качествами бога, чтобы оставаться человеком, но он этими качествами не обладает и поэтому становится зверем. Люди создают последовательно, в своем естественном стремлении к общению: а) семью; б) род или селение; в) государство — высшую форму человеческого общежития, в котором полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. По Аристотелю, человек «по природе своей есть существо политическое». Если семья основана на стремлении к продолжению рода, селение -на отцовской власти, то государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Государство появляется лишь тогда, когда образуется «общение между семьями и родами ради благой жизни». Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство телеологически предшествует семье и селению, т.е. является целью их существования. Аристотель дает государству следующее определение: государство — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Неразвитые в духовном отношении варвары не способны к государственной жизни: их удел быть рабами у греков. Рабство как условие государства обосновывается Аристотелем рядом доводов, решающий среди которых - естественные (природные) различия между людьми. В «Политике» подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Аргументацию рабства «от природы» дополняют доводы экономического порядка. Аристотель выступил решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном. Закономерность частной собственности он связывает с индивидуализмом человека, его инстинктом обладания. Общность имущества, с его точки зрения, экономически несостоятельна, т.к. препятствует развитию у человека хозяйственных наклонностей. Но в обладании вещами должна быть мера. Так, необходимо ограничение размеров собственности и ее перераспределение для достижения солидарности. С этой же целью предусматривалось проводить совместные трапезы, раздачи (продуктов, денег и т.п.) и другие мероприятия. Аристотель считал: «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею - общим». Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. Он подробно разобрал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов. Со своими учениками он описал, проанализировал и сопоставил более 150 конституций и проектов. Его заслуженно считают основателем политической науки. Классификация форм государства в «Политике» проводится по двум критериям - по цели и по числу правящих лиц (правление одного, немногих и большинства). Выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций дает 6 видов государственного устройства: правильные - монархия, аристократия и побития; неправильные — тирания, олигархия и демократия. Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным - олигархии и демократии. Другие разновидности власти являются их порождением или смешением. Аристотель отступает от формальных критериев разграничения и выдвигает на первый план признак имущественного положения властвующих. Богатые и неимущие составляют как бы два полюса, «диаметрально противоположные» части любого государства, так что, в зависимости от перевеса той или иной стороны, устанавливается и соответствующая форма правления. Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается, по Аристотелю, в отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. В своих рассуждениях о демократии и олигархии Аристотель вплотную подходит к пониманию социально-классовых противоречий, определяющих развитие рабовладельческого государства. Симпатии Аристотеля на стороне политии - смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать «самодостаточность» семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью. Экономику как умение правильно вести домохозяйство Аристотель противопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради наживы. Аристотель осуждает неуемную страсть к богатству, расширенную торговлю, ростовщичество и т. п. Важное значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легкообозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они «знали друг друга». Политическим идеалом Аристотеля был «самодостаточный», экономически обособленный полис.
Умеренный климат Эллады, но его мнению, создает наилучшие условия для совершенного государства. Отличительными признаками полиса, по Аристотелю, являются распространение власти на свободных и равных граждан и единство власти и территории, что придает полису целостность. Социальной опорой власти в политии (полисе) выступают собственники земли. Как и Платон в «Законах», Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его сословиями являются воины и правители. Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные, права граждан предоставляются также земледельческому демосу - крестьянам. Политически этот строй характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти. В связи с этим Аристотель различает два вида справедливости — уравнивающую и распределяющую. Принципом уравнивающей справедливости является «арифметическая пропорция», затрагивающая отношения обмена, возмещение ущерба, назначение наказаний за имущественные преступления и т.п. При распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе и ее принципом служит «геометрическая пропорция» - воздаяние по достоинству и заслугам. Применяется распределяющая справедливость в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства (если ударит начальник, то ответный удар наносить не следует, если же ударят начальника, то ударившего следует не только ударить, но и подвергнуть каре). Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. Право отсутствует в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти. Политическое право делится на естественное и условное (установленное). Естественное право то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. К таковым относятся все общественные явления, существующие «от природы - семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает установления государства (писаные законы, обычное право). Естественное право выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. «Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов». Аристотель многое перенял у Платона, но он от многого отказался и вошел в историю как равный ему. Ф. Аквинский, Ибн-Халдун, Аль-Фараби, Ж. Боден, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье использовали при обосновании своих программ идеи Аристотеля, касающиеся разграничения монархии и тирании, государственных переворотов, влияния географических факторов на политику и др.
|