Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО.




Во второй половине XVII в. в развитии русской государст венности стали преобладать абсолютистские тенденции, кото рые стимулировались стоящими перед ней задачами. Русская промышленность и торговля нуждались в протекционизме со стороны сильной верховной власти для своего дальнейшего перспективного роста. Данные тенденции получили свое выра жение в политических учениях о «просвещенной» абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить «общее благо» всех ее подданных. Подобные доктрины тесно увязыва ли в единый узел экономические и политические преобразова ния, предлагая пути их осуществления. С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Емельянович Петровский-Ситниано- вич (1629—1680). Он родился в г. Полоцке, окончил Киево-Мо- гилянскую коллегию, в 1659 г. принял монашеский постриг под именем Симеона в православном полоцком Богоявленском мо-настыре. С 1664 г. проживал в Москве. Первой его должностью стало руководство школой подьячих в Заиконоспасском мона стыре на Никольской улице, в которой он преподавал «семь свободных наук». В конце 60-х гг. XVII столетия Симеон По лоцкий стал учителем царских детей; занимая одновременно еще и должность придворного поэта, приобрел известность как человек искусный в разнообразных сферах богословского и на учного знания. Наиболее известными его произведениями яв ляются: «Жезл правления», написанный к церковному Собору 1666/67 гг. и посвященный обличению учений раскольников; «Вертоград многоцветный» — энциклопедическое, поучитель ное произведение (1668) и «Рифмологион» (1679) — собрание стихотворений панегирического характера. Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и обра зованности. Социальной проблематики он касался только опосредован но, и здесь его взгляды вполне ортодоксальны. Мыслитель за щищал социальное неравенство, усматривая в его наличии про екцию небесных порядков на земле («ови родятся благородни, ови смиреннородни, ови же свободны, ови же рабы»). Все лю ди обязаны выполнять свой долг, предопределенный судьбой, в чем и состоит главное назначение человека на земле, где каж дому отведено свое место. Однако он призывал богатых «на чальников» заботиться о своих «подначальных» и не доводить их до скудости, а также управлять ими с разумом и кротостью, а не посредством «наложения язв».

Среди пороков русской жизни Симеон Полоцкий критику ет лень, праздность и особенно пьянство. Тема обязательно сти труда постоянно присутствует во всех произведениях мыс-лителя. Главной проблемой творчества Симеона было разрешение вопросов, связанных с верховной властью, формой ее организа ции и деятельности. Он одним из первых в истории отечествен ной политико-правовой мысли дал теоретическое обоснование необходимости установления просвещенной монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Формулу «царь-солнце», являющуюся характерным атрибутом абсолютной монархии, в русскую политическую ли тературу он ввел впервые. Царь и Бог у него почти равные ве личины. «Небом Россию наречи дерзаю, ибо планиты в ней об ретаю. Ты — Солнце, Луна — Мария Царица». В понимании Симеона Полоцкого царь и государство отождествляются. Большое внимание уделяет Симеон описанию образа царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком, стре мящимся к приобретению знаний из книг и бесед с «премудры ми людьми», а особенно полезно царю читать книги по исто рии и усваивать исторический опыт других стран и народов и «по их примеру живот свой править». Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать свой народ. Симеон настаивает на различии между царем и тираном. «Кто есть царь и кто тиран хощеши знати, Аристотеля книги по- тщись почитати. Он разньствие сие полагает. Царь подданным прибытков желает. Тиран паче прижитий хощет себе. О граж- данстей ни мало печали потребе». полагает, что просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывает ся только на законах. «Под законом все казни (наказания. — Н. 3.) должны страдать», и исключений из этого правила нет ни для кого, ни для самого царя, ни для его сына. Все люди в гра жданстве обязаны бояться закона, подчинение которому укреп ляет государство и «чинна и славна содеевает царства». Термин «правда» Симеон традиционно употребляет в значе нии «закон». Он просит царя «хранить правду» и утверждать ее во всем царстве и совершать суд «в образ правды». Мыслитель обращал также внимание на недопустимость жестоких санкций. Суд обязан восстанавливать правду, а не со вершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и, более того, про тивопоказано правде, так как оно бывает «от лютого правды ненавидения».

Симеон мечтает о равном для всех суде, который будет «равно судити мала и велика», невзирая на лица («на ли це не зри, равен суд твой буди»). Организация судебных учреж дений, по его мысли, должна быть единообразной, способной осуществлять для всех единый суд. «Единый суд всем... иже в единой суть области (стране. — Н. 3.) люди». Судебные дела следует вершить своевременно и без волокиты. Мыслитель приветствует присоединение Белоруссии к России и неоднократно выражает надежду на освобождение всех сла вянских народов от ига иноверных «агарян гордых», полагая, что русский царь должен помочь всем православным народам освободиться «от общего врага рода христианского змия... ага- рянского», ибо необходимо, наконец, сокрушать «сонм агарян - ский, брани ищущий, мира нехотящий». В определении внешнеполитического курса русского госу дарства Симеон придерживался традиционной для русской по литической мы с л и. ориентации на мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов. Он советует царю жить в мире со всеми государствами «до конец земли», царствовать «мирно и мудро», никогда не искать «брани» и вступать в войну только в случае нападения врага, а к побежденным всегда яв лять милосердие. Слава России должна расширяться не мечом, «но скоротечным типом через книги».? Симеон Полоцкий достиг значительной прижизненной из вестности. В «Эпитафионе», написанном на его смерть по зака зу царя Федора Алексеевича любимым учеником мыслителя Сильвестром Медведевым, он характеризуется как «благород ный муж», «потребный церкви и государству». В истории политических и правовых учений Симеон Полоц кий выступил одним из первых серьезных идеологов просве щенного абсолютизма в России. Его идеи были распростране ны в XVII и XVIII вв. Непосредственное свое продолжение и развитие они получили у современника Симеона, представите ля той же «латинской ориентации» Юрия Крижанича.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты