Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Амфитеатр Флавиев - Колизей - выдающийся памятник римской империи. Конструкция Колизея.




Колизей - (75 - 82 гг. н.э.)это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Размеры арены позволяли выпускать до 3000 пар гладиаторов одновременно. Характер зрелищ был крайне грубый и развивал в зрителях низкие и кровожадные инстинкты. Устройство игр было средством завоевания популярности и отвлечения римского населения от его реальных интересов; к этому средству прибегали императоры, полководцы, политические деятели.

 

В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Места нижнего яруса были предназначены для императора и его окружения, сенаторов и т. п., затем последовательно шли ярусы для всадников и римских граждан, места последнего яруса занимали вольноотпущенники. В греческих театрах подобного размещения зрителей по социальным признакам не было; оно характерно именно для Рима. Места для зрителей были расположены на проходивших под ними мощных сводчатых галлереях, одновременно служивших укрытием для зрителей во время дождя. Система галлерей и множество входов способствовали быстрому заполнению и освобождению здания. Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах, укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент(веларий). Внутреннее убранство Колизея изобиловало мраморными облицовками и стуковыми украшениями; в пролетах арок второго и третьего этажа, вероятно, помещались статуи. Колоссальное сооружение амфитеатра покоится на глубоких подвальных помещениях, использовавшихся в служебных целях: здесь были помещения для пребывания гладиаторов, для раненых и убитых участников игр, клетки для зверей.

 

«Фасад» Колизея представляет собой грандиозную трехъярусную аркаду; в качестве четвертого яруса над ней высится мощная каменная стена, расчлененная пилястрами коринфского ордера. В Колизее нашла свое наиболее совершенное выражение характерная для римского зодчества система объединения в одно органическое целое многоярусной аркады, составляющей своего рода каркасную конструкцию здания, и элементов ордера - полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого - отделять один ярус аркады от другого. Римский архитектор в данном случае применяет ордер не только как средство пропорционального членения фасада огромного по протяженности сооружения (длина Колизея по окружности свыше 520 л, высота - 48,5 м), но и как средство для выявления тектонических закономерностей, лежащих в основе архитектурного образа. Полуколонны и антаблементы образно выявляют конструктивное значение многоярусной аркады: примыкающая к арочному столбу полуколонна более красноречиво, нежели сам столб, выражает его опорное значение; в свою очередь антаблемент как бы усиливает несущую способность арки. Ширина арочных проемов и столбов в Колизее одинакова во всех трех ярусах, однако благодаря тому, что полуколонны нижнего яруса выполнены в формах строгого тосканского ордера, полуколонны среднего яруса - в формах более легкого по пропорциям ионического ордера, а полуколонны верхнего яруса - в формах нарядного коринфского ордера, создается необходимое для тектонической логики архитектурного сооружения впечатление постепенного убывания тяжести и облегчения верхней части здания. Помимо этого, элементы ордера повышают пластическую выразительность наружной «стены» Колизея.

 

Колизей дает замечательный пример органического единства конструкции здания и его архитектурного решения. Грандиозная многоярусная аркада нигде на своем огромном протяжении не нарушалась какими-либо иными формами, ни разу не прерывался ее строгий ритм; ни одна сторона постройки не выделена в качестве главного фасада - характер сооружения исчерпывающе раскрывался с любой из сторон; в этом смысле здание Колизея, подобно греческому периптеру, отличается замечательным композиционным единством и цельностью.

 

Колизей построен из туфа; наружные стены сложены из более твердого травертина. Кроме того, для конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон. Кладка выполнена с большим мастерством.
26. Римский Форум - центр политической и хозяйственной жизни республиканского Рима. Форум Цезаря и форум Августа. Форум Траяна и его постройки: рынок Траяна, колонна Траяна, храм Траяна.

Римский форум – площадь и прилегающие здания в центре Древнего Рима (Италия). Изначально здесь находился лишь рынок, но позже появилось место собрания народа и место для Сената.

В республиканский период форум стал политическим, экономическим и религиозным центром римской Империи. После Пунических войн форум был перестроен и обрёл новый облик. Были проложены новые дороги, построены заново храмы. Во II века до н.э. всё больше принялись возводить скульптуры и монументы, которые бы подчеркивали величие правителей Рима и всей империи. При правлении Августа было построено множество памятников в честь победы над Антонием и Помпеем (например арка Августа), а также в честь Юлия Цезаря (храм Цезаря). На закате Римской империи форум сильно страдал от нашествий готов в 410 году и вандалов в 455 году. С появлением христианства началось возведение первых христианских храмов на месте Форума. В VIII веке Форум полностью потерял свою актуальность и строения начали использоваться в других целях. В XII веке в восточной части Римского Форума была построена крепость семьи Франьипани, частью которой стала арка Тита. Только в эпоху Ренессанса снова появился интерес к форуму. В XIX и XX веках начались масштабные раскопки, в результате чего было найдено множество останков древних строений и храмов. Часто раскопки проводились небрежно, мелкие фрагменты выбрасывались, что привело к потере информации о древнем обличие форума. В конце республиканского периода Римский форум стал тесен, для того чтобы выполнять административные, религиозные и политические функции. Юлий Цезарь был первым, кто начал расширять форум в 46 году до н.э., пристроив Форум Цезаря (Foro di Cesare). Он занимает площадь 160 м х 75 м. На прямоугольной площади форума стояла статуя Цезаря окруженная с трех сторон колоннадой, с открытой стороны располагался храм Венеры-Родительницы, построенный Траяном в 113 году. Сегодня от него остались цементное основание и три колонны. Также на форуме была Серебряная базилика - своего рода античная биржа. Вдоль Склон Арджентариум сохранились руины магазинов и мастерских времен правления Адриана. Август последовал примеру Цезаря и построил второй форум. Площадь форума Августа (Foro di Augusto) была 125 м в длину и шириной 118 м, он был построен в 2 г до н.э. на месте снесенных жилых кварталов. Внутри в нишах размещались статуи великих деятелей римской истории с соответствующими надписями. Самым важным сооружением форума стал роскошный храм, посвященный Марсу Мстителю. Он должен был напоминать об Августе как о мстителе за убийство Юлия Цезаря. Также там хранился меч Цезаря и знамена побежденных парфян. Форум Августа был задуман и построен как культовый центр с парадными залами для встреч, бесед и собраний. Форум Августа был и важнейшим политическим центром Рима; там происходили жеребьевки судей и процессы по преступлениям против государства. Сейчас сохранилась лишь часть храма. Форум Траяна был построен последним из императорских форумов Рима и являлся самым большим форумом. Он был спроектирован архитектором Аполлодором из Дамаска. Форум был построен по приказу императора Траяна и был украшен трофеями, привезёнными после завоевания Дакии в 106 году. Форум был открыт в 112 году. Форум состоял из системы закрытых и открытых пространств и имел протяженность 300 м. Через триумфальную арку встроенную в стене можно было попасть на открытую площадь размером 90 м на 120 м, в центре которой стояла огромная статуя Траяна, с двух сторон шли длинные ряды многочисленных колоннады с экседрами - полукругими глубокими нишами с местами для сидения вдоль стен. Главный вход на форум на южной стороне, триумфальная арка увенчена колесницей, запряженной шестёркой лошадей. Базилика Ульпия находилась на северном конце колоннады – это была самая большая римская базилика, примерно 180 м х 60 м. К северу от базилики располагалась меньшая колоннада и храм, посвященный божественному Траяну. На севере от базилики Ульпия скорее всего располагались две библиотеки, одна с латинскими документами, другая с греческими. Между двумя библиотеками стояла колонна Траяна. Колонна Траяна была установлена Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Выполнена из 18 блоков карарского мрамора, имеет высоту 29,74 метра (40 м вместе с пьедесталом и капителем) и диам 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Рельеф изображает о войне Траяна со главе римской армии с даками, всего на колонне 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 60 раз. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Рынок Траяна. В настоящее время сохранились только остатки рынка Траяна. Это комплекс на террасах из необожженного кирпича, построенный в начале II века тем же архитектором, который спроектировал и форум Траяна - Аполлодор Дамасский. Здания рынка использовались как склады для пищевых продуктов и места розничной торговли. Был построен один монументальный фасад, включавший большую полукруглую экседру, которую предваряла колоннада, отделявшая ее от портика на площади напротив. Внутри размещались мастерские и лавки, лестницы вели на верхние этажи. Сверху проходила терраса, вдоль которой внизу была улица с торговыми лавками. Эта улица существует и сейчас.


27.Создание нового типа храма Пантеон.

Пантеон — по-гречески "храм всех богов".

Пантеон – уникальное здание, наследие античности, дошедшее до наших времен в целости. Считается, что первоначально он был построен в 25 -27 годах н.э. и посвящен всем богам рода Юлиев. Первое сооружение Пантеона выстроил Агриппа Марк Випсаний – государственный деятель и сподвижник Августа. Первоначально Пантеон имел обычную для римских храмов четырёхугольную форму. Однако храм был уничтожен огромным пожаром, который случился между 118-125 годами н.э. На месте сгоревшего здания император Адриан возвел новый Пантеон (около 125 г.), который существует до сих пор.

Сооружение Пантеона – это новый тип постройки храма того времени. До постройки Пантеона в римском храмовом зодчестве преобладали периптеральные формы. В таких сооружениях внешний облик здания был несравненно важнее, чем его интерьер.

В Пантеоне, построенном Адрианом, впервые была решена принципиально новая задача – создание храмового здания, в котором главную роль должно играть внутренне пространство. Боковые здания, которые вплотную пристроены к храму, визуально скрывают его реальные размеры. Эффект рассчитан на то, что человек, впервые вошедший в здание и ожидающий увидеть обычный храм, будет поражен огромным внутренним пространством. Этот эффект действует даже сейчас, хотя посетители заранее знают о форме и размере Пантеона.

Пантеон даже сегодняшнего посетителя, знающего заранее о его размерах, поражает своими размахом.

Пантеон был первым храмом, построенным с учетом всеобщего доступа. В древности во время выполнения религиозных ритуалов в храмах находились только жрецы, все остальные располагались снаружи. Пантеон, однако, предназначался для всех людей.

Пропорции Пантеона отличаются исключительным совершенством. Диаметр ротонды почти равен высоте храма, купол изнутри представляет собой точную полусферу. Пропорции интерьера рассчитаны на постепенное облегчение архитектурных форм в верхних частях здания. Благодаря такому решению достигнута особая гармония архитектурного образа.

Здание дошло до нас, в общем, в хорошей сохранности, но наружная и внутренняя отделка не сохранилась, изменено было архитектурное решение второго яруса стены внутри храма, исчезли бронзовые скульптуры, украшавшие фронтон портика.

Пантеон построен из кирпича и бетона. Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен — 6,2 м. Внутри стен имеются пустоты для облегчения их веса. Для прочности стен и правильного распределения сил тяжести и распора применена строго продуманная система больших и малых кирпичных арок и поперечных перемычек, придающих жесткость стенам. Самый купол по конструкции подобен стене и сложен из горизонтальных слоев бетона, прослоенного большими двухфутовыми кирпичами. Опорная стена и нижняя часть купола пронизаны пустотами и снабжены кирпичными арками, которые образуют целую систему и позволяют равномерно загрузить опорные части.

Храм состоит из трех частей: – коринфский портик, – круглая купольная ротонда, – прямоугольный блок, соединяющий портик и ротонду.

Наружная часть в сравнении с внутренней, имеет достаточно простой вид. Войдя в храм, охватывает необыкновенное чувство, вызванное его огромными размерами. Микеланджело говорил, что это "ангельское, а не человеческое творение". Он восхищался фасадом Пантеона с его 16-тью колонами, высотой в 12 метров, грандиозным куполом, имеющим 43,5 метра в высоту и его внутренним пространством, которое вмещает более 2 тыс. человек.

Через круглое отверстие в куполе, имеющее в диаметре около 9 м, поступает свет внутрь храма (это единственный источник освещения). Под сводами храма человек ощущает себя в центре Вселенной.

В храме проводились службы во имя семи наиболее почитаемых римских богов: Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия, Плутона и Сатурна. В Античности под отверстием в куполе Пантеона был установлен церемониальный алтарь, на котором сжигали жертвенных животных. Это предположение, так как сведений о том как в действительности использовался храм не осталось.

В XIV-XVI веках, здание использовалось в качестве оборонительного сооружения. Лишь в эпоху Ренессанса Пантеону был возвращен былой блеск. Реставрацией храма руководил Рафаэль; в 1520 году он, согласно своему распоряжению, был здесь похоронен.

Сейчас в Пантеоне церковь - BASILICA DI SANTA MARIA AD MARTYRES, является национальным мавзолеем. Здесь захоронены выдающиеся люди Италии. Рафаэль Санти - первый, кто изъявил свое желание быть похороненным в Пантеоне. С этого момента языческий храм превратился в усыпальницу. Здесь же покоятся великие художники Дзуккари и Каррачи, а также представители королевской Савойской династии, а в 20 столетии такой чести были удостоены король Виктор-Эммануил II и король Умберто I.


28.Аппиева дорога и связанные с ней сооружения.

А́ппиева дорога (лат. Via Appia) (312—244 годы до н. э.)— самая значимая из античных общественных дорог Рима. Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, ренессансные и барочные постройки. Аппий вымостил массивными камнями большую часть названной его именем дороги от Рима до Капуи, при этом растратив на строительство почти всю государственную казну. Основание дороги было вымощено тёсаными камнями (из серого вулканического базальта), которые укладывали на слой гальки и цемента. Ширина (до 4 метров) позволяла разъехаться двум конным экипажам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды. На определённом расстоянии друг от друга находились дорожные станции, служившие местом отдыха для путников. Через каждую римскую милю (1478 метров) стоял мильный столб, обозначавший расстояние и с указанием имени правившего на тот момент императора. Столб первой мили Аппиевой дороги сейчас заменён на копию, остальные столбы не сохранились. Каждые 10 миль были оборудованы местами для отдыха. Две мраморные колонны в Брундизии обозначали окончание дороги.

В 71 году до н. э., вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима, после подавления восстания Спартака, были распяты более 6 тысяч пленных рабов.

Значение дороги. Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Теодор Моммзен отмечал её значение в качестве военной магистрали. Особенно важным было то, что в ходе строительства дороги Аппий провёл канал через Понтийские болота, который осушил землю и упростил отправление кораблей из Лация в Таррацину. С античности дорога имела важнейшее значение, связывая Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия и позднее для развития торговли с Востоком.

Уже в древности Аппиева дорога называлась — «царица дорог». Вскоре римляне стали строить вдоль дороги монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Так, уже через 20 лет после открытия движения по Аппиевой дороге представители римского рода Сципионов построили склепы для захоронения членов семьи. В Средневековье значение дороги в качестве торгового и транспортного маршрута начало убывать, она использовалась паломниками, путешествующими до Святой земли. В катакомбах на Аппиевой дороге были захоронены многие христианские святые и мученики, например, святой Себастьян, папа римский Каллист.

В IX—X веках Ватикану принадлежали крупные земельные угодья вдоль дороги, однако, памятники постепенно приходили в упадок под воздействием погодных условий и рук человека. В XI веке церковь начала передавать владения в руки семей римских баронов и графов.

Интерес к раскопкам на дороге пришёл с «модой» охотиться за останками святых и мучеников и поставлять артефакты в музеи и коллекции по всей Европе. На части Аппиевой дороги в XIX веке, когда её расчищали по приказанию папы Пия VI, археологами проводились раскопки.

Устройство дороги. Несколько километров Аппиевой дороги использовались для постройки гробниц и памятников (особенно на отрезке Рим — Беневент), что давало возможность жителям Рима показать своё богатство и положение в обществе. Цена на участки земли в начале общественных дорог (лат. viae publicae), соединявшие между собой наиболее крупные города, была высока, некоторые вообще не предназначались для продажи, поэтому чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка. На Аппиевой дороге также возводились загородные виллы римской аристократии, например, вилла Квинтилиев, вилла императора Максенция, философа Сенеки, противника Цицерона Клодия Пульхра и других знатных жителей.

Современное состояние - Археологический парк. Идея крупного археологического парка в районе между колонной Траяна и Castelli Romani возникла во время Наполеоновских войн. Восстановительные работы на дороге начал папа Пий VII в конце XVIII века, в них принимали участие ведущие археологи, учёные, инженеры, художники. После Второй мировой войны возникают планы по застройке дороги жилыми домами, а также проект роскошного жилого района на месте виллы Квинтилиев. Наряду с крупными проектами на дороге постоянно шла реализация частных несанкционированных проектов, строились дома, происходил захват земли и зданий для создания неконтролируемой промышленной деятельности. И лишь в 1988 году было одобрено учреждение регионального парка via Appia Antica. Сегодня Аппиева дорога — это государственная дорога, частично асфальтирована, однако сохранились крупные участки дороги с античным покрытием, местами с глубокими колеями, выбитыми колесами повозок и колесниц. В XX и XXI веках Аппиева дорога стала популярным местом проведения различных спортивных состязаний. Во время Олимпийских игр 1960 года в Риме здесь проходили соревнования легкоатлетов-марафонцев.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты