КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И стало считать ощущения единственным воспринимаемыми человеческой реальностью.Дэвид Юм был убежден, что уму не дано реально ничего, кроме его восприятий или впечатлений и идей. Непрерывность и целостность наших представлений о внешнем мире на основе наших чувств, впечатлений, обеспечивающих действием механизма ассоциации идей. Это значит, что полученные от внешних впечатлений идеи в уме соединяются в единое целое на основе сходства, смешанности во времени и причинности. В своей работе «Трактат о человеческой природе» Юм говорит, что невозможно доказать полное соответствие между внутренним человеческим опытом и внешним миром. Тем самым отстаивая позицию гносеологического скептицизма. Рационалистическая философия 17 века. Представители рационального направления были убеждены в том, что данные чувственного опыта не всегда точны, а потому отдавали предпочтения не опытным, а теоретическим приемам получения знания, не чувствам, а разуму, полагая, что разум способен рассматривать внутри себя всеобщие и необходимые истины. Основоположник Рене Декарт (1596 - 1650) полагал, что все знания об окружающем мире может быть выведено непосредственно из человеческого разума методом дедукции, т.е. движение мысли от общего к частному, чтобы обнаружить истинные мысли, необходимо подвергать сомнению рассмотренные положения. «Я мыслю, следовательно существую». Фундаментальным понятием философии Декарта являлась субстанция. Все вещи составляют две независимые друг от друга субстанции: души и тела. Духовную он считал не делимой, а материальную – делимой до бесконечности. Их главными атрибутами являлись соответственно мышление и протяженность, а прочие атрибуты производны от них. Духовная имеет в себе идеи, присущие изначально и не приобретенные в опыте – это врожденные идеи. К врожденным относит: идея Бога, большинство оснований математики. В своем подходе к субстанции Декарт выступает с позиции дуализма, т.е. признания 2-х субстанций. Бенедикт Спиноза (1632-1677) противопоставил дуализму Декарта принцип монизма. В основе его философской системы положено учение о единой субстанции. С его точки зрения первооснова, окружающая нас, мира является субстанцией. Она одновременно материальное основание всех вещей и Бог, подобно которому она вечна, бесконечна, и не имеет внешних причин для своего бытия. Субстанции, обладающие атрибутами: Протяженность – необходима субстанции для того, чтобы вмещать единичные материальные вещи. Мышление – необходимо, чтобы осознавать себя в своей материальной протяженности. Т.о., монизм Спинозы имеет пантеистический характер. Он полагает, что существует лишь одна субстанция – природа, которая причина самой себя, т.е. не нуждается ни в чем для существования. С природой осуществляется Бог. Наделяя субстанцию двумя атрибутами, он говорит, что наряду с протяжением материя начинается от камня и заканчивается мозгом – способна мыслить, но в разной степени.
|