КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века.общественное движение в России 19 века. В первой половине 19 в обострилась идейная и общ-но политическая борьба.Основная причина подъема общ. движения – растущее понимание всем общ-вом отставания России от более передовых западно-европ. стран. На развитие общ-ного движения большое влияние оказывали народные волнения. Декабристы. Главная причина движения – понимание двор-вом, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для судьбы страны. Тайные общ-ва декабристов появились в 18-19вв. «союз спасения» - первая русская политическая организация, имевшая револ. программу и устав – «статус». В нем заложены 2 идеи переустройства общ-ва – ликвидация креп-го права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как главный тормоз для развития России, самодержавие – как отжившая политическая система. Они считали идеалом политического устройства конституционную монархию. Существовали и другие союзы, которые настаивали на республиканской форме правлдения. К 1820 г они начали преобладать. Северное общ-во разработало план восстания в Петербурге и назначили его на 14 декабря. Заговорщики хотели принудить сенат принять их «Манифест к русскому народу» - и вместо присяги императора провозгласить переход к конституц-му правлению. Восстание было разгромлено, начались аресты членов общ-ва. Слабость пропагандистской деятельности, несогласованность деятельности и неподготовленность общ-ва к преобразованиям – основные причины поражения декабристов. Идеи и деят-ть их оказали существенное влияние на развитие общ-ной мысли. Консерваторы. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и креп-го права. Граф Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на 3 принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории отразились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственная форма правления. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и гос-ва. Православие понималось как религиозность. Из этого делался вывод о ненужности и невозможности коренных изменений в России. Либералы. Приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи. Основой морально-этических взглядов являлось признание неприкосновенности личности, ее право на свободное духовное развитие. На рубеже 30-40х гг среди либералов сложилось 2 течения: славянофильство и западничество. Они предлагали изменить соц-ный строй, установить констит-ную монархию, отменить креп-ное право, наделить кр-н землей, ввести свободу слова. Идея славянофилов в том, что единственной верной религией является православие. Западники считали что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и запада, объясняя ее отличие отсталостью. Радикалы. Разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. В 1831г образовалось «Сунгуровское общ-во». Члены организации восприняли наследие декабристов. Выступали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению конституции. Радикалы стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общ-ва (революционный путь). В истории движения радикалов второй половины 19 в. выделяются три этапа: 60е гг – складывание револ-демократической идеологии и создание тайных кружков; 70е гг – деятельность организации революционных народников; 80-90е гг – распространение марксизма. Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного бунта и действия радикалов.
|