КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет № 5. 1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV–XV вв.1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV–XV вв. В середине XIII века при сыне Александра Невского Данииле Александровиче Москва стала удельным княжеством и начала проводить самостоятельную политику. В это же время значительно усилилось Тверское княжество, также претендовавшее на лидерство среди русских земель. Вскоре началась борьба за владимирский стол между Юрием Даниловичем Московским и Михаилом Ярославичем Тверским. В спор вмешалась Орда. В 1327 г. против татар восстала Тверь. В разгроме восстания участвовал Иван Калита, князь Москвы, получивший за это владимирское княжение и право сбора дани с русских земель. Он приобрел ряд земель (Белоозеро, Углич, Галич Мерьский). В Москву переехал из Владимира митрополит, что усилило ее влияние. При Дмитрии Ивановиче (1359—1389) Москва стала подминать под себя Тверь, Нижний Новгород, Рязань. В 1368—1372 гг. она выдержала войну с литовским князем Ольгердом, помогавшим Твери. В 1370-х гг. правитель Орды темник Мамай решил ослабить Москву, в 1377 г. татары разбили московско-нижегородские отряды на р. Пъяне и сожгли Нижний Новгород. Но в 1378 г. московско-рязанская рать нанесла поражение ордынцам на р. Воже, а в 1380 г. объединенные рати Дмитрия Донского и других русских князей разгромили войска Мамая на Куликовом поле. Однако хан Тохтамыш разорил Москву в 1382 г. и вернул ее под власть Орды. После разгрома Орды Тимуром в 1395 г. Василий I (1389—1425) несколько лет не платил ей дани. В 1408 г. правитель Орды Едигей вновь осадил Москву, не взял ее, но страшно разорил окрестные города. Власть татар вновь укрепилась. В то же время западные русские земли захватывала Литва — в 1403 г. литовский князь Витовт овладел Смоленском. Василий I еще в 1392 г. захватил Нижегородское княжество, купив права на него у Орды. Централизованное Русское государство с центром в Москве оформилось в правление сына Василия II Ивана III (1462—1505). При нем к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка. Иван III перестал платить дань Большой Орде (наиболее крупной части распавшейся Золотой Орды). Хан Ахмат попытался ослабить мощь Москвы и двинулся против нее походом. Но после «.стояния на Угре» в 1480т., когда татары не решились напасть на русские полки, Ахмат отступил в степи и погиб. Ордынское игЪ пало. В 1472 г. Иван III женился вторым браком на племяннице императора Византии Софье (Зое) Палеолог. Гербом Руси со временем стал византийский двуглавый орел. Москва выступила как бы в роли преемника Византии. Формируются основы централизованного государственного аппарата. Центральными его органами являлись Боярская Дума и казна (канцелярия). На местах — в уездах и волостях — управляли наместники и волостели. При Иване III становится массовой раздача земель служилым людям (дворянам, детям боярским) — костяку армии. Иван III подумывал о конфискации на эти цели земель церкви (секуляризацию), но не решился на это из-за давления духовенства, ожидая, что оно пожертвует ему свои владения добровольно. В 1497 г. был издан Судебник — первый общерусский свод законов. Он впервые ввел единый для всей страны срок переходов крестьян от господ в Юрьев день осенний (неделя до и после) при условии уплаты долгов и соответствующих повинностей («пожилого»). При Василии III (1505-1533) Москва присоединила последние самостоятельные центры на Руси — Псков и Рязань, что завершило объединение страны. Еще более усилился деспотизм великокняжеской власти. В то же время произошло более четкое размежевание функций между великим князем и Боярской Думой. Продолжался начавшийся при Иване III экономический подъем. Объединение Руси шло во многом силовыми методами, ибо экономические предпосылки для него созрели не до конца. И знать, и простолюдины были практически бесправны по отношению к великому князю (они называли себя его холопами), чью власть ограничивали лишь вековые обычаи.
|