КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Легитимность и легальность государственной властиЛегитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им. Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Выделяют следующие типы легитимности государственной власти: - рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; - идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; - традиционный, когда власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; - харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д. Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в чистом виде. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них. О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр. Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998. С. 52-54. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 94-96, Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов н/Д, 1996. Лекция 4. С. 104-108. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 151-154. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 338-342. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 126-128. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.П. Перевалов. М., 1997. С. 136-138. Теория политики (Общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 102-113. ЧерданцевА.Ф. Теория государства и права. Курс лекций. Екатеринбург, 1996. С. 23. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.
17. Понятие и сущность государства Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Можно выделить следующие подходы к сущности государства: - классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.); - общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классови слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.) Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. Ильин И.А. О государстве // Собрание сочинений М., 1993. Т. I. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994, Лекция 2. Курс лекций по теории государства и права / Под ред. Н.Т. Разгельдеева и А.В. Малыш. Саратов, 1993. Ч. 1. Лекция 3. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Полное собрание сочинений. Т. 37. Лившиц Р.З. Теория права. М, 1994. Гл. 1. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4. Общая теория права и государства / Под ред. Б.В.Лазарева. 2-е изд. М., 19%. Тема 20. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М: Юристъ, 1997. Гл. 3. Теория государства и права. Ч. 1. Теория права / Под ред. А.Б. Венгерова.М., 1995. Тема 4.
18. Типы государства: различные подходы Типология государства - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Достоинства данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.). В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п. Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы; 2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 3. Ленин В.И. О государстве // Полное собрание сочинений. Т. 39. Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 5. Панфилова ТВ. Формационный и «цивилизационный» подходы: возможности и ограниченность // Общественные науки и современность. 1993. №6. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М: Юристъ, 1997. Гл. 3. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б.Венгерова. М., 1995. Тема 4. Тойнби А.Д. Постижение истории. М, 1991. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.
|