КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие о способностях. Структура способностей. Возможности формирования и развития способностей в образовании3. Игровые технологии. Принципы проектирования, классификация игровых технологий. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: 1. В качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета. 2. В качестве элемента более обширной технологии. 3. В качестве урока или его части. 4. В качестве технологии внеклассной работы. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных процессов.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком: чётко поставленная цель педагогического обучения, соответствующий ей педагогический результат. Определение их места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементом игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогический игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, уличные комнатные, а также с различными средствами передвижения.
Принципы игровых технологий (по Вербицкий): 1. Принцип проблемности: в педагогическую игру закладывается система знаний, в форме конкретной производственной ситуации. 2. Принцип совместной деятельности (деловая игра). Деловая игра – это принцип, показывающий совместную деятельность двух и более людей. Участники вступают во взаимодействие с целью решить проблему и принять решение по всем вопроса. 3. Принцип диалогического общения: каждый участник имеет право и должен высказывать свою точку зрения по всем вопросам. 4. Принцип двуплановости: во мнимых условиях игры разворачивается деятельность, назначение которой – развитие реальных личностных характеристик специалиста.
Классификация педагогических игр: 1. По целям применения: обучающие, воспитывающие. 2. Методика и технология организации: предметные, ролевые, деловые, сюжетные. 3. По уровню проблемности: творческие, тренинговые, репродуктивные. 4. По коммуникативному воздействию: парные, групповые, индивидуальные, коллективные. 5. По применению творческих средств: компьютерные и тренажёрные.
Направление реализации игровых приемов и ситуаций: 1. Дидактическая цель: ставится в форме игровой задачи. 2. Учебная деятельность: подчиняется правилам игры. 3. Учебный материал: используется в качестве средства игры.
Виды проблемных ситуаций: 1. Ситуация-иллюстрация - на конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков. 2. Ситуация-оценка - учащимся предлагается описание события и принятых мер. Их задача: оценить источники, механизм, значение, следствие ситуации, а также принятых мер для решения. 3. Ситуация-упражнение - учащимся предлагается описание ситуации, но анализ требует от них обращение к специальным источникам информации.
Преимуществами игровых технологий являются: 1. Активизация и интенсификация процесса обучения. 2. Воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности. 3. Гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения: от репродуктивных до проблемных. 4. Моделирование практически любого вида профессиональной деятельности. 5. Творческое саморазвитие обучаемых.
|