КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сознание и бессознательное. Самосознание.Большой, непревзойденный вклад в разработку проблемы бессознательного внес австрийский психиатр, психолог и врач Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Человеческая психика, по Фрейду, трехслойна. Самый нижний и самый мощный пласт ее представлен как раз бессознательным, или Оно (Id). Фрейдовское бессознательное живет по принципу или закону удовольствия. Свою энергию оно черпает в основном из двух источников: либидо - сексуального влечения (это здесь главное) и инстинкта агрессии (разрушения, смерти). Говоря символически - из Эроса и Танатоса. На поверхности бессознательного, Оно, покоится сознательное - Я (Ego). Живет оно по принципу реальности, т. е. адекватной ориентации в объективных и субъективных (межличностных) структурах жизненного мира человека. Наконец, третий слой психики человека - «Сверх-Я» (Super-Ego), представленное совестью, различными правилами и запретами, общественными ценностями, нормами и идеалами, вообще культурой. Закон жизни этого слоя - внутренняя цензурность, контроль, репрессия. С помощью «Сверх-Я» ограничивается, социально канализируется спонтанность (свобода) человеческих влечений, настоятельно требующих своего удовлетворения. До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида. Фрейдовский психоанализ в известной степени был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы: не ограничиваясь исследованием природных элементов человеческого существа, он направлен и на раскрытие психических влечений человека, его внутреннего мира, смысла человеческого повеления и значения культурных и социальных образований для формирования психической жизни человека и его психологической реакции. Это в свою очередь предполагало более глубинное изучение структуры личности, поскольку при анализе и оценке человеческой деятельности исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке. Фрейдовская концепция психического безусловно оригинальна и эвристична. Она несет с собой солидный освободительный потенциал: требование постоянно укреплять в себе самосознательное Я; обязанность контролировать бессознательные инстинкты, влечения и желания; необходимость превращать Оно в Я. В то же время здесь явно абсолютизируется место и роль бессознательного в человеческой психике, демонизируется Оно. Поскольку бессознательное питается от инстинктов, то значит оно к тому же и биологизируется. А через это биологизируется и вся человеческая психика, что по меньшей мере спорно. Необоснованы и социально-исторические обобщения психоанализа. Нельзя и в самом деле считать, что безумящий душу эрос всецело движет человеком - антисоциальным по сути существом, что само общество создано лишь для того, чтобы обуздать биологические влечения и инстинктивные импульсы индивидов. Будем, однако, справедливы: такие обобщения принадлежат не столько Фрейду, сколько его рьяным последователям и поклонникам. Дальнейшая реконструкция классического психоанализа наглядно свидетельствует о тех просчетах и методологически неверных установках, которые имели место у основателя психоанализа. Критика З. Фрейда была в основном направлена на биологизаторские тенденции его концепции, - неофрейдисты пытались социологизировать его учение. САМОСОЗНАНИЕ - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе, то есть понимание человеком своей роли в жизни и в обществе. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает. Возникновение самосознания связано с определенным уровнем развития сознания и является необходимым условием становления личности.
|