КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема антропосоциогенеза. Взаимосвязь человека и природы. Биологическое и социальное в человеке.Антропосоциогенез (от греч. антропос – человек, лат. societas – общество, греч. генезис – происхождение) – процесс перехода от животного мира к человеческому состоянию. Двумя его двумя неразрывно связанными сторонами являются: (1) превращение непосредственного животного предка человека (хабилиса) в человека –антропогенез, и трансформация биологического объединения (стада) животных предков человека в человеческое общество – социогенез. Антропосоциогенез начался примерно 1,8 млн. лет тому назад и завершился около 40 тысяч лет тому назад. По археологической периодизации это ранний палеолит. Люди, жившие в эпоху антропосоциогенеза, были людьми еще только формирующимися – пралюдьми. Пралюди жили в формирующемся обществе – праобществе. Основой антропосоциогенеза был процесс развития производственной деятельности, становления общественного производства. Уже поздние предлюди – хабилисы перешли от использования готовых, данных природой орудий, что было характерно для ранних предлюдей – австралопитеков, к изготовлению орудий и использованию этих, созданных ими орудий. Вскоре производственная деятельность превратилась в основное условие их существования. Настоятельной необходимостью стало ее развитие, совершенствование. Но этому препятствовали, во-первых, отсутствие у хабилисов языка и мышления, во-вторых, зоологический индивидуализм, господствовавших в их объединениях — стадах. Хабилисы были животными и, как у всех животных основными стимулами их поведения были биологические инстинкты, прежде всего такие, как пищевой и половой.Когда животные живут не в одиночку, а в составе объединения, то с неизбежно должно было иметь место постоянные столкновение стремлений разных особей удовлетворить свои инстинкты. Поэтому необходимое условие существования всякого сколько-нибудь прочного зоологического объединения – систематическое согласовывание сталкивающихся стремлений всех животных, входящих в их состав. Оно осуществляется путем доминирования. Связь человека с природой существенно характеризуется именно тем, что человек выходит за узкие рамки отношения к ней только как к «среде», вступает в отношение к природе «в целом» и взаимодействует с ней на этом уровне. Можно сказать: природные условия выступают «средой обитания» человека постольку, поскольку они не есть уже только «среда», но становятся «пространством» его развития как универсально-творческого существа. Взаимодействие человека и природы, а именно зависимость человека и общества от природы не исключает их активной роли в существовании и развитии природы. Человек – «венец» развития природы и в то же время имеет принципиально новую сущность, новые функции. Наука и средства труда в ходе их развития и совершенствования делают человека потенциально неограниченно могучим в его воздействии на природу. В масштабе бесконечной Вселенной влияние общества не имеет сколько-нибудь существенного значения. Однако в масштабах нашей планеты, особенно в масштабах биосферы, влияние человеческого общества значительно. В наши дни в условиях современной научно-технической революции общество становится первостепенным фактором функционирования и развития природы как биосферы. Биологическое и социальное в человеке Человек, как и все другие живые существа —часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные протосоциальные (досоциальные) схемы поведения человека как специфического биологического вида. Биологические детерминанты (факторы, определяющие существование и развитие) определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: —производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), а животное не производит, только использует то, что есть в наличии; —может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т. п. ); —способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам; —свою жизнедеятельность делает предметом (осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.
|