КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общество и его структура. Теоретические модели общества.Одной из существенных характеристик системности обществу является его структура. Структура общества - это совокупность устойчивых координационных и субординационных связей между элементами содержания общества, которые обеспечивают его целостность и самодостаточность. 1. По субстратному (по основным представителям) общество состоит из системы индивидов, а также из групп, этнических, социальных, демографических, профессиональных, региональных и других общностей. 2. По способу организации жизнедеятельности и управления в структуре общества выделяются социальные институты и связи между ними. Они могут быть официальными (государственными) и неофициальными (негосударственными), различаются по предназначению и составу, конкретным организациям и другим основаниям. 3. По наличию в обществе различных отношений и многообразию деятельности его структуру составляют виды отношений: экологические, демографические, материально-производственные, социальные, политические, правовые, нравственные, эстетические, научные, религиозные, образовательно-воспитательные, семейные и др. Существуют также аналогичные виды деятельности. 4. В зависимости от нацеленности жизни людей на удовлетворение их материально-физических или духовных потребностей выделяют два уровня жизни общества: - материальная жизнь общества как первичный, естественно-необходимый уровень; - духовная жизнь общества как вторичный, но не менее важный уровень жизни. 5. В зависимости от существования главных сфер жизнедеятельности общества в его структуре выделяются: o материально-производственная сфера жизни общества; o социальная сфера жизни общества; o политико-правовая сфера жизни общества; o духовная сфера жизни общества; Существуют и другие сферы жизни общества. Особой сферой является военная жизнь общества. 6. Обобщенной характеристикой структуры общества следует считать подход, выделяющий три типовых элемента, обладающих своей спецификой и связями: o функционирование сознания субъектов общества; o совокупность институтов общества; o система общественных отношений (деятельности). Философские основания теоретической модели общества. Общество можно анализировать по-разному. Русский мыслитель А.А.Богданов (1873—1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления. Это характерно для общей теории систем как научной дисциплины. "Всякая человеческая деятельность, — писал он, — объективно является организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность — техническую, общественную, познавательную, художественную — можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения". Хорошо известны попытки описать общество как живую популяцию без выявления специфики социального. Современный философ-обществовед В.С.Барулин подходит к обществу с позиций рассмотрения различных сфер деятельности людей, обеспечивающих их жизнь. В основе социальной философии могут лежать и другие подходы, но тогда возникают иные философские модели. Рассмотрим некоторые из них. В XVII—XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Натуралистический философский принцип требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др. Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Так, человека он сводил до уровня сугубо природного существа. Такой подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основная ошибка заключалась в принижении человеческой активности и отрицании человеческой свободы. Еще одним недостатком натуралистического подхода к обществу является то, что человек уподоблялся социальному атому, а общество механическому агрегату индивидов-атомов, замкнутых только на своих собственных интересах.
|