КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философское понятие ценности. Ценности человеческого существования. Иерархия ценностей.Теория ценностей - это система философских проблем, характерных для так называемых гуманитарных наук - антропологии, социологии, культурологии, этики, эстетики, психологии и т.д. Сюда входят также проблемы некоторых сфер и направлений медицины, экономики, политики и т.д. Все эти дисциплины изучают и оценивают отдельные стороны внутреннего мира человека. Философия стала и мировоззренческой основой, и методологическим связующим звеном всех наук, обращающихся к оценочному познанию человека, его жизни и деятельности. Несомненно, уже и античные философы (Сократ, Платон, Аристотель и другие оригинальные мыслители древности), разрабатывая проблемы культуры, этики, эстетики, политики, экономики и т.д., имели дело с глобальными ценностными характеристиками человека и среды его обитания. Но они не рассматривали все эти характеристики как нечто общее, то есть как предмет специального философского осознания. Между тем сама по себе ценность превратилась в новое социально-философское понятие, обобщающее все общественно значимые эталоны, общечеловеческие или социальногрупповые идеалы. Ценности со временем действительно стали служить показателями культурного развития человека, а также высших достижений в жизни людей, указывающих на общественное достояние всех социальных структурных элементов. Именно ценности стали критериями определения и характеристики качественной стороны в человеческой жизни и деятельности. Они превратились в некие эталоны, или образцы для подражания: в науке, например, это истина; в морали - добро; в искусстве - красота; в политике - закон; в быту - любовь, справедливость, честь, долг, счастье. Само наличие ценностей в жизни и деятельности людей, а также существование соответствующих им различных коммуникативных ситуаций позволяет ясно представить содержание творческих, созидательных, конструктивных действий отдельных личностей. Ценности зарождались и самоопределялись в культуре в силу жизненной потребности индивида во в небиологической ориентации. А вариабельность человеческой жизнедеятельности потребовала не автоматического, а осмысленного и свободного выбора способов достижения тех целей, которые человек ставит перед собой. История культурного развития человечества свидетельствует о том, что регулятивное значение ценностей тем больше, чем выше уровень духовности и у личности, и у ее сообщества, иначе говоря - чем дальше уходят люди от подчинения жестким природным законам биологической жизни. Если в теории познания главной целью является философское осмысление способов и средств постижения истины, то в аксиологии - осмысление ценностей. Понятие «истина» в философии и науке обозначает исчерпывающее знание субъектом объекта. А поскольку задачей научного познания является нахождение адекватного отражения в сознании человека связей и отношений между объектами, истина в нем есть не что иное, как «отношение между...». Задачей же аксиологии является установление иных связей и отношений: не «между...», как в познании, а «к...». Следовательно, ценность - это выявление реального отношения объекта к субъекту, а ценностная оценка -отношения субъекта к объекту. Таким образом, понятия «ценность» и «истина» отражают субъектно-объектные связи в природе и обществе, но по-разному. Если истина не имеет никакого отношения к субъективности, то ценность - это «субъективированность объекта». О ценностях в человеческой жизни еще больше говорилось в последующие исторические эпохи. Однако надо признать, что ни Платон и Аристотель, ни Пиррон и Эпикур, ни Св. Августин и Св. Фома Аквинский, ни Бэкон и Декарт, ни Кант и Гегель, ни другие великие мыслители далекого прошлого, глубинно прорабатывая проблемы этики и эстетики, а следовательно, имея дело с ценностями, все же не стремились к тому, чтобы добро, красоту, истину, справедливость, свободу, счастье и т.д. представлять как нечто целое, общее, что и должно было бы стать предметом самостоятельной исследовательской науки, познающей ценности. Действительно, с античности и до наших дней между представителями различных философских систем и направлений аксиологической мысли велись и ведутся острые дискуссии о том, являются ли ценности атрибутом объективно существующих вещей, предметов и явлений или же они есть не что иное, как результат личностной (общественной) оценки природных или созданных людьми вещей и предметов с позиций значения их для субъекта, удовлетворения его интересов и потребностей. Людям вообще свойственно искать некую абсолютную опору своего бытия, познания, ценностных ориентаций. И это не случайно, ибо если все относительно, то теряется критерий для разграничения истины и лжи, добра и зла, хорошего и дурного и рушатся устои личностного нравственного существования, что психологически невыносимо. Поэтому следует признать справедливым поиск основополагающих ценностей. Представление о человеке, о личности как о высшей ценности — это не гордыня, а признание единственности его индивидуального бытия в этом мире. Таким образом, к высшим ценностям относятся социальные, нравственные, эстетические, религиозные идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой — общественной и личной — жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных материальных потребностей и интересов и тем самым возвышают его как социального субъекта, как субъекта культуры.
|