КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Польское восстание 1830 - 1831 гг.
Характер Ивана III Васильевича формировался в сложной обстановке. Детство и отрочество будущего первого государя всея Руси пришлось на заключительные, самые драматические этапы феодальной войны второй четверти XV а на седьмом году жизни княжич был обручен с 4-летней дочерью тверского великого князя. Через несколько лет 10-летняя Мария Тверская превратилась в великую княгиню Московскую. В ту пору не удивлялись ранним бракам. Решающее значение здесь имели династические и политические интересы. С детских лет приучали Ивана III к походам. Воеводы и воины привыкали смотреть на него как на будущего своего государя. Уже в 12-летнем возрасте Иван отправился в свой первый самостоятельный поход. Естественно, фактически во главе войска шли опытные воеводы, но формально главенство и личное участие княжича стало ступенью к его политическому возмужанию. К 17-летию он уже далеко не формально носил титул великого князя. Физическая беспомощность слепого отца подчеркивала значение сына. Как ближайший помощник Василия II, он принимал реальное участие в управлении великим княжеством. К концу XIX в. Россия была самой крупной по территории из развитых стран. Она занимала шестую часть суши, простиралась от Германии до Аляски, от Афганистана до Заполярья.
В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине XIIв. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу XIIVв. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулов великого князя в XIIв. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале XIIв., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в XII-XIIV вв. были самостоятельными и имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство. Признаки тоталитарного политического режима. Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине 1 тысячелетия до н. э. Под именем «венеды» они впервые стали известны античным авторам 1 — 2 вв. н. э. — Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами. Название «славяне» появляется в источниках в 6 в. н. э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов — крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине 1 тысячелетия н. э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту. Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (6 — 8 вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях Восточной Европы, именовалась актами (слово иранского либо тюркского происхождения). Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до 6 в., продолжают идти дискуссии. Наиболее вероятно, что они занимали в первой половине 1 тысячелетия н. э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра. Расселение славян происходило по трем основным направлениям: 1) на юг, на Балканский полуостров; 2) на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой; 3) на восток и север по Восточно-Европейской равнине. Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне. Восточные славяне к 8 — 9 вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке — средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения. Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Их названия чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» — «живущие в поле», «древляне» — «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» — от р. Буг). Структура этих общностей была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»). У восточных славян к 8 — 9 вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р. Припяти и Десны до р. Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, — древляне, западнее древлян до Западного Буга — бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье — хорваты {часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру — тиверцы, а в Поднепровье южнее полян — уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р. Сож (левый приток Днепра севернее Десны) — радимичи, на верхней Оке — вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги — кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием. Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями — рало (в южных областях), соха (на севере). Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе — кузнечное дело. Хозяйственной ячейкой (8 — 9 вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община — вервь. Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в 6 — 8 вв. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. Во главе восточнославянских союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать — дружину. Князья были и в более мелких общностях — племенных княжествах, входивших в союзы. С 8 в. у восточных славян распростра-, няются укрепленные поселения — «грады». Они являлись, как правило, центрами союзов племенных княжеств. Концентрация в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала дальнейшему расслоению общества (см. Горой). Религией восточных славян до конца 10 в. было язычество. Самые почитаемые из богов — Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов. Перун являлся богом молнии и грозы, Род — плодородия, Стрибог — ветра, Ве-лес — скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре — божествами солнца, Мокошь — богиней ткачества. Их деревянные и каменные статуи воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие. Славяне поклонялись священным дубам и рощам. Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем. В организации культа значительную роль играли языческие жрецы — волхвы. К началу 9 в. у восточных славян началось формирование государства. 12 марта 1801 года в результате дворцового переворота и убийства императора Павла I Петровича к власти пришел его сын император Александр I Павлович. Александр был воспитан Екатериной II в духе французского просвещения. Вступив на престол Александр должен был лавировать между двумя мощными придворными группировками – либералами и консерваторами-охранителями. В царствовании Александра I выделяют два периода: до 1812 года и после 1812 года. В первый период Александр пытался осуществить серию широких реформ, выработанных в кругу близких друзей (Негласный комитет). В 1802 году он проводит министерскую реформу: вместо петровских коллегий на принципе единовластия создаются министерства во главе с министром, ответственных перед царем. Все министры объединялись в Кабинет министров. Проведена реформа в системе образования. Страну разделили на учебные округа. Во главе округа стоял университет. Александр попытался осуществить программу ограничения крепостного права. Он прекратил раздачу казенных крестьян в частную собственность. Указом от 1803 года «О свободных хлебопашцах» было разрешено крестьянам выкупаться с землей у помещика. Однако указ оброс множеством подзаконным бюрократических условий, что применить его в жизни стало не возможно. Всего по этому указу вышло из крепостной зависимости примерно 50 тысяч семей (0,5% от всего числа крепостных). Другим указом, от 1801 года, было разрешено недворянам покупать ненаселенные земли. Тем самым нарушалась дворянская монополия на землевладение. В 1808 году Александр приближает к себе М.М. Сперанского. Сперанский выступал за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. По проекту Сперанского под председательством императора создавался Государственный Совет из министров и Думаиз выборных от народа. Дума и Госсовет обладали законодательной властью. Исполнительная власть принадлежала министерствам, а судебная – Сенату и судам. Из проекта Александр ограничился только созданием Госсовета с законосовещательным правом. Второй период царствования Александра более консервативен по отношению к первому периоду. В это время к Александру приближается воспитанник Павла Алексей Арекчеев. Но и в это время Александр пытался проводить реформы. В первые годы после окончания Отечественной войны 1812 года Александр попытался вернуться к реформам. В Прибалтике крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Выступая на польском сейме в 1818 году Александр намекнул о проектах освобождения всех крестьян. По проекту Аракчеева – Гурьева предполагалось выкупать у разорившихся помещиков крестьян и освобождать. При практическом осуществлении проекта процесс освобождения крестьян мог растянуться примерно на 200 лет. Рост революционного движения в Европе и сильная консервативная партия в России заставили его отказаться от этих проектов. С 1810 по 1857 год Аракчеев пытается провести реформы в армии по переводу ее на самообеспечение. С этой целью создаются военные поселения, созданные по образцу казачьих станиц. В поселениях поселенцы совмещали военную службу и хозяйственную деятельность. Целью реформы было снижение расходов на армию и создания резерва войск. Жизнь в поселении строго регламентировалась командирами. Военные поселения быстро показали свою нежизнеспособность, по ним прокатились череда волнений и в 1857 году они были отменены. Необходимость освобождения крестьян осознавалась дворянским либералами. Это либеральное движение постепенно оформилось в декабризм. Реформаторская деятельность Александра I отличалась попыткой лавировать между либералами и консерваторами. Поэтому она отличается непоследовательностью, что вызывало критику как либералов, так и консерваторов.
На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства: 1) общественное разделение труда; 2) переход от присваивающего к производящему хозяйству; 3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями. Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г. В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства: 1) норманнская теория; 2) антинорманнская теория. Норманнская теория.Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шле-цер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин. Антинорманнская теория.Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков. Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре. В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи. Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам. В 912 г.к власти пришел сын Рюрика, Игорь.В 945 г.Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957)характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972)предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.
В 1953 г. Секретариат ЦК возглавил Хрущев, председателем Совета министров стал Маленков, министром ин. дел – Молотов, министром обороны – Булганин, мин. внутр. дел – Берия, председателем Верховного Совета – Ворошилов. Произошел спад культа личности Сталина. Язычество господствовало на Руси до середины 10 в. Основу ментальности язычников-славян составляли идеи вечности и равнозначности добра и зла как двух самостоятельных форм бытия. Их представления неразрывно связывались с природными явлениями. Борьба со «злыми» силами природы вела к вере в возможность объединения сил «добра» против сил «зла». Восточные славяне воспринимали мир на основе парных понятий - благоприятное и враждебное. Космос - порядок противопоставлялся хаосу - беспорядку. Символом защиты от всего враждебного служил круг. Этой геометрической форме приписывались магические свойства. Славяне носили кольца, цепи, венки, круговым валом обводили жилье. Языческая ментальность пронизывала всю систему культуры восточных славян. Это проявилось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях, специфике ремесленных изделий. Отпечаток языческого видения Вселенной проявляется и в структуре городов. В верхней части города жили лучшие люди, в нижней - простолюдины. Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов - богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну - Даждьбог, Богородице - Мокош. Основными божествами считались Перун (покровитель плодородия и жизненных сил) и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей. В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. В «Повести временных лет» имеется подробное описание этого события, в котором принимали участие князья и бояре. Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье. Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией. Православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и социальной справедливости. В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте. Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях русский язык. Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом. Христианство было распространено на Руси задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язычеством. Даже сын княгини Ольги отказался принимать христианство. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян длительное время, они переплетались с христианскими праздниками на протяжении многих столетий. Принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси. Жизнелюбивый, европейски образованный прагматик, Александр II (1855–1881) решил не откладывать проведение реформ в долгий ящик. Проявив необходимую в таких случаях смелость и самостоятельность, он предпочёл действовать на опережение событий, пренебрёг мнением дворян-ретроградов (а их было явное большинство) и сформировал команду реформаторов, в которую вошли его брат-моряк вел. кн. Константин, Я. И. Ростовцев, братья Н. А. и Д. А. Милютины и др. При этом учитывалось и мнение представителей либеральной общественности – К. Д. Кавелина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского и даже издателей лондонского "Колокола" А. И. Герцена и Н. П. Огарёва. Определённую, хотя и не решающую роль в процессе проведения реформ сыграл и рост крестьянского движения. Так, только в 1858–1860 гг. в России произошло около 1 700 крестьянских волнений, т. е. в 1,5 раза больше, чем за всю первую четверть XIX в., и лишь немногим меньше, чем за всё царствование Николая I. Вековое крестьянское терпение и отсутствие сильной революционной организации, способной увлечь за собой многомиллионные массы деревенского населения, практически исключали тогда в России возможность революционного взрыва. Тем самым объективно повышалась роль правительственного реформаторства, которое на рубеже 1850–1860-х гг. после полувекового топтания на месте вступило в новый, в целом весьма плодотворный, этап. Начатые Александром II преобразования носили комплексный характер и включали в себя отмену крепостного права, создание органов местного самоуправления, судебную, военную и ряд других реформ, подлинное значение которых можно понять только в такой "связке". Сейчас, вслед за русской либеральной историографией XIX – начала XX в. нередко реформы Александра II называют Великими, а самого императора – царём-освободителем. Однако у этого термина есть и свои противники, которые обращают внимание на теневые стороны этих реформ. В самом деле, они не затронули политическую сферу (Россия не получила ни парламента, ни конституции, ни свободы слова и собраний), сохранили изжившую себя систему дворянских преференций, не решили аграрного вопроса и не создали класса мелких земельных собственников как опору стабильности и порядка в стране. Не смогли преодолеть они и ставшего уже традиционным для России отрыва власти от общества и в конечном счёте не спасли Россию от революционных потрясений начала ХХ в. Как бы то ни было, трудно переоценить значение самого акта отмены крепостного рабства в России (19 февраля 1861 г.). Однако условия освобождения крестьян отнюдь не были оптимальными (большие "отрезки" от крестьянских наделов в пользу помещиков, огромные выкупные платежи, значительная растянутость во времени процесса перехода к новой системе взаимоотношений между крестьянами и землевладельцами, что было явно невыгодно для крестьян). Крестьянский вопрос получил половинчатое, компромиссное решение, не удовлетворившее до конца ни крестьян, ни помещиков. В итоге аграрный вопрос в России оказался ещё более запутанным, чем прежде, и это явилось одной из причин бурных крестьянских выступлений в 1905–1907 и 1917 гг. И хотя реформа 1861 г. больно ударила по большинству неприспособленных к рыночной экономике помещиков, но положение крестьян в пореформенной России было неизмеримо тяжелее. Гораздо большим демократизмом и смелостью отличались земская, судебная и военная реформы, которые при всей их непоследовательности и последующих консервативно-охранительных корректировках принесли России наибольшие плоды. С проведением в жизнь этих реформ страна сделала важный шаг к созданию гражданского общества, преодолению сословно-кастовых различий в положении отдельных слоёв населения, гласности. Земская реформа 1864 г., несомненно, способствовала приобщению деревни к культуре и более цивилизованному образу жизни, оживлению либерального движения, укрепила связь интеллигенции с народом. Едва ли не самой последовательной и демократической по своему духу была судебная реформа 1864 г.: суд в России, как и в странах Западной Европы, стал всесословным, гласным, состязательным (был введён институт адвокатуры и присяжных заседателей), независимым от администрации. Военная реформа 1874 г. состояла в значительном сокращении сроков службы (в сухопутных войсках с 15 до 6 лет), отмене рекрутских наборов и распространении воинской повинности на всё мужское население страны, достигшее возраста 20 лет, изменении системы подготовки офицерских кадров. Очень разумной была и система льгот для призывников по семейному положению и образованию (выпускники высших учебных заведений, например, служили в армии лишь полгода). Всё это вместе взятое положительно сказалось на состоянии русской армии и флота, хотя и не могло ликвидировать пропасти между положением солдатской массы и офицерского корпуса, а также военно-технического отставания России от Запада по ряду жизненно важных параметров. Большое значение имели также реформы в области народного образования и печати. В 1864 г. было утверждено положение о начальных народных училищах (государственных, земских, церковноприходских, воскресных) и принят новый устав гимназий, вводивший в среднюю школу принцип равенства прав на образование для детей всех сословий. Новый университетский устав 1863 г. восстанавливал автономию университетов в решении научных и административных вопросов, хотя студенты не получили при этом никаких корпоративных прав, а доступ женщин в университеты по-прежнему не допускался. Тем не менее женское образование в России в это время стало быстро набирать темпы (женские гимназии, высшие женские курсы и пр.). Наконец, в 1865 г. появился просуществовавший до 1906 г. новый цензурный устав, носивший достаточно либеральный характер и освобождавший от предварительной цензуры всю петербургскую периодику и основную часть книг. Таким образом, правительство Александра II предложило российскому обществу и провело в жизнь целый пакет социальных, административных и культурных реформ, которые если и нельзя назвать "революцией сверху", следует признать огромным шагом вперёд в деле модернизации и европеизации страны. И всё же реформы шли с большим скрипом. Правительство встречало сопротивление и "снизу", со стороны народных масс, которые хотели получить значительно больше, чем дала им власть, и "сверху", со стороны консервативно настроенных дворянско-бюрократических кругов, считавших, что народу дали слишком много. В 1861 г. в России произошло 1900 крестьянских волнений, резко усилилось студенческое движение, а в 1863 г. началось восстание в Польше, Литве и Белоруссии. Активизировалась и радикально настроенная часть интеллигенции, выступавшая за полную демократизацию общественно-политического строя России, подлинный переворот в земельных отношениях в пользу крестьян и доходившая иногда до призывов к физической расправе с "императорской партией" (Н. Г. Чернышевский и его окружение, революционная организация "Земля и Воля", прокламации 1861–1863 гг., кружок Н. А. Ишутина и др.). Всё это не могло не пугать Александра II, который в душе отнюдь не был убеждённым либералом, и с горечью констатировал "неблагодарность" народа. После того, как в 1866 г. Д. Каракозов совершил неудачное покушение на жизнь императора в Петербурге, в правительственном курсе начались очевидные подвижки вправо, а сам Александр II заметно остыл к продолжению реформ, требовавших вдобавок значительных финансовых средств и образованных кадров. Внимание царя, личная жизнь которого тоже складывалась очень непросто (смерть сына-наследника, охлаждение отношений с женой, сложный любовный роман с Екатериной Долгорукой), все больше переключалось на внешнеполитические проблемы: завоевание Средней Азии, окончание Кавказской войны, дипломатические манёвры между Францией, Германией и Австро-Венгрией, война с Турцией (1877–1878) и др. Чем дальше, тем больше в российском обществе нарастал раскол между быстро эволюционировавшими влево демократическими силами и консерваторами, сумевшими склонить на свою сторону и царя. В то же время либеральный "центр", который мог бы уравновесить крайние течения, был пока ещё очень слаб, подвергаясь нападкам и преследованиям со стороны властей и безжалостной критике со стороны революционеров. Его основными постулатами были: свободное развитие человеческой личности, государственные гарантии соблюдения прав и свобод граждан, неприкосновенность частной собственности, свобода экономической конкуренции, идейно-политический плюрализм, отрицание революционного насилия и приверженность эволюционным методам общественного развития. В переводе на язык практической политики это означало, что либералы были сторонниками ликвидации всех сословных привилегий, привлечения земских и городских общественных деятелей к законотворчеству и управлению страной, облегчения положения крестьянства и приобщения его к культуре. Наиболее видными представителями либерализма в России во второй половине XIX в. были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, а среди либеральных органов печати выделялись журналы "Вестник Европы", "Русская мысль" и др. Однако в условиях самодержавной России либерализм был обречён на длительный период "утробного" развития, оставаясь организационно неоформленным и пытаясь найти точки опоры в земствах, городских думах, университетах и различных научных обществах. Сжать Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения? В начале первого тысячелетия нашей эры Восточно-Европейская равнина делилась на три довольно четко очерченных пояса. Север и северо-запад населяли земледельцы, расчищавшие лес для посевов, жившие его дарами и защищенные лесами и болотами, как от нашествий, так и от внешних влияний. Степь была местом обитания, сражений и бесчисленных перемещений кочевых народов, приходивших с Востока. Причерноморье со времен античности представляло собой "витрину" городской цивилизации - сначала древнегреческой, а затем византийской. Земледельцами лесной и лесостепной зон были в основном славяне, уже обитавшие на этих землях или пришедшие с Запада и смешавшиеся с более древним населением (большинство современных историков помещает прародину славян в бассейне Вислы и Припяти). Очевидно, уже во II-IV вв. движение германских племен на юг приводит к обособлению западных и восточных славян, а после падения державы гуннов в конце V в. начинается славянская колонизация Балканского полуострова и в результате - формирование южнославянской семьи племен. Восточные славяне занимают Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшую ранее балтийским и финно-угорским племенам, с увеличением территории идет разделение на племенные группировки. В VII в. восточные славяне постепенно выходят из "тени лесов на арену истории". <a href="http://drevnijmir.ru/civ/civ8.php"> Киевская Русь </a>
|