КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Советская государственная система в 50 - 60-е гг.
Реформирование советского общества второй половины 50-х первой половины 60-х годов вошедшее в историю как «оттепель», стало определяющим в развитии политической жизни страны вплоть до конца существования Коммунистической партии и Советского союза. Одной из центральных тем, имеющих ключевое политическое значение в период оттепели, являлся вопрос, о соотношении средств производства для тяжелой индустрии и средств производства для легкой промышленности. Акцент на тяжелую индустрию делался за счет сознательного ущемления легкой промышленности, сельского хозяйства. Это и было одной из главных причин низкого уровня благосостояния населения, хронического отставания жизненных стандартов от западных образцов. Поэтому не случайно после смерти Сталина новые руководители страны Маленков и Хрущев процессы реформы начали с изменению подходов к развитию легкой промышленности и сельского хозяйства. Послевоенные годы характеризовались так же попытками укрепления денежной системы и усилением идеологического контроля интеллигенции и всего Советского общества в целом. Новой существенной чертой в идеологической жизни стал акцент на борьбу с проявлениями преклонения перед Западом, а так же провозглашение курса на строительство коммунизма. Теоретические выкладки Сталина о путях строительства коммунизма были объявлены руководством программой великого общественного преобразования (на 19 съезде КПСС). Место Сталина с его учением и наследием стал Хрущев, ставший к концу 50-х годов полновластным хозяином страны III. «Культ личности»: противоречивость критике и обществоведческого анализа. Десятилетие пребывания Н.С.Хрущева у власти постоянно находится в поле зрения исследователей истории советского общества. Ведь существование системы, где главной скрепляющей силой, являлся сам Сталин, не могло оставаться неизменным без него. Поэтому тема культа личности возникла сразу же после смерти вождя. Впервые проблема культа личности и ее параметры были обозначены на июльском пленуме ЦК КПСС. Вся ее критическая направленность концентрировалась на фигуре Берии, это можно объяснить его негативными качествами, властным характером, органической неспособностью, делить власть с кем либо. Уже после 20 съезда КПСС тема культа личности выступает в качестве своеобразного орудия, которое использовалось в главных внутрипартийных битвах. Это орудие оказалось в руках первого секретаря ЦК. Фигура Сталина как главного ответственного за беззаконие вовлекалась в политический оборот. Противоречивость, отличающая постановку вопроса о культе личности на 20 съезде, не оставлена автором без внимания. Исследователь указывает на не случайность разоблачения на съезде Берии, оценивает это как крупную победу партии. Причиной побудившей Хрущева сделать такой шаг, становятся понятными если учесть конкретную политическую обстановку того периода (претворение в жизнь целого комплекса идей от мирного сосуществования различных общественных систем до реорганизации МТС и передачи техники колхозам, которые не вписывались в сталинские теоретические каноны.) Учитывая данные обстоятельства, Хрущев и уделял критике Сталинского теоретического наследия большое влияние. Одновременно с этим стала заметна тенденция на высвечивание и усиление положительных моментов деятельности Сталина. Здесь автор отмечает события, произошедшие в Грузии 1956 году имевшие большой общественный резонанс. Отсутствие открытых дискуссий по «культу личности» в руководстве страны в полной мере компенсировалось обществом. Многие люди после очернения курса Сталина относились к новому с недоверием, озлобленностью, непониманием, и непринятием такого политического поворота. Закрытость заседаний и решение не публиковать доклад Хрущева, воспринимались, как нежелание партии говорить правду собственному народу, т.е. недоверие к нему. Ситуация была усугублена тем, что за рубежом доклад был известен и активно обсуждался. Большой акцент автор делает на причины возникновения культа, выделяя как наиболее реальную - партийный и государственный аппарат, работники, которых создавали авторитет и приписывали великие заслуги руководителю страны, за что и были жалованы множеством привилегий. Исследователь пишет, что аналогичную структуру страна приобрела и во времена Хрущева. Развенчание культа личности продолжалось и широко развернулось в различных слоях советского общества, коснулось осмысления многих сущностных проблем социализма и дальнейшего развития страны, что во многом, по мнению автора, определяется недостаточным научным осмыслением культа личности. Первые шаги, направленные на углубление содержания, приближение научных задач к требованиям жизни делала экономическая отрасль обществознания (создание учебника политической экономии, статистические материалы в ежегодных отраслевых сборниках). Происходит высвобождение исторической науки из тисков застоя и догматизма.
|