КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль храма в развитии театральной культуры средневековья. Основные типы организации религиозных действ в храме.Господство религиозного сознания предопределило особенности средневекового искусства. Оно служило религиозному культу, располагало к созерцанию, глубокому размышлению, к молитве. Оно проявляло огромный интерес к душе человека, но не отдельно взятого, а обобщенного, то есть, оно предавало не индивидуально неповторимое, а типическое. Поэтому самым распространенным жанром литературы были жития святых, образцом архитектуры – собор, храм, в живописи – икона, а вместо театральных зрелищ – литургическая драма, а затем – мистерия с персонажами из Священного Писания. Особенно сильно влияние церкви в период раннего средневековья. С наступлением христианской идеологии античный театр был уничтожен и забыт. Однако, зрелищность, публичность, наглядность, заразительность театра, его способность влиять на публику, заражать ее определенным настроением, мыслями священнослужители пытались использовать для пропаганды новой религии. Театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью Литургическая драмаразыгрывалась в церкви. Четыре священника читали в лицах эпизоды из Священной Истории: о рождении Христа, о его погребении и последующем воскресении. Чтение шло на латыни, напевно, по канонам церковной декламации. Распространение литургической драмы было ограничено во времени (IХ – середина ХII вв.). Это объяснялось тем, что и латынь, и напевность церковной декламации, и размеры храма ограничивали воздействие на прихожан. В течение последующих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вбирая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся священниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и существующие архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобретены более церемонные детали оформления. По мере развития литургической драмы, в ней последовательно представлялись многие библейские темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно — пассионы(Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствующие декорации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с небесами в алтаре и с Адской пастью — искусно сделанной головой монстра с разинутой пастью, олицетворявшей вход в ад — на противоположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть представлены одновременно, причем участники действа передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости от сцен. В отличие от греческой античной трагедии, которая четко фокусировалась на создании предпосылок и условий для катарсиса, средневековая драма далеко не всегда показывала конфликты и напряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого. К середине ХII в. литургическая драма утрачивает свое значение как средство пропаганды христианской религии. Полностью она себя исчерпала к концу XV в. Хотя церковь поддерживала раннюю литургическую драму в ее дидактическом качестве, развлекательность и зрелищность усиливались и начинали преобладать, и церковь начала выражать в адрес драмы подозрительность. Не желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся драматические представления из стен самих церковных храмов. Выйдя из храма на городскую площадь, она обрела новую жизнь. Так появилась мистерия. Мистерия – это религиозная драма, которая приняла характер массовых зрелищ.
|