КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Какова суть понятия «атрибуты социализации и социального статуса»?
Атрибуты социализации и социального статуса – это внешние признаки индивида – одежда, символика, прическа, макияж и т. д. Атрибуты позволяют окружающим определять социальный статус индивида и предписывают ему самому соответствующее поведение. Например, мы по внешнему виду можем определить, что перед нами военный, шахтер, бортпроводница и т. д., и будем ожидать от этих людей соответствующих действий и поведения. В случае угрозы нашей безопасности, мы обратимся к человеку в милицейской форме, а в случае недомогания – к человеку в белом халате. С другой стороны, милиционер, одетый в гражданскую одежду, может спокойно пройти мимо хулиганов, нарушающих общественный порядок и его никто из окружающих не осудит, но если он будет в форме, то к нему будут предъявлены особые требования. С раннего детства и до глубокой старости атрибуты играют важную роль в социализации индивида. Платьице на девочке и штанишки на мальчике способствуют усвоению ими гендерных различий и соответствующих социальных ролей. Вчерашний допризывник, надев военную форму, постепенно начинает ощущать себя солдатом. Само понятие «атрибуты социализации и социального статуса» в социологии пока еще не употреблялось. Однако многие социологи, описывая процесс социализации, так или иначе, указывают на значение этого феномена. Например, Питер Бергер в одном из своих примеров социализации описывает поведение новоиспеченного офицера, который поначалу при встрече с рядовыми и сержантами чувствует некоторую неловкость от их приветствия. Для него новые знаки различия (атрибуты) на форме представляются чем‑то таким, что надето поверх него. Но такое отношение к атрибутам не может сохранятся долго. Старшинство в звании дает право на уважение и повиновение со стороны младших по званию. Каждое приветствие со стороны низшего чина является актом его повиновения и признания более высокого социального статуса. Вскоре эти приветствия будут восприниматься офицером как должное. А сам он будет не только действовать как офицер, но и чувствовать себя офицером. По мнению П. Бергера, процесс «вхождения» в новую социальную роль посредством атрибутов не основывается на рефлексии. «Сила данного процесса как раз и заключается в его неосознаваемости и нерефлексируемости»[19]. Роль атрибутов в социализации и в освоении тех или иных социальных ролей нельзя преувеличивать или приуменьшать. Они занимают свое особое место в этом процессе, тесно «взаимодействуя» с другими факторами социализации.
|