Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Как (в результате чего) происходят изменения в культуре?




 

Каждая культура стремится сохранить (защитить) свою идентичность (самобытность) – нормы, ценности, традиции, обычаи и т. д. Идентичность – это то особенное, что отличает ту или иную культуру от всех других. Утеря своей идентичности равнозначна растворению, исчезновению культуры.

Однако, развитие способов производства, образа жизни, общественных отношений «вынуждает» изменять устоявшиеся (традиционные) нормы и ценности культуры. Таким образом, в каждой культуре взаимодействуют и противодействуют две тенденции: тенденция к сохранению традиционных образцов культуры, и тенденция к их изменению. Эти две тенденции наглядно проявляются в так называемом конфликте поколений (конфликт «отцов» и «детей»). В этом конфликте старшее поколение выступает в роли консерваторов – хранителей культурных традиций, а младшее – в роли реформаторов.

Каждая культура обладает значительной устойчивостью (консерватизмом), поэтому она «сопротивляется» радикальным социальным реформам. Так, для внедрения христианства на Руси потребовалось несколько столетий. Все последующие социальные реформы, проводившиеся в России, также проходили в отчаянной борьбе между «старым» и «новым».

Инертность культуры проявляется также в том, что даже победивший радикализм, в последующем отступает под натиском культурных традиций, менталитета народа, ностальгии по прошлому. Например, установив свою власть в России, в результате революции 1917 г., большевики всячески пытались ниспровергнуть такие традиционные ценности культуры, как семья, религия, патриотизм, воинские звания и др. Но в последующем они вынуждены были признать необходимость многих из этих ценностей и даже способствовали их развитию. Сегодня можно также наблюдать ностальгию и определенный «возврат» к прошлым социальным ценностям.

Культура развивается (изменяется) тремя основными способами: способом внутреннего саморазвития; способом заимствования у других культур тех или иных элементов (межкультурный обмен); насильственное внедрение в культуру элементов чужой культуры.

1. Способ внутреннего саморазвития предполагает постепенное изменение культурных образцов (ценностей) в результате совершенствования орудий труда, способов производства и потребления и др. Или в результате изменений в образе жизни людей, происшедших под воздействием природно‑климатических факторов (изменения климата, пожаров, наводнений, миграции и т. п.). Процесс внутреннего саморазвития культуры происходит достаточно медленно. Поэтому малочисленные этносы, не имеющие контактов с другими культурами, как бы останавливаются в своем развитии. Например, в 80‑е годы ХХ в. в джунглях Бразилии было найдено изолированное от мира первобытное племя, живущее в условиях каменного века.

2. Развитие культуры способом взаимодействия с другими культурами является более динамичным и эффективным. Каждая взаимодействующая с другими культура имеет возможность сравнивать, сопоставлять свои ценности и нормы с элементами других культур, а при желании и необходимости перенимать чужие образцы культуры. При этом, чем богаче выбор, тем больше возможностей для развития. Поэтому великие цивилизации в истории человечества возникали, как правило, на пересечении многих культур. Взаимный обмен культурными ценностями во много раз увеличивает возможности развития и саморазвития культуры.

3. Наиболее распространенный способ насильственного внедрения в ту или иную культуру элементов чужой культуры – это завоевание одного народа другим. Завоеватели, как правило, стремятся уничтожить чуждые или непонятные им элементы завоеванной культуры (язык, религию и др.). Например, Турция, захватив значительную часть Европы, на протяжении нескольких веков (XV–XIX вв.) навязывала другим народам свои культурные ценности. В результате многие некогда единые этносы оказались в разных социокультурных (религиозных) группах. Попытки навязать свои культурные ценности другим этническим группам сегодня имеют место в ряде прибалтийских стран – Эстонии, Латвии, Литве.

Наиболее разрушающим является вторжение в чужую культуру более развитой в техническом, экономическом плане культуры. Многие менее развитые народы, в результате такого вмешательства, теряют свою культурную идентичность и деградируют. К таким народам можно, например, отнести индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, северные народы России.

Иногда радикальные реформы, проводимые господствующей элитой в своей стране и навязываемые ею новые ценности, воспринимаются значительной частью общества, как неприемлемые, враждебные. В таких случаях, реформаторы воспринимаются представителями «традиционной» культуры как инородцы, оккупировавшие враждебную им страну и уничтожающие веками создававшиеся ценности. Такое положение в настоящее время сложилось в России.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 580; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты