Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Редакционно-издательский процесс: определение, этапы.




Читайте также:
  1. Ангины: 1) определение, этиология и патогенез 2) классификация 3) патологическая анатомия и дифференциальная диагностика различных форм 4) местные осложнения 5) общие осложнения
  2. Антигены: определение, основные свойства. Антиге­ны бактериальной клетки.
  3. Б. Некроз: определение, причины, класс-я., морф. признаки., исходы.
  4. Бактериальный шок: 1) определение, этиология, клинические проявления 2) наиболее характерные входные ворота 3) факторы прорыва 4) патологическая анатомия 5) причины смерти.
  5. Бред. Определение, симптоматика. Бредовые синдромы.
  6. Бюджетный процесс и его этапы. Казначейское исполнение бюджета.
  7. Вид медицинской помощи: определение, оптимальные сроки оказания, привлекаемые силы и средства. Объем медицинской помощи: определение, общая характеристика мероприятий.
  8. Вопрос 41. Персонал предприятия: определение, категория. Методы управления персоналом
  9. Вопрос № 34. Административный процесс: сущность, виды административных производств
  10. Вопрос. Вариационные ряды, определение, виды, основн. Характеристики.

Редакционно-издательский процесс – совокупность работ по организации заказов автором на создание литературы, изобразительных, музыкальных произведений, оценки и совершенствованию авторских оригиналов, проверки качества исполнения издательских заказов.

Состав редакционно-издательского процесса по этапам:

1. Прием авторского оригинала

Составляется проспект. В проспекте должно быть:

· Целевое и читательское назначение книги

· Полный перечень глав и подразделов

· Краткое изложение содержания каждой главы

· Число и характер изображений

Если автор малоизвестен редакции, то редакция вправе попросить предоставить одну из написанных глав.

Без согласования с издательством автор не имеет право вносить изменения в произведение.

2. Составление договора.

1) Название произведения

2) Предположительный объем и ставка гонорара

3) Тираж

4) Срок предоставления в издательство

5) Наименование сторон

Если автор нарушает срок, то редактор должен выяснить причину, и доложить главному редактору, чтобы принять решение: либо продлить срок договора (не более ¼ части времени, указанного в договоре), либо расторгнуть договор.

3. Прием издательством произведение автора.

Авторский экземпляр:

1) Титульный лист издания

2) Основной текст: заголовки, таблицы, формулы

3) Дополнительные тексты

4) Текст справочного характера

5) Библиотечные списки и ссылки

6) Рисуночные подписи и оглавления

К текстовому содержанию должна прилагаться аннотация, а к научным изданиям - реферат.

Авторский текстовый оригинал должен быть подписан на титульном листе и дотирован, а также указано общее число страниц и иллюстраций.

Аннотация – краткая характеристика произведения, с указанием целевого и читательского назначения.

Реферат – сокращенное изложение содержания произведения с основными фактическими выводами, причем внимание акцентировано на новых сведениях.

Основы:

1. Иллюстрации должны быть пронумерованы и привязаны к подписям.

2. На обороте авторского оригинала пишется фамилия автора и ставится его подпись.

3. Должны быть выверены все цитаты и даны на них ссылки.

4.На исправление ошибок дается не более 10 дней.

5. Автору выдается расписка с датой сдачи авторского оригинала.



6. Издательством устанавливается срок на принятие решений.

4. Оценка содержания авторского оригинала и его одобрение.

Делается вывод о:

· Пригодности

· Непригодности

· Доработке

Посылают на рецензирование, составляют договор, определяют срок.

На одобрение предназначается:

30 дней + 4 дня на 1 авторский лист

На повторное одобрение

15дней + 2 дня на 1 авторский лист

5. Редактирование

Предназначено для улучшения авторского оригинала.

6. Считка

Считкой занимается младший редактор.

7. Вычитка

Вычиткой занимается ведущий редактор. Он формирует паспорт издания. 1 экземпляр паспорта хранится в редакции, 1 экземпляр – в планово-экономическом отделе.

Сюда поступают все элементы издания, проявляется комплектность, правильность привязки, ссылки.

После вычитки книга возвращается к ведущему редактору.

8. Художественно-техническое оформление издания

Протекает параллельно с редактированием текста.

Эскизы должны быть готовы за 2 недели до сдачи на вычитку.

 

Редакционно-издательский процесс (РИП)- это комплекс взаимосвязанных организационно-управленческих, творческих, производственных, информационных и маркетинговых работ, направленных на подготовку и распространение изданий.



Требования:

- построение редакционно-издательского процесса должно исключать поступление «сырых» материалов;

- не должно быть дублирования операций;

- не должен быть избыточным

Этапы РИП:подготовительный, редакционный, производственный, маркетинговый.

Как технологический цикл РИП включает следующие комплексы элементов:

-планирование работы (перспективное, текущее), участие в создании литературного произведения (поиск автора, помощь автору и др.), оценка произведения, решение вопроса о публикации, оформление юридических документов;

-прием авторского оригинала, издательское рецензирование, разработка концепции издания, доработка произведения автором, редактирование произведения, подготовка и редактирование аппарата, подготовка, комплектование издательского оригинала;

-разработка плана иллюстрирования, оформления и полиграфического исполнения издания, редакционно-техническая подготовка издательского оригинала, корректурные работы, контроль за полиграфическим исполнением издания, утверждение сигнального экземпляра;

-пропаганда и реклама книги, работы по распространению тиража.

В зависимости от реальных производственных ситуаций, а также от видов издательских оригиналов и используемых технических средств технологический цикл трансформируется: некоторые виды работ совмещаются, меняются их временные параметры, функциональные обязанности исполнителей. Например, при подготовке изданий по оригиналам-макетам не бывает корректурного обмена с типографией, при компьютерной верстке в издательстве исключается комплектование издательского оригинала.



Началом первого этапа РИП следует считать составление тематических планов. В издательской практике существует три вида планов: перспективный, редакционно-подготовительных работ и выпуска литературы. Они взаимосвязаны: на основе перспективного плана составляется план редакционно-подготовительных работ, на основе плана редакционно-подготовительных работ - план выпуска литературы.Планирование связано с выявлением читательских запросов и потребностей, комплексной оценкой производственной ситуации в плане прогнозирования в решении экономических проблем. Предполагая ввести в план какую-либо позицию, редактор должен представлять будущее издание, его концепцию, так как уже тогда необходимо учитывать творческие и материально-технические возможности издательства, сроки выпуска книги, ее рентабельность. На этом этапе редактор занимается подбором авторов и работой с ними. Формы и методы работы с авторами зависят от конкретной ситуации: написано произведение или автор работает над ним, нужна ему помощь редактора или нет.

Редактор на этом этапе готовит первичные документы для заведения «Учетной карточки издания».К ним относятся:творческая заявка от автора, написанная на имя руководителя издательства;развернутая аннотация или план-проспект издания;информация о самом авторе, включая точные паспортные данные.

План-проспект издания – документ, в котором раскрывается содержание будущего издания, подразделов произведения, позволяет издательству не только полнее представить себе его состав и тематическое содержание, но и структуру, а также глубину и широту охвата темы. Составляется для новых авторов, учебной, научной литературы для того, чтобы издательство представило себе, какой информацией будет наполнено издание и насколько этой информацией обладает автор. Для произведений художественной литературы план-проспект не требуется.

Получив от автора оригинал произведения, редактор дает его предварительную оценку, и при положительном выводе в издательстве оформляют соответствующие документы на издание произведения. Комплект документов определяется уставом издательства, издательской фирмы, любой издающей организации. Главным документом является издательский договор, который заключают автор (его наследник или правопреемник) и издатель. По договору автор или его наследник передает изд-ву произведение для издания (переиздания) или автор обязуется создать и передать изд-ву произведение, а изд-во - выпустить его в свет и выплатить автору (наследнику) определенное денежное вознаграждение. В договоре по соглашению сторон указываются сроки исполнения работ, переиздания, одобрения или отклонения произведения, доработки его автором и другие условия. Оформлением юридических документов завершается первый этап редакционно-издательского процесса. С приема авторского оригинала начинается второй этап.

Авторский оригинал - оригинал созданного автором произведения (произведений), включающий все необходимые компоненты (основной, дополнительный и вспомогательный тексты, оригиналы иллюстраций, подписи к ним и т. д.) и представляемый автором издателю для редакционно-издательской обработке и выпуска в свет.Авторские оригиналы могут быть текстовыми и иллюстрационными. Текстовые делятся на машинописные, печатные для переиздания без изменений (повторные), печатные для переизданий с изменениями, распечатки с кодированных оригиналов (подготовленных на компьютере), рукописными (допускается для таких изданий или их частей, как произведения на языках, пользующихся алфавитами особых графических форм (например, иероглифами), словари и вспомогательные указатели на карточках, сложные таблицы и т. п.).Иллюстративные могут быть в виде рисунков, эскизов, чертежей-графиков, фотографий, слайдов и т.п. При повторном издании автор может представить в издательство оригинал в виде расклейки, если предполагается наборное переиздание. Это наклеенные на одну сторону листов бумаги стандартного формата страницы предыдущего издания в порядке их нумерации в книге. Расклейка готовится из двух расшитых, разобранных экземпляров предыдущего издания. Из одного наклеивают четные страницы, из другого - нечетные. Основные требования к авторским оригиналам устанавливается действующими нормативными документами, например государственным стандартом, или определяются в каждом конкретном случае по соглашению сторон.

Одно из важнейших требований, предъявляемых к авторскому оригиналу - его комплектность, т.е. полнота всех его составных частей. В наиболее полном виде он должен содержать:

o титульный лист, оформленный в соответствии со стандартом «Издания. Выходные сведения» и подписанный автором (всеми соавторами) с обозначением даты сдачи, общего числа страниц, с перечислением составных частей всего оригинала и числа единиц в каждой части;

o текстовый оригинал, включающий основной и дополнительные тексты, а также те элементы книги, которые заказаны автору издательством (предисловие, оглавление, аннотация, тексты колонтитулов, указатели, затекстовые примечания и комментарии, библиографический список, список иллюстраций);

o 2-й экземпляр текстовой части оригинала;

o рабочее оглавление (перечень всех без исключения заголовков с их смысловой соподчиненностью);

o авторские оригиналы иллюстраций (в конвертах);

o текст подписей к иллюстрациям.

На редакционном этапе выполняются все работы по подготовке произведения и всех дополняющих его материалов к печати. Они включают:

- литературно-творческие и художественно-изобразительные процессы по оценке и совершенствованию всех материалов авторского оригинала: рецензирование авторского оригинала, при необходимости доработка его автором, редактирование произведения, подготовка и редактирование элементов аппарата, создание и редактирование изобразительных материалов, представляющих элементы иллюстрирования произведения и оформления издания (фотографии, рисунки, чертежи, схемы и др.).

- производственные процессы по подготовке издательского оригинала: работы, связанные с созданием издательского оригинала требуемой материальной формы.

Рецензирование – это процесс письменного разбора и оценки литературных, научных качеств произведения; выявление его достоинств и недостатков с целью определения целесообразности его выпуска.

Рецензирование является обязательным, когда готовятся в печать:

-учебник или учебное пособие с грифом министерства образования и науки;

-любой вид учебного издания с рекомендацией учебного заведения или научного учреждения, если это издание осуществляется не на договорных началах;

-справочное, энциклопедическое издание;

-научное, научно-популярное издание.

Требованиями содержательной части рецензии является обязательное рассмотрение полноты произведения по таким параметрам:место рецензированной работы среди уже опубликованных на эту тему;новизна работы;актуальность темы;полнота охвата материала;соответствие отобранного иллюстративного материала теме;доступность стиля изложения читательской аудитории, которой будет предназначено издание.

После рецензирования начинается редактирование - творческая работа редактора совместно с автором над рукописью произведения в целях улучшения его содержания и формы, подготовки к выпуску в свет.

При редактировании оценивается обоснованность авторской мысли, достоверность приводимых в рукописи фактов, точность определений и формулировок, аргументированность выводов, последовательность изложения материала, его структурную организацию и другие особенности текста.

Виды редакционной правки:

o вычитка - исправление технических ошибок без переработки;

o сокращение - исправления с целью уменьшить объем текста;

o обработка - идейно-смысловые, фактические, композиционные, логические, стилистические исправления без коренных изменений текста;

o переделка – коренное преобразование текста, который служит лишь основой для окончательного текста издания

Редактор может использовать все виды правки в разных сочетаниях.

Главной составляющей художественной формы издания является макет книги. Макет книги - это модель оформления будущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, вплоть до композиции каждой полосы и разворота в издании. Особенно важен принципиальный макет художественного оформления, в котором наряду с эскизами внешнего оформления имеются размеченные для типографского набора эскизы важнейших для оформления полос издания - титульный лист, шмуцтитулы, спусковые и концевые полосы, типовые полосы с иллюстрациями, с заголовками различной соподчиненности, сносками и так далее. Макет определяет формат полосы, используемые кегли и начертания шрифтов, отбивки между наборными элементами, оформление оглавления, вспомогательных указателей, затекстовых комментариев и примечаний, выходных сведений. Важнейшим исходным моментом в процессе макетирования книги является выбор ее формата, который во многом зависит от функциональных условий (карманное издание, кабинетная книга, настольный справочник и т.д.) и возможностей типографии, в которой размещен заказ. Помимо формата есть множество других компонентов, формирующих книгу как целое, к ним относятся: текстура и тон бумаги, на которой печатается книга; шрифт, используемый для основного и вспомогательных текстов; пропорции самого издания и наборной полосы; соотношение полей книжной страницы; конфигурация текстового набора; формат строки;

межбуквенные, межсловные и междустрочные интервалы; средства зрительного расчленения текста (абзацные отступы, инициалы (буквицы), шрифтовые и цветовые выделения, элементы рубрикации); колонцифры, колонтитулы; иллюстрации.

В результате получается издательский оригинал - произведение, прошедшее редакционно-издательскую обработку, подписанное в набор или печать руководством издательства и подготовленное к сдаче на полиграфическое предприятие.

Производственный этапначинается сдачей издательского оригинала в производство и заканчивается получением тиража издания. Производственный цикл охватывает техническую подготовку издательского оригинала к производству, сдачу его в типографию, контроль за выполнением всех издательских указаний к печати, чтение корректурных оттисков, подписание в печать, проверку сигнального экземпляра и оформление его на выпуск в свет.

Задача технического редактирования - подготовить издательский оригинал для полиграфического исполнения издания. Оно включает:

-техническую разметку издательского оригинала: по формату, шрифтам, рубрикационным и текстовым выделениям и др.;

-указания типографии по набору, верстке и печати издания, брошюровочно-переплетным работам;

-заполнение издательской спецификации, определяющей художественно-техническое оформление и полиграфическое исполнение издания;

-контроль за исполнением всех указаний издательства по полиграфическому исполнению издания.

На производственном этапе редакционно-издательского процесса большой объем работ приходится на корректуру.Корректура как процесс - это чтение корректурных оттисков и внесение в них исправлений для устранения различных ошибок и недостатков, допущенных при редакционной подготовке и наборе рукописи.Корректурный оттиск - это оттиск с набора (или страница оригинала-макета, или светокопия при фотонаборе), изготовленный на корректурном станке на разных стадиях полиграфического процесса. В зависимости от стадии процесса различают следующие виды корректурных оттисков: гранка, заборка, верстка, сверка, подписной корректурный оттиск.Цель корректуры - привести набранный текст в полное соответствие с оригиналом и редакционно-техническими указаниями редакции.Корректурные листы читают и вносят в них правку редактор, автор, технический редактор, издательский и типографский корректоры. В связи с этим правка делится на издательскую и типографскую.При работе с корректурными оттисками используются корректурные знаки - условные обозначения для исправления ошибок и устранения технических недостатков, заменяющие письменные словесные указания по исправлениям в наборе.

Заключительной работой на производственном этапе является проверка сигнального экземпляра. Сигнальными экземплярами служат пробные экземпляры издания, получаемые издательством от типографии для проверки качества издания и подписания его на выпуск в свет. После издательского утверждения издания типография начинает его тиражирование.

На последнем этапеРИП после изготовления тиража издатели занимаются его распространением, для чего используются разнообразные методы пропаганды и рекламы книги.

 

2.Авторское право: права автора, подлежащие защите, срок действия, знак охраны авторского права, ответственность за нарушение авторского права.

Авторские права представляют собой одну из форм защиты интеллектуальной собственности, совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Авторское право распространяется на: - литературные и художественные произведения (включая программы для ЭВМ), драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; - хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; - аудиовизуальные произведения (кино-теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства; - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; - другие произведения. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем являются относительно новыми и нетрадиционными объектами авторского права. Однако на все эти объекты авторского права в полной мере распространяются основные положения Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Особенности правовой охраны этих объектов отражены в Законе РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», а также Законе РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем». Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Статья 1255. Авторские права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

2. Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Возникновение: Авторское право на произведение возникает в силу ФАКТА его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления прав на произведение или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако на практике нередко встает вопрос об авторстве на то или иное произведение, который приходится решать в суде. С целью обеспечения доказательством авторства необходимо зарегистрировать (депонировать) произведения у нотариуса (нотариус может засвидетельствовать дату предъявления ему конкретного документа, а также удостоверить верность копии документа), в общественных организациях, а в некоторых случаях - в государственных организациях.

Срок действия исключительного права на произведение

1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

3. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

5. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

Про исключительность: Таким образом, все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности имманентен любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

Исключительный характер носят не только субъективные авторские права, принадлежащие создателям творческих произведений, но и права, перешедшие по указанным в законе основаниям к другим лицам, в частности к наследникам или работодателям. Что касается природы авторских прав, приобретаемых на основании авторского договора, то она определяется видом последнего: если авторские права по договору передаются на исключительной основе, данный признак ими сохраняется; если же заключается договор о передаче неисключительных прав, само название договора свидетельствует о неисключительной природе авторских прав их обладателя по договору.

Если в договоре о передаче авторских прав при обозначении предмета договора прямо не использовало словосочетание «исключительные права», то характер передаваемых прав определяется исходя из содержания всего договора.

До публикации автор обладает бессрочным и безусловным правом собственности на свое произведение. Однако публикация подразумевает передачу произведения в общественное пользование, и для получения защиты автор (или издательство, выступающее от его имени) должен принять положения закона об авторском праве той страны, где публикуется его произведение.

Международное авторское право приобретается при публикации произведения в одной из стран, присоединившихся к Бернской или Женевской конвенции об авторском праве. Женевская конвенция предусматривает, что произведения граждан стран-участниц, впервые опубликованные в какой-либо стране, защищаются во всех странах-участницах знаком ©, именем заявителя авторского права и годом публикации. Согласно Бернской конвенции, защита авторского права на произведение обеспечивается без соблюдения каких-либо формальных условий, в частности без использования знака авторского права.

Одним из способов защиты авторского права является размещение информации об авторстве – например, с помощью знака «копирайт» - ©.

Этот знак (от английского «copyright» — право на копирование) – особый формат оповещения о вашем авторском праве на любое произведение, где вы поставили ©, свое имя или наименование правообладателя, а также год первой публикации.

Значок «копирайта» нигде регистрировать не надо. Право на его использование вы получаете, как только создали любой объект, на который распространяется авторское право.

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве в 1952 году и в российском законодательстве закреплен в Гражданском кодексе.

Сам по себе знак «копирайт» не может служить основой для установления факта обладания какими-либо авторскими правами, но помогает установить правообладателя. Значок «копирайта» – это своего рода предупреждение всем: у произведения есть хозяин, коммерческое использование без разрешения правообладателя запрещено!

Знак Копирайта © важен тогда, когда вам нужна защита от копирования и нелегального распространения вашего авторского произведения. Имейте в виду, Копирайт условно защищает произведение автора, но не произведение, принцип, идею, процедуру, процесс. То есть у конкретного стихотворения может быть авторская защита, но право копирайта не распространяется на жанр лирики или идеи.

Произведения, защищенные копирайтом можно использовать для цитирования сообщений в СМИ, научных исследований, обучения, комментариев и критики, но с обязательной ссылкой на источник и использованием не более нескольких абзацев авторского текста.

Ответственность за нарушение авторских прав и смежных прав

За совершенное правонарушение, в том числе в авторско-правовой сфере и интеллектуальной собственности, в отношении нарушителя может наступать ответственность трех видов, согласно действующему законодательству:

· гражданско-правовая ответственность за нарушение

· административная ответственность

· уголовная ответственность

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав

Данный тип ответственности за нарушение авторских прав - самый распространенный. Ответственность в таком случае регулируется четвертой частью Гражданского кодекса.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение может наступить в случае предъявления требований:

от обладателей исключительных имущественных авторских прав

от лиц, ими уполномоченных

от организаций по управлению имущественными правами на коллективной основе

Защита исключительных прав

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется путем направления претензии о нарушении прав и предъявления требований:

1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.

В порядке обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав к материальным носителям и оборудованию могут быть приняты обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством (арест).

При нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела.

Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Кодекса принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда.

Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Наиболее распространенное требование, предъявляемое правообладателями при нарушении авторских прав - требование о выплате компенсации. При этом, следует обратить внимание, что компенсация в размере от 10.000 до 5.000.000 рублей выплачивается за каждый случай нарушения, что подразумевает, если Вы нарушили авторские права на 10 объектов авторского права, то указанную компенсацию надо умножить на 10.

Также следует помнить, что удаление информации об авторском праве (копирайтов, указаний авторства и т.п.) влечет отдельную ответственность в виде возмещения убытков или компенсации в указанном размере.

Административная ответственность за нарушение авторских прав

Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях:

Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм в случаях, если:

экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными

на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав

Штраф за нарушение:

– на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения

– на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена Уголовным кодексом:

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав , приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются

1) штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев

2) обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов

3) лишением свободы на срок до двух лет.

Деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере;

в) лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 50 000 - пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере 250 000 - двести пятьдесят тысяч рублей.

Для того, чтобы разграничить и определить применение уголовной и административной ответственности устанавливается, была ли у нарушителя цель извлечения дохода при нарушении. Если небыло, то административная ответственность исключается; если была, то далее разграничение происходит по размеру причиненного ущерба.

Если ущерб от нарушения авторских прав составляет в сумме до 50 000 рублей, то применяется административная ответственность, если больше, то уголовная.

Обычно, правоохранительные органы суммируют стоимость экземпляров или прав на имеющиеся в официальной продаже авторские произведения, фонограммы, фильмы или компьютерные программы.

Важно понимать, что привлечение к уголовной ответственности за нарушение возможно даже в том случае, если нарушитель авторских прав не получал дохода от такого нарушения и даже не имел цели извлечения дохода от нарушения, иными словами, если даже распространял охраняемые объекты авторских прав, которые имеют стоимость, на некоммерческой основе.

 

 


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 46; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.024 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты