КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История христианстваХристианство — самая крупная и по численности приверженцев, и по географии религия мира. Более полутора миллиардов человек на земле номинально считают себя христианами. Возникнув на Востоке, получив развитие в Европе, сегодня христианство распространено в странах Африки, Северной и Южной Америки, в Австралии и, хотя и в меньших масштабах, в странах Ближнего и Дальнего Востока. Что же касается европейских стран, то почти везде христианство принято основной религией. Христианство является одной из монотеистических религий, то есть христиане верят в единого Бога, хотя он и существует в трех ипостасях. Христианство возникло в Римской империи в начале нашей эры. Крупнейшая мировая империя переживала в этот период не лучшие времена. Миф о Великом Риме, о лучшем из возможных государств все тяжелее уживался с реальностью. В сознании римлян зрело ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев, близкого конца света. Эта идея звучала, например, у стоиков — приверженцев одного из самых распространенных течений в античной философии. В обществе все активнее нарастало осуждение неправедного богатства и несправедливой власти. Поэтому идеи Христа стали быстро распространяться, несмотря на официальные запреты и гонения. Вопрос об историчности Христа сегодняшней наукой в основном решается положительно, проблема лишь в том, как воспринимать эту фигуру: как действительного Мессию или как одного из многочисленных проповедников, обличавших власть в восточных окраинах Римской империи. С точки зрения веры это вопрос принципиальный, с точки зрения истории науки он имеет гораздо меньшее значение. Христианские источники рисуют Иисуса как инициатора и лидера движения, у истоков которого стояла палестинская первообщина его учеников. О жизни и личности Иисуса эти источники сообщают очень мало, они излагают его слово, его учение. Поэтому у нас есть все основания говорить об Иисусе как провозвестнике христианского учения, образ которого в таком качестве не вызывает особых сомнений. Все другие вопросы относятся к сфере искусства или веры, но в качестве научных рассматриваться не могут. Как бы там ни было, идеи Христа стали стремительно распространяться, и к 60-м гг. I в. существовало уже несколько христианских общин, помимо самой первой, иерусалимской, состоявшей из учеников, собравшихся вокруг Иисуса. Самое раннее из новозаветных сочинений, Апокалипсис , было написано предположительно в 68—69 гг. Евангелия же составлены к середине II в. Наряду с популяризацией учения в первые века христианства формировался канон, конкретизировались понятия, и определялась роль церкви. Эта работа была проделана крупнейшими мыслителями раннего христианства, которых принято называть «отцами церкви». Тертуллиан , Ориген , Блаженный Августин — вот только некоторые из этих имен, которыми по праву может гордиться европейская и мировая культура. В результате авторитет христианской религии стремительно рос, и через триста лет поначалу гонимое и преследуемое христианство было признано официальной религией Рима. Это произошло в IV в. при императоре Константине и узаконено так называемым Миланским эдиктом в 313 г. Началась «Константинова эра» в истории христианства, многовековой «союз алтаря и трона». История развития христианства весьма драматична. С одной стороны, эта религия всеми возможными способами распространялась по миру, в буквальном смысле утверждая себя «крестом и мечом», с другой — христианство пережило несколько внутренних расколов, в результате чего сегодня говорить о едином христианском мире можно только условно. Первый раскол связан с распадом Римской империи на Восточную и Западную. Это произошло в конце IV в., и с той поры между Восточной и Западной церквями началась многовековая борьба за влияние. Церкви все дальше отходили друг от друга, что привело через семь столетий к их формальному разрыву. Окончательный разрыв был оформлен в 1054 г. Так образовались две мощные христианские церкви: римский католицизм и восточное православие . Сегодня и в системе догматов, и в ритуальной практике эти церкви отличаются весьма сильно. Второй глобальный раскол христианство пережило в эпоху Реформации, спустя еще более пятисот лет. Этот раскол коснулся, прежде всего, католического мира, где в результате религиозно-политических междоусобиц сформировалось несколько мощных религиозных движений, принимающих христианство как веру, но игнорирующих какую-либо серьезную роль церкви как социально-политического института. Эти движения, объединенные общим названием«протестантство» находятся в оппозиции и католицизму, и православию. Таким образом, исторически сложились три основные ветви христианства. Сегодня многие христианские деятели признают такую ситуацию недопустимой. В XX в. протестантизм выступил инициатором экуменического движения , т.е. движения за преодоление раскола христианства. К этому движению в 50-е гг. примкнула Русская православная церковь. Экуменическое движение, созданный им Всемирный совет церквей (ВСЦ) главное внимание уделяют ныне поиску стратегий социального и духовного развития современного общества. Однако до реального объединения еще очень далеко. Другое дело, что христианский мир сегодня воспринимает себя единым в социально-психологическом смысле. Этические, культурные, исторические ценности христианского мира воспринимаются как общее достояние христианства.
|