Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Неотомизм и философия Тейяра де Шардена.




Неотомизм, философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом в развитии томизма. С 1879 Неотомизм получил официальное признание Ватикана. Распространён в Италии, Испании, Франции, Бельгии, ФРГ, США и странах Латинской Америки. Наиболее известные представители Неотомизма- Э. Жильсон, (Франция), В. Бруггер, (ФРГ), А. Дондейн, (Бельгия), У. Падовани, (Италия).

Неотомизм резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он претендует на универсализм, объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и "соборности". Это объединение осуществляется в Неотомизме на жестко фиксированной догматической основе, определяемой непререкаемостью и общеобязательностью для философии божественного откровения; неотомистская философия является "служанкой богословия". Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. В соответствии с этим мир предстаёт в Неотомизме как сотворённый богом и иерархически расчленённый на ряд ступеней, соотношение между которыми описывается на основе преобразованных Фомой аристотелианских моделей.

Неотомизм ориенти­руется на рассмотрение и обоснование положений "вечной философии" через призму человеческого существования. Неотомизм провозглашает наличие Бога и его творения: творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степе­ни судить о нем самом. Принцип анология бытия служит опорой тра­диционных доказательств бытия Бога.

Человек понимается в антропологии неотомизма как сложная субстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Душа - фор­мообразующий оп отношению к телу принцип - предстаёт основой лич­ности. Личность в неотомизме имеет универсальной целью и смыслом всего существования созерцания божественного блага. Стремясь к благу, личность, согласно доктрине неотомизма, обретает совокуп­ность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей.

Смысл и назначение человеческого познания - обнаружить трансцендентное в чувственно воспринимаемом.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (1881-1955 г.) - франц. ученый-палнонтолог. Учение Тейяра противостоит ортодоксальным томистским представлениям о мире и человеке. Человек с присущей ему духовностью, сложным миром сознания он рассматривал как заранее запланированный свыше итог эволюции космического целого. Поиски диалектики "всеединства" сопряжены у Тейяра с пантеистической установкой, стремлением найти Бога, растворенного в мире. Его учению присущ панпсихизм, утверждающий наличие духовного начала.

Для доказательства существования психического содержания всех феноменов материального мира Тейяр использовал понятие "энергии". Энергия трактовалась им как свойство самой материи и в качестве духовной движущей силы, задающий импульс эволюции космо­са.

Человечество, на его взгляд, движется в ходе истории, где взаимно растворены "град земной" и церковное общество - "град божий", по пути универсализации связей между странами и народами.

Философско-исторические воззрения Тейяра отмечены гуманисти­ческой, христианско-либеральной направленностью. Тейяр верил в союз христианства и гуманизма, выдвигал идею единства науки имис­тики в качестве панацеи от всех бед современности.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты