КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эпоха Просветительства. Вольтер, Ж.-Ж. РуссоВольтер Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести "Макромегас" (1752), "Кандид, или Оптимизм" (1759), "Простодушный" (1767), трагедии в стиле классицизма "Брут" (1731), "Танкред" (издана в 1761), сатирические поэмы ("Орлеанская девственница", 1735, издана в 1755), публицистика, исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (1764-69). Более чем двухлетнее пребывание в Англии укрепило его приверженность к веротерпимости и политической свободе. Он создал трагедии "Альзира" (1736) и "Магомет" (1742), "Трактат о метафизике" (1734) и "Основы философии Ньютона" (1738). Приобретенные в Серее познания укрепили Вольтера в неприятии традиционной христианской картины мира, усилили критическую направленность его ума, стимулировали дальнейшие поиски рационального объяснения природных и социальных явлений. Вольтер сотрудничал в "Энциклопедии" Дидро и Даламбера. Первые его статьи появились в 1755 в 5-м томе: "Дух", "Красноречие", "Изящество". Деизм мыслителя был широко известен. Бог Вольтера, создавший Вселенную, но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам, отличался от Бога правоверных католиков. Ж.-Ж. Руссо Руссо был первым (по крайней мере, со времен античных киников и китайских даосов) мыслителем, который указал на противоречия общественного развития, осуществляющегося в условиях общества, основанного на господстве и подчинении. Его труды: «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Исповедь», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании». Он стремился защитить непосредственный характер моральных и религиозных переживаний от разъедающего анализа рассудка. Фундаментальным для Руссо является противопоставление «природного» состояния людей (с которым он связывает простоту, чувство непосредственности, естественность, цельность, искренность, солидарность между людьми) «цивилизованному» состоянию (с ним отожествляются искусственность, распад личности, рассудочность, торгашество, конкуренция, несвобода и неравенство, развращенность нравов, фальшь, прогрессирующая специализация, ведущая к растущему отчуждению между людьми). Руссо усматривал главное зло в самой цивилизации. Руссо полагал, что человеческая природа является доброй, но человек испорчен цивилизацией. По мнению философа, находясь в «естественном состоянии» до появления государства, первобытный «дикарь» был добр, свободен, независим. Основной корень всех социальных зол и несчастий – это появление частной собственности, разделившей людей и породивших между ними конкуренцию и вражду.
|